Итак, вы задумали сделать мобильное приложение. По-настоящему хорошее и полезное приложение. Может быть, это будет гениально продуманная игра, а может быть, полезная программа для нишевой аудитории. Дело за малым – придумать, как это приложение будет приносить доход.

Большинство разработчиков приложений терпят неудачу, когда доходит до монетизации приложения. Developer Economics демотивирует цифрами: 64% Android- и 50% iOS-девелоперов зарабатывают на своих приложениях меньше $500 в месяц, в то время как 24% всех девелоперов не зарабатывают ничего. Зато есть “верхушка” из 2% девелоперов, которые получают половину всего дохода с мобильных приложений.

Как попасть в эти два процента?

  1. Выбрать наиболее подходящую модель монетизации, учитывая целевую аудиторию и характеристики приложения.
  2. Продумать модель монетизации заранее, на этапе разработки.
  3. Органично встроить ее в приложение.
  4. Наблюдать, анализировать, вносить изменения.

Другими словами, нужно с самого начала придумать процесс получения дохода с вашего приложения или игры. И это совсем непросто. Монетизация приложения – трудозатратное и утомительное занятие, которое требует терпения, подготовки и знаний. Чем лучше понимание текущих трендов, различий между моделями монетизации и вариантами их использования, тем больше шансов на успех.

Выбирая модель монетизации, подумайте про целевую аудиторию вашего приложения. Делая обучающее приложение для школьников, вы же не будете ожидать от них ежемемячных платежей в размере $20? Знание целевой аудитории поможет определится с тем, как приложение должно функционировать и как монетизация будет адаптирована под потребности и желания этой аудитории.

1. Платное приложение (Paid App)

1_paid_725x407

Прежде чем ставить ценник на свое приложение, определите то, что именно убедит пользователя купить его: высокое качество, полезные функции, уникальный контент? Сможет ли приложение заинтересовать настолько, что пользователь предпочтет его бесплатным аналогам? В магазинах приложений – тысячи и тысячи бесплатных программ, которые можно скачать, использовать один раз и со спокойной душой удалить. И чаще всего пользователи не намерены платить за приложение, которое не несет в себе уникальную ценность или неоспоримую пользу.

Gartner пронозирует, что к 2017 году 94% всех установок будет приходится на бесплатные приложения. По данным AppAnnie, прибыль с платных приложений падает год за годом. Похоже,что платная модель будет успешно работать для очень ограниченного количества приложений.

Самое больше преимущество платного приложения – прогнозируемый быстрый доход (конечно, в случае, если это приложение покупают).

Важно: качество платного приложения будет оцениваться гораздо критичнее, чем бесплатного. Пользователи платят за приложение как за готовый продукт, и ожидают хорошо продуманные и удобные в использовании сервис или игру.

Лучше всего подойдет для:

  • Игр с громкими названиями (мобильные версии десктопных или консольных игр, например Minecraft).
  • Игр с инновационной концепцией, высоким качеством картинки и контента (Clash of Kings, The Room).
  • Business-to-business приложений, особенно нишевых, которые обеспечивают пользователей полезным сервисом или функциональностью (Offline Russian Translator, iA Writer).

2. Реклама (Advertising)

2_ads_725x407

Реклама делает приложение бесплатным для пользователей в обмен на показ баннеров, видео или промежуточной рекламы (interestitials) во время использования приложения. Эта модель популярна по причине своей простоты: 49% разработчиков используют рекламу в своих приложениях.

Так как приложение может собирать огромное количество информации о пользователе, реклама в приложениях хорошо таргетирована и эффективна. Все более популярной становится нативная реклама, которая гармонично встраивается в контент и не отвлекает пользователя от использования приложения. Уместная и ненавязчивая реклама – это показатель хорошего отношения к вашим пользователям.

Почтим минутой молчания игры, которые прерывают прохождения миссии огромным баннером с рекламой таблеток от простатита.

Важно:  Хорошо продумать место и время показа рекламы. Реклама не должна портить впечатление пользователя о приложении.

