Репортаж из гаража: 74-летний киевлянин делает электросмарты стоимостью $5000 и готовит массовое производство
Кандидату технических наук и изобретателю-энтузиасту Эдуарду Рудику 74 года. Он успешный бизнесмен — машинные масла, которые производит его компания «Ариан», считаются одними из лучших на украинском рынке. Среди крупных клиентов «Ариан» украинское Министерство обороны — масла Рудика поставляют в АТО для танков и военных машин. Но сегодня речь пойдет не об этом, а о хобби Эдуарда Григорьевича, о котором мы ранее уже писали. Он делает электросмарты «Панько» стоимостью $5000 и готовит массовое производство.

Рудик более 30 лет увлекается разработкой и сборкой автомобилей. За свою карьеру он собрал больше 20 моделей, непохожих друг на друга по дизайну и возможностям. Редакция AIN.UA побывала в гостях у изобретателя, чтобы увидеть их своими глазами. Правда, не все — известный российский режиссер Федор Бондарчук как-то раз взял в аренду восемь машин Рудика для съемок своего фильма «Обитаемый остров», а вернул только одну… Подробнее об этом мы тоже расскажем.
Дорогое хобби
Автомобилями Рудик заинтересовался еще в детстве, а когда подрос, стал делать полноценные машины своими руками. Он никогда не изготовлял ничего на заказ, все идеи — его собственные. Основная цель — сделать недорогой городской автомобиль, который стоил бы немного дороже, чем мотоцикл и был доступен любому киевлянину.
Сперва мы отправляемся в кабинет Эдуарда Григорьевича, где беседуем о его увлечении, смотрим чертежи и обсуждаем финансовые вопросы.

Изначально Рудик производил автомобили с обычными бензиновыми двигателями, как правило, от мотоциклов. Однако со временем решил, что будущее все-таки за электродвигателями. «В обычных двигателях много лишних механизмов. Все, что должно быть в автомобиле — это руль, четыре колеса, тормоз и газ. Ну и аккумуляторные батареи, которые это все приводят в движение», — уверен изобретатель.
Более 30 лет он стремился к идеалу и, наконец его нашел. Это последняя разработка Рудика — легкий двухместный электрокар «Панько». «Бензиновые и дизельные авто — прошлое, скоро их не будет. Им лет пять осталось, сегодня бум на электрические авто. Они появились давно, но нельзя было их делать, потому что не было аккумуляторных батарей. Сегодня они есть — довольно мощные, компактные и недорогие, поэтому начинается новая эпоха в автомобилестроении», — уверен Эдуард Григорьевич.

Стремление к идеалу — главная беда изобретателя. За 30 лет, в течение которых он собирает автомобили, Рудик так и не решился одну из моделей поставить на поток — не был окончательно доволен результатом. Впрочем, «Панько» может стать первой серийной моделью Рудика — сейчас он ведет переговоры о запуске производства первой партии. Для начала, 10 штук в месяц.
Уже есть предприятие, которое готово заняться выпуском автомобилей Рудика — Харьковский автомобильный завод, довольно крупный, сегодня занимается ремонтом военной техники. «Они к нам приезжали, и мы договорились, что по нашим чертежам они будут изготовлять такие автомобили и продавать их. Я отдаю им бесплатно техдокументацию, идею — все. Они могут сами делать машины и сами продавать. Мне от них ничего не надо. Единственное, что я прошу — чтобы на корпусе была табличка с надписью «Рудик» — мне этого достаточно», — говорит изобретатель.

Если по городу будет ездить машина с такой надписью, значит я недаром жил на Земле. Я хочу, чтобы люди оценили мои идеи, чтобы мои идеи приносили людям пользу.
Рудик достает из стола альбом для рисования. В нем — его задумки, начерченные в масштабе 1:100. Некоторые автомобили он построил (среди рисунков видим и «Панько»), а некоторые пока остаются на бумаге. Например, автомобиль для инвалидов, который раздвигается посредине на метр, чтобы человек мог легко в него сесть, а не сгибаться в три погибели. «У меня таких альбомов два десятка», — говорит Эдуард Григорьевич.

