Пока одни ждут на диванах лучших времен, другие исполняют давно задуманное. Паша и Сергей – еще недавно официанты, а сегодня уже создатели одного из первых полностью автономных фуд-траков (закусочная на колесах – ред.) в Украине Obama Burger Truck, за первые три дня работы продали 400 бургеров и столько же напитков (средний чек сразу составил 93 грн).
Путь от задумки до реализации занял 11 месяцев. И хотя новая закусочная бороздит просторы столицы всего пару недель, Сергей и Паша уже планируют сделать еще парочку фуд-траков, но уже другой кухни, основать мастерскую по созданию закусочных на колесах “под ключ”, а также открыть стационарное заведение. AIN.UA пообщался с молодыми предпринимателями и узнал, где взять стартовый капитал, как сделать ремонт грузовика своими руками, какие нужны разрешения, как правильно оформиться, есть ли рэкет и почему “Обама”.
Как родилась идея закусочной
Тема еды была Паше интересна еще с юности. В 16 лет он пошел учиться в Киевский национальный торгово-экономический университет (КНТЭУ) на “менеджмент отельно-ресторанного бизнеса” и уже с первого курса подрабатывал летом официантом в “Козырной карте”.
Совершенно случайно Паша познакомился с Сергеем, у которого такая же специальность. На этой почве, несмотря на разницу в возрасте, они и сошлись. Когда Паша заканчивал четвертый курс и поступал на магистратуру на заочку, он стал задумывался над тем, что делать дальше. У Сергея на тот момент был опыт директора и администратора в ресторанном бизнесе. Парни подумывали открыть какое-нибудь заведение, но революция внесла свои коррективы.
Глядя на колебания курса, друзья решили, что нужно думать в другом направлении – не ресторан, не стационарное заведение, а закусочная на колесах. В Украине практически нет настоящих (полностью автономных) фуд-траков, так почему бы не стать первыми?
У Сергея была идея делать фургончики с заготовленными холодными сендвичами. Но Паша хотел продавать что-то более основательное. Решили остановиться на бургерах.
Рынок фуд-траков в Украине представлен, в основном, шаурмичными и их вариациями. Это не автономные автомобили, а скорее МАФы на колесах, которые подключены к электричеству и воде на правах “кумовьев”. По словам Паши, в Америке такой бизнес организован иначе – там у всех стоят генераторы и запрещено подключаться посреди города в столб или билборд.
Название закусочной родилось совершенно случайно – когда друзья в очередной раз прорабатывали рецепты и пробовали разные ингредиенты, Сергей сказал – а давай назовем этот бургер Обамой. Паша согласился, и в итоге весь проект превратился в Obama Burger Truck. Просто так.
На реализацию задумки Паше и Сергею требовалось $50 000. По их расчетам этой суммы должно было хватить на покупку грузовика ($6000) и все ремонтные и отделочные работы, включая капремонт двигателя, работы по утеплению, установку холодильников, вытяжки и кондиционера.
Прежде чем пускаться во все тяжкие, друзья оформили в печатном виде бизнес-план и приготовились защищать его как диплом. В роли “комиссии” выступали друзья родителей Паши, которые на общепите и ресторанном бизнесе съели не одну собаку. Отстрелявшись на “защите”, Паша и Сергей решили не искать инвесторов, а взять денег в долг у друзей. Отбить вложения планируют в течение двух лет.
Приключения на дороге
Подходящий автобус Паша с Сергеем нашли в Днепропетровске через интернет. У владельца был перелом пятки, поэтому он не мог сам перевезти его. Пришлось брать с собой товарища с категорией С1 для грузового автомобиля и ехать в другой город.
Оказалось, что у владельца арест на имущество, в том числе на автомобиль. Выяснилось это уже на стадии оформления, когда инспектор в МРЭО начал цокать языком, глядя на документы. Продавец предложил ребятам забрать машину, а документы получить потом, по почте. Но киевляне решили, что лучше лишний раз смотаться в Днепропетровск, чем потом схлопотать какой-нибудь “сюрприз”.