Лучше всего подойдет для:

  • Микро-приложений или игр, для которых реклама – единственный способ заработка (Flashlight).
  • Приложений, нацеленные на широкую публику и большой охват аудитории (Shazam).
  • Приложений, которые не могут применить другие способы монетизации (Daily Horoscope).

3. Фримиум (Freemium)

3_freem_725x407

Модель фримиум строится на бесплатном приложении, которое предлагает платные функции или бонусы. У пользователей есть доступ к базовому набору функций или базовому уровню игры, но для расширения возможностей им нужно заплатить. Некоторые приложения и игры делают платными совсем небольшие части функционала.

Фримиум – популярная модель монетизации наравне с рекламой. Она подходит для широкой аудитории, интуитивно понятна и приемлема: пользователь может довольствоваться ограниченной версией приложения бесплатно, или заплатить за апгрейд.

Важно: Найти баланс между бесплатной и платной частью приложения. Слишком мало бесплатной функциональности – и пользователь не сможет заинтересоваться платным сервисом. Слишком много бесплатной функциональности, и пропадет стимул оплачивать что-то дополнительно.

Лучше всего подойдет для:

  • Любых игр (Plants vs. Zombies 2).
  • Социальных приложений, которые предлагают премиум аккаунты (OkCupid).
  • Приложений-сервисов (Dropbox).

4. Подписка (Subscription)

4_subscribe_725x407

Подписка похожа на фримиум, только пользователь платит не за функции, а за контент. В основном, эту модель монетизации используют приложения-сервисы, которые предлагают пользователям платную подписку и получают таким образом периодические платежи. Подписка чем то напоминает “тест-драйв” приложения, после которого можно купить полную версию.

Подписка превращает всех платных пользователей в лояльных и заинтересованных, которые будут активно пользоваться приложением в течении определенного периода. Так же, как в случае с фримиум-моделью, надо определить момент перехода от бесплатной версии приложения в платную.

Важно: приложение должно постоянно предоставлять пользователям сервис или контент, чтобы оправдать их ожидания и платежи.

Лучше всего подойдет для:

  • Приложений-сервисов (Netflix).
  • Приложений для медиа (журналы, газеты, онлайн-ресурсы с контентом, как NYTimes).

5. Смешанная модель

05_mix_2_725x407

Некоторые приложения успешно сочетают в себе несколько моделей монетизации, например, реклама+фримиум или реклама+подписка. Используя несколько моделей, можно найти идеальное сочетание именно для вашего приложения. В этом случае важно не перегнуть палку и не дать пользователям почувствовать себя простаками, которым и баннера показывают, и платные функции предлагают. Многие приложения показывают рекламу только в бесплатной версии, таким образом добавляя к платной версии еще один бонус в виде отсутствия баннеров.

Например, недавно зашедший на украинский рынок онлайн-кинотеатр ivi использует две модели монетизации в своем мобильном приложении: взнос за просмотр и реклама (пользователь смотрит фильм бесплатно за просмотр рекламы в фильмах и сериалах). Директор по развитию бизнеса, партнерств и платной модели ivi Ирина Грандель говорит, что таким образом сервис дает пользователю выбор:

В зависимости от мобильной платформы мы приоритизируем ту или иную модель монетизации. На Android лучше «идет» рекламная монетизация, а на iOS  – платная.

Чтобы пользователей не раздражала реклама, мы предлагаем отключить ее за фиксированную стоимость. Часть пользователей готовы платить, другие  – нет. На ivi есть место и тем, и другим.  

Подведем итоги. Успешное зарабатывание денег на мобильном приложении – это:

  • Знать и анализировать свою целевую аудиторию.
  • Продумывать модель заработка заранее.
  • Предоставлять полезные контент и функциональность.
  • Создать и поддерживать качественный user experience design.
  • Не вымогать платежи (честная цена за предоставляемые услуги).

К сожалению, универсальной модели монетизации не существует. Читайте, анализируйте и воплощайте в жизнь.

И да пребудет с вами сила!

Автор: Евгения Дычко, контент-менеджер в ComboApp