Безжальний Горовіц: обзор украинского издания ‘The Hard Thing About Hard Things’

5868
8

Ассортимент украинской бизнес-литературы, так же как и бизнес-литературы на украинском, весьма скуден. Ввиду этого выход украинского издания книги ‘The Hard Thing About Hard Things’ («Безжальна правда про нещадний бізнес») мастодонта венчурной индустрии Бена Горовица можно назвать событием для украинского предпринимательского и инвесторского сообществ.

82o6Ara5kwQ

Бен Горовиц

Горовиц стоял у самых истоков венчурного предпринимательства и является одной из его живых икон. Сейчас его чаще представляют как инвестора Airbnb, Facebook, Twitter и еще ряда стартапов первой лиги. Но начинал он в Netscape, вместе с Марком Андриссеном руководил одним из подразделений в AOL, создавал и руководил одним из первых крупных облачных стартапов Loudcloud, который вывел на IPO в разгар бума доткомов. После — отделился и основал компанию Opsware, которую продал HP за $1,6 млрд в 2007 году. В 2009 году соосновал венчурный фонд Andreessen Horowitz, который всего за пару лет стал одним из ведущих в Кремниевой Долине.

Об этом всем Горовиц и рассказывает в первой части. В отличие от большинства бизнес-книг, Бен сознательно избегает рекомендательного тона, нравоучений и формального стиля изложения. Горовиц – большой фанат хип-хопа – пишет так, будто вы с ним общаетесь за кружкой пива в баре (причем где-то в Гарлеме), а не читаете книгу состоявшегося мультимиллионера и визионера. Во многом именно в этом секрет успеха и шарма бестселлера.

Издание

Украинским изданием занялось издательство «Наш Формат», известное любителям бизнес-литературы по украинской адаптации «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Учитывая, что книга Горовица еще в 2014 году получила колоссальную популярность, издательство пошло на подкупающее решение – сохранило оригинальную обложку, добавив украинское название лишь между строк. Вряд ли бы кто-то сходу понял, что «Безжальна правда про нещадний бізнес» — это и есть тот самый ‘The Hard Thing’. Хотя российские коллеги «Манн, Иванов и Фербер» рискнули и перевели название как «Легко не будет», тем самым оказались вынуждены раскручивать бренд с нуля.

Само издание получилось весьма посредственным. Уже во вступлении удалось отыскать около 4 опечаток и помарок (пропали пробелы, сноска ведет на другое слово). Текст самой книги откорректирован скрупулезнее, но, в общем, складывается впечатление, что книгу банально не доработали. То же касается качества бумаги и полиграфии.

С другой стороны, на сайте издательства книгу можно купить всего за 140 грн, в розницу – до 170 грн. Российское издание обойдется более чем в 400 грн, американское – около 380 грн (это без доставки). Поэтому можно закрыть глаза на некоторые недочеты в контексте того, что «Безжальна правда про нещадний бізнес» стоит почти втрое дешевле аналогов.

Перевод

Переводить подобную литературу – задача не из легких. Обилие специфического сленга из мира венчурной индустрии, плюс своеобразный юмор и тяга к хип-хопу обеспечивают достаточное количество головной боли для переводчика. В контексте этого, решение переводить строчки песен в эпиграфах выглядит странным (вы когда-нибудь слушали переводы песен Канье Веста или Run DMC?). Зато в остальном прицепиться не к чему.

Переводчице Елене Замойской удалось не перегрузить текст англицизмами, и не удариться в излишнюю адаптацию. СЕО остался СЕО, делистинг – делистингом, а название фильма ‘Up In The Air’ превратилось в более знакомое «Вище неба», как он подавался в украинском прокате.

VEgchJYHUb4

Содержание

Несмотря на то, что ‘The Hard Thing’ – это книга о стартапах, она не имеет практически ничего общего с классическим представлением о подобной литературе. Горовиц сознательно избегает построения методологий и раздачи универсальных советов. Его цель – снять с предпринимателя розовые очки, бросить в жернова бизнес-среды, и подсказать, как сделать так, чтобы тебя перетерло в порошок чуть позже, чем остальных.