В команде Рудика — конструктор, инженер, который делает техническую документацию, и несколько рабочих — они занимаются непосредственно сборкой. Комплектующие закупают в Китае у производителя — это самый бюджетный вариант. Таким образом, одна машина, включая все затраты — от закупки деталей до сборки — обойдется на производстве до $5000.
О рыночной цене Рудик пока не говорит, но планирует, что изначально наценка будет совсем небольшая — скажем, $1000. А по мере роста спроса цена также будет расти. Впрочем, в Европе автомобили с аналогичными характеристиками стоят от 8000 евро и выше. «А у нас новый электромобиль обойдется от $17 000 до $20 000», — говорит Рудик. Поэтому считает, что «Панько» может стать хорошим выбором для небогатых горожан.

Производство концепта стоит дешевле, но тоже требует существенных вливаний. Рудик финансирует свое хобби за счет основного бизнеса — завода в Фастове «Ариан», которому 24 года. «В год у меня уходило как минимум по 100 000 грн. Таким образом, за все эти годы я потратил на свое хобби 2,4 млн грн», — рассказал Эдуард.
Палки в колеса «Панько»?
Концепт «Панько» полностью на ходу, однако по городу на нем не может проехаться даже сам Рудик. Регистрация самодельного автомобиля в Украине — реальная проблема. Чтобы это сделать, нужно сначала согласовать техническую документацию со всеми автоинспекциями, санитарами и дорожниками, а потом отдать автомобиль на технические испытания. По прохождению всех кругов этого бюрократического ада в теории конструктору выдают сертификат соответствия технической документации фактическим характеристикам, и только с этим сертификатом можно идти в ГАИ — регистрировать автомобиль.
Сей процесс в Украине может длиться вечно и факты его прохождения истории неведомы. «При СССР самодельщик мог прямо в ГАИ зарегистрировать свое авто. Было всего 16 требований, и если ты их выполнил, можешь на месте получить номера и сам ездить на своей машине. А сейчас требований очень много, все настолько забюрократизировано, что зарегистрировать свою машину практически невозможно», — рассказал ведущий специалист проекта «городской электромобиль» и «электромобили для людей с ограниченными возможностями» Александр Мунгалов.

«Сейчас предъявляют какие-то несусветные требования. Мы не единственные самодельщики, которые не могут зарегистрировать свою машину. Создатель автомобиля «Электра-2″, наверное, живет в том испытательном институте, но его постоянно отправляют домой со все новыми и новыми претензиями», — говорит Саша. На выставки конструкторы ездят на эвакуаторе, на автомобильные дороги не выезжают.
На этой минорной ноте мы перемещаемся в гараж, где собирают автомобили. Здесь стоят как полностью готовые, так и частично разобранные модели. Из готовых мы видим далеко не все — некоторые машины находятся в другом гараже Рудика, а еще несколько — выкупили.
В мире самодельных автомобилей
В первую очередь мы осматриваем «Панько». Александр почти бесшумно выезжает на машине из гаража, и мы осматриваем ее на улице. «Панько» привлекла много внимания на конференции Kyiv Smart City — тогда к ней выстроилась целая очередь из журналистов.


Аккумуляторов в «Панько» шесть — два спереди и четыре сзади. На полном заряде она может преодолеть 100 км без подзарядки, а заряжаются аккумуляторы за считанные часы. Основная прелесть даже не в том, что в такой машине нет ничего лишнего, а в том, что проехать 100 км обойдется водителю максимум в 7 грн, а то и даром. Например, на заправках ОККО электрокары заряжают бесплатно, говорит Александр.
Максимальная скорость — 70 км/ч. Рудик убежден, что больше и не нужно — он противник быстрой езды по городу. В салоне два места — для водителя и пассажира. Он довольно просторный. Из элементов управления — только зажигание, руль, две педали — газ и тормоз — и рычаг переключения направлений «вперед-назад», который больше напоминает тумблер, нежели коробку передач. Машина ориентирована на женщин, и я признаю, что для меня это идеальный вариант как по характеристикам, так и по стоимости.
«Кріпак» — спортивная машина Рудика. Тягловая лошадка — отсюда и название модели. Ее он собрал в 2013 году.


«Козак» — более старая модель, 2003 года сборки. Это единственная машина, которая уцелела на съемках фильма Бондарчука «Обитаемый остров» и вернулась домой.

