На днях с редакцией связалась Диана Лебедева – бывший директор днепропетровского стартапа “Выходной” – развлекательного портала, основанного Александром Рыжковым и Родионом Ерошеком, и проинвестированного 908. Со слов Дианы, основатели довели стартап до закрытия, потратили инвесторские деньги, сотрудникам не выплачивается зарплата, а обязательства перед клиентами не выполняются. За пару лет стартап из оценки в $200 000 упал до $4000, говорит Лебедева – по ее словам, за эту сумму компанию сейчас пытаются продать.

Основатели стартапа удивляются этим обвинениям, говорят о том, что отношения с инвесторами у них отличные, а Лебедева, в свою очередь, не выполнила финансовых обязательств по договору франшизы. В таких ситуациях обе стороны часто дают противоречивые оценки, так что приводим ниже обе позиции.

“Выходной” – это сеть порталов с посещаемостью в 200 000 человек в месяц, зарабатывает в основном на скидочных программах и рекламе. Самый крупный из них – сайт про Днепропетровск, им и управляла Лебедева, по франшизе “Выходного” работают и другие городские сайты.

Позиция директора стартапа “Выходной”

Вся эта ситуация сложилась из-за конфликта менеджмента и основателей, который по мнению Лебедевой, выглядит так:

  • Диана работала в стартапе с 2011 по 2015 год, за это время наладила все бизнес-процессы, вывела проект на прибыль.
  • В 2013 году проект получил инвестиции от 908 при оценке в $200 000, но все деньги ушли не на развитие проекта, а на зарплаты основателям.
  • В июле 2015 собственники и основатели отказались от обязательств перед клиентами портала и решили отстранить Диану от руководства.
  • В августе по проекту накапливались долги, Лебедева предложила выкупить проект или компенсировать ей сумму около $9500, которую она потратила на развитие сайта из личных денег, но ей отказали.
  • Сейчас работа над проектом остановлена, долги накапливаются, сотрудникам не платят зарплату.
  • Если в 2012 году проект был оценен инвесторами в $200 000, то в этом году уже в $4000 – за эту сумму его сейчас пытаются продать.

Как рассказала менеджер, ей пришлось вкладывать свои средства в SEO, в создание контента, в зарплату сотрудникам и редизайн. Бизнес-модель “Выходного” строилась на продаже месячного размещения на сайте по предоплате со стороны рекламодателей (владельцы ресторанов и организаторы событий и концертов). Т.е. предоплата всегда шла на погашение долгов по зарплате за предыдущий месяц, и это значило, что стартап постоянно должен был подписывать новые договоры.

Ситуацию можно было бы изменить, если бы вложений в рекламу было больше, но у “Выходного” они составляли около 5% вместо 20-30%. По ее словам, когда проект таки получилось вывести на прибыль, кеш забрали основатели для другого своего стартапа, Poster (Диана предоставила редакции финотчет по проекту, но насколько он соответствует действительности, мы проверить не можем):

vh2

Еще одной проблемой сервиса стали технические неполадки: “Выходной” зарабатывает на программах скидок, но эта система постоянно ломалась и владельцы не могли пользоваться картами. “Технологическая поддержка сервиса карточек все время находилась под управлением собственников”, – говорит Лебедева. И с поддержкой сайта все было не очень: “Иногда сайт работал так плохо, что требовалось 3-4 часа, чтобы опубликовать статью”, – говорит она.

Со слов Дианы, “Выходной” закрывается из-за “жадности и давления на менеджмент” со стороны основателей и инвесторов. С 1 ноября команда сайта под ее руководством прекратила работу над сайтом и одновременно потеряла доступ к админке. Развитие проекта остановилось – он уже две недели не обновляется, а обязательства перед 200 рекламодателями и 5000 владельцами скидочных карт не выполняются.

Позиция основателей стартапа “Выходной” и его инвесторов

Основателей и инвесторов стартапа обвинения со стороны Дианы и ее молодого человека Михаила Кашкина, который в этом споре вызвался представлять ее интересы, удивляют. Андрей Хорсев, инвестор проекта, прокомментировал эти обвинения так: “По моей информации, Диана Лебедева вступала в сексуальные отношения с некоторыми моими партнерами и друзьями, чтобы получить долю в этом проекте. На данный момент она никакого отношения к проекту “Выходной” не имеет. Сам я ее видел в жизни пару раз в офисе “Выходного”. Деловые отношения с ребятами, создававшими проект “Выходной”, у нас прекрасные. Никаких финансовых либо других претензий я к ним не имею”.

Он также подтвердил редакции, что сейчас ищет покупателя для проекта, но не назвал его стоимость. Диане и ее партнеру он продавать проект не будет. “У меня есть запись, где он с каким-то человеком, представившимся охранником Корбана, угрожает моим партнерам”, – заявил он.

По словам инвестора, Диана во время управления проектом не предоставляла основателям и инвесторам финотчетов, не выполняла план по оборотам, нарушила соглашение о конфиденциальности. А то, что сам конфликт вышел в публичную плоскость, Хорсев связывает с тем, что планирует продать стартап другому покупателю, а не Лебедевой. Оценку в $4000 называет неверной, как и якобы имеющийся долг в $9500 – наоборот, это Лебедева должна была бы платить за франшизу.

Это мнение поддерживает и основатель проекта Александр Рыжков: “Данная ситуация вызывает у нас недоумение, отношения с инвесторами у нас отличные. Диана получила в управление проект по договору франшизы в августе прошлого года. До требуемых финансовых показателей проект так и не дорос, по договору выплаты не осуществлялись, финансовая отчетность не предоставлялась. На какие-либо переговоры о дальнейшей судьбе проекта Диана не идет и не понятно чего вообще добивается. Любые расходы мы согласовываем с инвестором и не отчитываемся ни перед кем кроме него. Со стороны 908 к нам нет никаких вопросов по расходу средств”.