Для того, чтобы завоевать доверие читателя таким стилем повествования, нужно утвердить свой авторитет в его глазах. Этим Горовиц занимается в первой части книги, рассказывая историю создания, трансформации и продажи Loudcloud. Небольшим разочарование стало то, что Бен практически ничего не говорит о своем опыте, как инвестора (хотя там есть о чем рассказать), и задевает эту тему лишь в последнем разделе. Правда, материала на эту тему у Горовица хватит еще на пару книг.

Истории из трудовой деятельности и практические советы на случай разных жизненных ситуаций из быта компании, с момента ее основания до момента поддержания жизни после выхода на IPO, составляют основу книги. Львиная доля внимания уделяется работе с командой. Горовиц как никто другой понимает, насколько важен каждый человек в компании. Показательно, что истории найма менеджера по сбыту Бен посвятил целую главу.

Самое прекрасное в рассказе Горовица – это его подход к решению проблем. Например, описывается ситуация, в которой руководители двух департаментов начали настоящую войну между подразделениями, жалуясь на работу друг друга. Решение этой проблемы Бен нашел, просмотрев фильм «Чумовая пятница», в котором мама и дочка менялись телами. Этот же метод Горовиц применил на работе, поменяв топ-менеджеров подконтрольными им подразделениями. Результат превзошел все ожидания.

Тонкой красной нитью через весь рассказ автор протягивает тему увольнения. Увольнение плохих сотрудников, хороших сотрудников, друзей, партнеров, топ-менеджеров и, в конце концов, себя самого. Видно, что для Горовица это больная тема, и он сам все еще не нашел ответы на все вопросы. Но он не пытается умалчивать те вещи, о которых не говорят в большинстве бизнес-книг.

Многие советы, которые дает Горовиц, украинскому предпринимателю будут «на вырост». Он весьма детально описывает процесс выхода на IPO, переговоры с инвесторами, работы с партнерами, обучение персонала, проблема «управленческого долга», бесконечные сомнения в себе и трудности в семейной жизни, которые сопряжены с активной работой. Горовиц рассказывает о бизнесе в крепкой связке с психологией и элементами бесконечного самокопания. В общем, уделяет внутренним ощущениям СЕО не меньше внимания, чем происходящему вокруг него.

Канье Вест и Бен Горовиц

Канье Вест (слева) и Бен Горовиц. Фото: Jeremy Castillo

Вердикт

«Это одна из лучших книг для СЕО, которые собираются стать СЕО впервые, но уже имеют опыт работы в технологических компаниях», — говорит инвестор и партнер AVentures Capital Евгений Сысоев. С ним сложно не согласиться. Горовица стоит читать, когда ты уже запустил свой бизнес или вот-вот планируешь запустить. Тогда Бен подарит читателю не только весьма занимательную историю своей жизни, но и целый ворох толковых советов, которые смогут выручить в самых сложных ситуациях.

Любители классической бизнес-литературы жалуются на то, что ‘The Hard Thing’ слишком специализирована, однако в этом кроется ее главное преимущество. В большинстве случаев, универсальные советы не кроют в себе реальной ценности, в отличие от отрефлексированных жизненных ситуаций.

Хоть эта книга написана про технологический бизнес, она подойдет для понимания сути предпринимательства как такового. Не зря на задней обложке приведена цитата основателя «Пицца Челентано» и «Кумпель Груп» Марка Зархина, бизнес которого лежит в совершенно иной плоскости.

Горовица нужно читать, чтобы понять, что предпринимательство – это борьба. И она далеко не всегда заканчивается победой. В большинстве случаев, это больно, страшно и мучительно безнадежно, но все же есть несколько правил, которые помогут немного облегчить страдания предпринимателя.

Оставить комментарий

Комментарии | 8

Поиск