В итоге владелец заплатил все штрафы и снял авто с ареста. Через неделю друзья вернулись в Днепропетровск, чтоб забрать машину. В 200 км от Днепропетровска начались приключения: сначала, при открытии окна, стекло выпало наружу и разбилось, потом в двигателе начало что-то стучать, и машина заглохла. Накрылся стартер. Печка тоже не работала, что при морозе -5 и разбитых окнах было, мягко говоря, неприятно.
Друзьям помогли дорожные строители, которых они случайно обнаружили по дороге на заправку – взяли их на буксир. В процессе буксировки оказалось, что сломался не только стартер, но и двигатель. В итоге за ребятами приехал брат Паши. Дядя Паши помог ему найти в Полтаве эвакуаторную службу, которая влетела парням в копеечку. Пришлось ехать со скоростью 50 км в час. А поскольку у них был “негабарит”, до Киева добирались объездными путями.
В столице ребят до самой ночи ждал Андрей – владелец и мастер СТО, с которым они заранее договорились о наружных работах. Преимуществом этой СТО была высота, позволяющая упрятать их 3,5-метровый автобус.
Ремонт и отделка
Капремонт двигателя хлопцы решили оставить на потом, дав приоритет ремонту всего остального. Ребята пришли к выводу, что можно было бы все сделать самим – и внутри, и снаружи.
Начали смотреть открытые каналы на YouTube, о том, как американцы делают фуд-траки, и перенимать их опыт. Зачем что-то изобретать, если есть люди, которые это уже делают на очень высоком уровне?
Но были свои нюансы. Например, фуд-траки в Лос-Анджелесе никто не утепляет, потому что у них тепло круглый год. Поэтому парням пришлось изобретать износоустойчивое утепление самим. Мебель тоже делали сами.
Так Паша с Сергеем научились клеить, резать и придумывать. Когда столкнулись с тем, что зимой в ангаре стало очень холодно, так как не было отопления, построили котельную и поставили батареи.
Когда ребята только купили машину, Сергей работал администратором в ресторане “Прага”. Договорились, что Паша работает над автобусом фул-тайм, а Сергей – по выходным. И хотя изначально ребята планировали управиться за пару месяцев, ремонт затянулся почти на год. Самым ужасным были вопросы друзей и родственников: “Привет! Ну что? Когда?”, “Сделали фары?”, “Решетка готова уже?”. Молодые предприниматели даже начали избегать близких и друзей, чтобы не отвечать на неудобные вопросы.
После Нового года, когда примерно вырисовался реальный объем работ, Сергей ушел с работы, и они с Пашей уже вдвоем каждый день работали над автобусом.
Теперь в фуд-траке “Обама” установлен полностью безопасный американский 8-кВт генератор на газу (предназначен для резервного питания загородных домов), который питает электричеством всю кухню, холодильники, кондиционер и вытяжку. Из неэлектрического оборудования в автобусе установлены жарочные поверхности, которые работают на газу. Имеется два бака на 200 литров – один с чистой водой, второй для слива. Проточный нагреватель, который позволяет пользоваться и горячей и холодной водой. Помпа, которая прокачивает давление и дает нормальный напор – все как дома на кухне.
По словам продавца, автобус жрет 13-15 литров дизеля на 100 км. Но поскольку со всем оборудованием он теперь весит 5,5 тонн, расход может быть и выше.
Лишь в самом конце был сделан капремонт двигателя: новые вкладыши, прокладки, новый блок цилиндров, расточка. В итоге со всем фаршем, отделочными работами и дизайном фуд-трак обошелся в $50 000.