Режиссер увидел машины в интернете после очередной выставки и сам вышел на Эдуарда Григорьевича. Его привлек именно дизайн автомобилей — они идеально подходили под антураж его футуристического фильма. Машины Бондарчук взял в аренду, но вернул только одну — остальные разбили во время съемок погони. Впрочем, Рудик не в обиде — режиссер щедро оплатил потерю конструктору. Впрочем, точную сумму Эдуард Григорьевич называть не захотел.
«Козак» — не электрическая машина, в нем установлен двигатель от мотоцикла, довольно мощный, но бензиновый. «Я хотел, чтобы эти автомобили изготовлял Киевский мотозавод, но в итоге его закрыли», — рассказывает Рудик.

Есть в линейке Рудика и трехколесные авто, которые напоминают крытый мотоцикл с коляской. В одном из них даже руль мотоциклетный, что делает автомобиль совсем уж необыкновенным.


Это «Косик» — гибрид, в котором будет и бензиновый, и электродвигатель:

Технология сборки «Панько»
Все корпуса изготовляют из пластика. Сперва вырезают заготовки из пенопласта, затем обклеивают пластиком. Здесь же стоит еще неготовый корпус, покрытый стеклопластиком. Ему предстоит шлифовка, затем его зашпаклюют и покрасят. Это будет «Варяг» — вездеход Рудика.

Весит такой автомобиль совсем немного — всего 350 кг, вся конструкция громоздится на металлическом корпусе. Кузов, хоть и пластиковый, но, по словам Александра, намного прочнее жести, из которой сегодня изготовляют автомобильные кузовы. «Такой же материал используют для производства легких самолетов. Он не только прочный, но и простой в ремонте — поправить вмятину можно самостоятельно, без вмешательства специалистов-жестянщиков. Там, где сломалось — промазать клеем, зачистить и закрасить. Плюс кузов не подвержен коррозии», — говорит Саша.
Это «Бурсак», в ней будут необычные двери, они открываются вверх, а сама конструкция называется «гильотина».

Еще несколько автомобилей у Рудика купили станции техобслуживания — они используют их в качестве выставочных экземпляров, чтобы завлекать посетителей необыкновенным дизайном. Например, на улице Народного ополчения стоит сразу две машины — оранжевая «Мамай» и желтая «Рута».
Любимое дело или бизнес?
Если не брать во внимание модели, которые купил Бондарчук и станции техобслуживания, хобби Рудика пока не приносит ему дохода, а только требует затрат. Инвесторы готовы вложить в производство деньги, но сперва хотят увидеть готовую серийную машину, которую можно зарегистрировать в ГАИ. А еще хотят видеть спрос.
«Когда-то кто-то в интернете написал, что наши элекрокары стоят 13 000 грн. После этой новости к нам приехали трое людей из Индии и сказали, что хотят покупать по 1000 машин каждый месяц. Но на 13 000 можно купить только три аккумулятора. Напутали. Тем не менее, этот случай говорит о том, что спрос на маленькие дешевые автомобили есть. И сегодня он не удовлетворен», — подчеркнул изобретатель.

По его словам, в списке желающих купить такой автомобиль уже примерно 200 человек. Они сами находят контакты в интернете, сами звонят. Некоторые готовы сделать предоплату $2000, однако Рудик отказывает: «Продавать то, чего еще нет, я не хочу».
Сейчас команда Эдуарда Григорьевича ищет инвесторов, которые могли бы вложить в первую партию $50 000 — этого хватило бы на выпуск 10 машин. Тогда ноу-хау не пришлось бы отдавать даром. Учитывая, что 200 человек уже подтвердили намерения купить «Панько», отбить эти средства инвесторы могли бы в два счета. Хочется верить, что на свое 75-летие Эдуард Григорьевич получит самый ценный подарок — первый серийный автомобиль линейки «Рудик».
Комментарии | 26
Не называйте это убожество Смарты …
Щоб не робив винахідник, завжди знайдеться чмо, що поливає брудом.
Artem Svitelskyi — ось хто спавжнє «убожество».
Едуард Григорович — молодець! Бажаю натхнення й успіху!
Если мой комментарий прочитает автор этого чуда автопрома, то я могу посоветовать только одно, разработайте двигатель такой, который можно поставить в Smart ForTwo 1999-2007 года выпуска, они стоят не дорого и машина хоть выглядит как-то прилично. Возьмите проект и делайте переоборудование смартов, к вам люди приедут, много людей… если это будет стоить 3-5 тыщ долларов. А делать свою конструкцию не стоит, это не поймут люди и в массы не пойдет.
Судя по фото, конструктор молодец, но к сожалению……опоздал на 50 лет.
Нужно просто стать частью проекта https://www.google.com/selfdrivingcar/ и делать только электрокар, тогда будет перспектива. ДВЗ в потребительских жоповозках не нужны
Автор пишет — А по мере роста спроса цена также будет расти.
Почему не наоборот, как во всем мире?
мы с вами, наверное, живем в разных мирах 🙂 Лично я наблюдаю только рост цен на популярные товары, а вот чтобы они дешевели от популярности — так вот никогда.
Майя, are you serious? Прототипы всегда стоят гораздо дороже того, что уже ушло в продакшн. Снижение себестоимости товара можно добиться только выпуская его в тысячах, сотнях тысяч штук.
Дедушке здоровья, но даже на кикстартере эта тема не выстрелит… уже поздно…
«кумедні мультяшні автівкі» — туристов по паркам всяким , ВДНХ катать или на прокат самое то.
Как мне кажется, не зря данные «автомобили» не регистрируют в ГАИ. В них же пассивная безопасность отсутствует как класс. Да и выглядит вот это http://ain.ua/wp-content/uploads/2015/11/IMG_4766-copy-e1447672360597.jpg http://ain.ua/wp-content/uploads/2015/11/IMG_4798-copy-e1447672552755.jpg как полный колхоз, собранный на коленке. Даже аккумы стоят все разные. Такое западным инвесторам даже показывать стыдно. Идея с переоборудованием Смартов намного реалистичнее, но таким уже занимаются в Украине…
В таком виде эти концепты это конкурент максимум такому
http://www.ua.all.biz/img/ua/catalog/4649082.jpg
виду транспорта… Увы..
злой вы
Да понятно, что дядька для души делает, а не для коммерции. Пусть занимается)
Будущее за Open source платформами
http://blogger.com.ua/2015/tabby-evo-%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D1%96%D0%BB%D1%8C-open-source/
Кому не нравится внешний вид — тому только айфончики каждый год менять.
И сумочки со стразиками носить.
А мне нравится сама суть: едет нормально, жрёт (денег) мало, тех. обслуживание почти даром — что ещё надо от авто по городу ?
1 такой купить и сносу ему лет 20 не будет. А на сэкономленное можно будет сделать что душа захочет…
якшо 25 з 200 бажаючих передплатить по $ 2000 — то це і буде $50 000 на першу партію
Едуард явно винахідник розробник, а не бізнес людина. Скоріше за усе діловою частиною виробництва мастила також займається інша людина.
Інакше пояснити не бажання прийняти реальні спільнокошти як стартовий капітал важко.
А чем интересно занимается «правая рука Александр»? Ноет, как тяжело с бюрократией бороться?
почему перечислить трудности в ответ на соответствующий вопрос журналиста для вас тождественно нытью?
Я понимаю, что вы автор, но про Рудика уже написано десятки материалов, в т. ч. на ain’е. И все они в одном ключе (мол все херово, денег нет, бюрократия и т.д.). Так может проблема не в дураках/слепых/жадных инвесторах?
Как писали выше, у дядьки просто хобби. И нет смысла из него лепить Элона Маска, потому как выходит смешно.. У каждого свои цели..
Круто!
Як з цим паном звязатись???
У вас Эдуард вначале текст Васильевич http://joxi.ru/KAg7PPwFo7KaAl , а позднее уже Григорьевич
Типичный пример продукта, выполненного инженером-специалистом, а не командой специалистов.
Результат — сносные характеристики, умеренная стоимость и полное отсутствие эргономики и элементарных норм безопасности. К сожалению, о цифрах подумали, о людях — нет.
Отдельной строкой — почему отсутствует фото из салона? Не хотели пугать людей?
кожен день читаю такі новості і постійно ржу з них. Ми живемо в кіберпанківському світі, час винахідників одинаків закінчився в 19 ст Зараз Балом правлять корпорації. Вангую шо ніфіга в нього не вийде, тим більше в 74.
Про нового Ілона Макса і кому ці машини конкуренти написали вище
Может пригодиться для комплектации авто. http://gks.com.ua Украинец создал «умный» стикер с E-inc дисплеем за $30. Стикер сообщает о новых сообщениях в соцсетях или на почте, показывает погоду и курсы валют, а также способен транслировать электронные записки. Сам создатель сравнивает его с усовершенствованными часами. Только в отличие от них, Smart Sticker с помощью магнита крепится в машину, на зеркало, рабочий стол, холодильник или любую другую плоскую поверхность. http://ain.ua/2015/11/13/615491