Оформление и разрешения
Удобство закусочной на колесах в том, что она не требует разрешения пожарных, как и санитарно-эпидемиологической службы. Подобные разрешения нужны МАФам и выдаются по адресу предприятия. Но какой адрес у водителя? В налоговой Паша указал адресом предпринимательской деятельности Киев. Инспектору ничего не оставалось, как дать “добро”, потому что для передвижной кухни больше ничего и не напишешь. Парни указали при оформлении ФОПа свою деятельность (мобильное питание) и можно было начинать работу.
Первый раз – это всегда незабываемо
Когда было покончено с капремонтом двигателя, друзья впервые за долгое время завелись и поехали на заправку. “Когда я сел за руль – это было незабываемо”, – вспоминает Паша. А молодой отец Сергей чувство от первого выезда сравнивает с рождением дочери.
“Я могу сравнить это с послеконцертными чувствами – той эйфорией, когда вы с ансамблем отыграли (Павел также является основателем и барабанщиком группы Mova – ред.), концерт получился отличный, все аплодируют, всем было весело, и ты стоишь мокрый и счастливый”, – продолжил Паша, – Здесь тоже самое, только “концерт” длился год. Это было просто невероятно”.
Первых покупателей Паша мог бы даже по именам назвать. При этом, почин продажам был положен не на автобусе, а стационарно. Ребят пригласили в мае на Тату-фест на “Арт-заводе”. Первый же полноценный выезд и продажи бургеров случились, когда ребят пригласили на фестиваль Big Apple WKND на Владимирскую горку, который проходил 2-4 октября.
“Когда стоишь в автобусе, который вы перебрали до последнего винтика, и все светится, блестит, рядом жарится мясо и шуршит упаковочная бумага – все то, что мы с Сергеем представляли себе каждый день уже почти год, тебя накрывает перманентно. Целый день как под кайфом”, – вспоминает Паша.
Obama Burger Truck за месяц поучаствовал в четырех мероприятиях. Половина оказались убыточными. Причина – плохая организация и высокая арендная плата. Например, на Best Fest в Лавре ребятам обещали, что кроме них там будет одна точка с бургерами, один мангал и фургон с кофе. В итоге там оказалось четыре точки с бургерами, две шашлычные, пельмени, чебуреки и три точки с кофе. И все это на очень небольшой площадке, где и людей было совсем мало. Мало того, что парни за аренду заплатили 2000 грн, так в конце мероприятия с них еще пытались содрать мзду за электроэнергию и подключение. Хотя они подключались сами.
“На “Бумбоксе” мы тоже заплатили 2000 грн” – делится Паша, – “Причем сначала они хотели 3000 грн. Концерт длился ровно час, и все люди ушли. Зато на Владимирской горке организаторы действительно большие молодцы. Как и организаторы Финала Чемпионата Украины по американскому футболу. Они честно сказали, кто из участников будет и сколько намечается людей. За аренду мы тогда заплатили вполне адекватную сумму – 500 грн”, – делится Паша.
Бизнес во время кризиса
Концепт закусочной на колесах ловко вошел в пазы нынешнего кризиса. Не нужно вбухивать деньги в ресторан, платить за аренду и тратиться на сумасшедший ремонт. Автомобиль всегда можно продать как готовый бизнес. Под ключ. Если ты его припарковал и он год не работал, ты никому ничего за это не платишь.
Не говоря уже о том, что это уличная еда, которая не рассчитана на средний счет в 500 грн, как в ресторане. “Ресторанное качество при в два раза меньшей стоимости – это тот контраст, который цепляет. В ресторане ты не купишь бургер почти в полкило за 75 гривен”, – говорит Паша.
С рэкетом ребята пока не сталкивались. Недавно стояли на Терещенковской, возле Парка Шевченко, где стоит мобильная кофейня «Бонапарт». Там им рассказали, как в августе приезжала милиция и просто так, без особых оснований, забрала из авто “Бонапарта” холдеры (куда идет кофейная закладка). Сказали: “Заплатите нам столько-то, и мы вернем”. Кофейня стоит там почти год, по законодательству ничего не нарушает – оформлены как ФОП, стоят на парковке, никому не мешают.
“Обама Бургер” действуют так же и пока проблем с законом у ребят не было. Недавно полиция вежливо намекнула им, что цвет их автобуса не совпадает с цветом, указанным в техпаспорте. Но закон есть закон – пришлось свернуть торговлю и ехать на переоформление.
Автоматизация и бухгалтерия
Паша с Сергеем пользуются облачной автоматизацией украинского производства со всеми нюансами, вроде складского учета и печати чеков. Удобная штука, особенно если ты собственник бизнеса. “Допустим, ты уехал по делам и тебе стало интересно, что там происходит в твоем фуд-траке. Заходишь на страничку, смотришь – только что продали 10 бургеров”, – рассказал Паша. За эту штуку парни платят по 1000 грн в месяц, называется Poster.
Пока Паша и Сергей все делают вдвоем, иногда приглашают Машу, которая в группе с Пашей играет на клавишах. Штат не нанимают, хотят самостоятельно прочувствовать все моменты. “Мы должны знать, чему учить людей. Потому что совсем неправильно, когда делают какой-то проект, открывают бизнес, сразу же пускают туда наемных работников и не знают, чего от них требовать”, – говорит Паша.
Проблемы
По словам Паши, В 90% случаев они с Сергеем сталкивались с людьми, которым даешь деньги, а они не хотят работать. Говоришь человеку – “Слушай, ты трубами занимаешься, верно? Мне нужно две нержавеющих”, а он отвечает – “Да нет, я сейчас занят, ты мне сначала скинь предоплату, а я потом тебе почтой перешлю”.
По ходу своих приключений парни набрали контакты людей, которые действительно хотят работать. С ними теперь только и сотрудничают. “Мы поняли, что главная работа менеджера по продажам абсолютно в любой сфере – это сначала взять предоплату. Когда человек берет предоплату, он пропадает сначала на месяц, а потом еще два месяца делает работу, которую можно было сделать за день”, – рассказал Паша.
К сожалению, обслуживать как в ресторане (заказал-покушал-рассчитался) у ребят не получается. Люди могут не со зла забыть заплатить, потому что в заведении ты привык, что уходя нужно попросить счет. Когда же человек на улице, у него немного другая философия – голова чем-то занята. “Шел ты к себе домой, тут оказался у фуд-трака, провал памяти”, – моделирует Паша, – “Куда я там шел? Ах да, домой!”. Так человек и уходит, не заплатив. Поэтому приходится работать только по предоплате.
Когда ударили осенние дожди и люди вообще перестали выходить из своих домов и офисов, парням стало ясно, что им нет смысла выезжать в город и стоять, ожидая непонятно кого. Поэтому они организовали доставку. Для этого они выезжают со своей ночной стоянки, становятся на парковке на улице, чтоб можно было удобно подъехать на легковушке, включают телефон и принимают заказы. Паша садится за свой легковой автомобиль и развозит заказы. Все просто.
Планы на будущее
У ребят в планах целых три идеи:
- Заняться переоборудованием фуд-траков под заказ. Уже есть потенциальные заказчики. Паша и Сергей прошли весь процесс, и утверждают, что так как они – в Украине никто не делает. На вопрос зачем им это нужно, Паша с Сергеем признаются, что хотят развивать этот рынок не только для себя, но и для людей, которые тоже хотят делать фуд-траки, ездить, готовить вкусную еду и кормить людей.
- Сделать еще несколько траков. Планируются другие жанры, с иными кухнями и блюдами.
- Открыть стационарное заведение. По словам Паши, это будет хорошим дополнением к фуд-траку, так как иногда тяжело делать все заготовки в фуд-траке. Наличие стационарной кухни намного бы удешевило и упростило работу.