Управляющий партнер украинского венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев посетил Львов и в пятницу провел мастер-класс в стенах львовской бизнес-школы УКУ, где рассказал о своем «пути джедая», как привлечь внимание AVentures Capital и почему фонд до сих пор не инвестировал ни в одну из львовских компаний. Модератором встречи был Илья Кенигштейн, который во вступительной речи вспомнил первое свое тесное сотрудничество с Евгением — проект «Инновационная Украина» — и назвал AVentures Capital “не венчурным фондом, а в первую очередь стартапом”.
Расскажи о своем «пути джедая»: как ты учился, как тебе упало на голову яблоко и как ты решил начать создавать фонд?
Мне скорее солнышко насветило. Если взять мою карьеру в более широком понимании, то наверное было три этапа, при чем я сам не мог предположить как оно придет к тому, к чему оно пришло.
Первое образование и то, чем я действительно увлекался в детстве — математика. Первым образованием, которое я начал получать в Украине стала «теоретическая математика». Я программировал с 12 лет, в том же возрасте написал первые игрушки. Они были простые, для себя, это не было как бизнес. В 18 лет пошел в автошколу. Не закончил, но автоматизировал автошколу — написал ПО. В 18 лет переехал в Германию, что и повлияло на мое становление, как человека, который способен погружаться, разбираться, выживать и создавать. Именно опыт когда у меня не было денег, но я выиграл программу обмена в Германии.
Здесь и далее — фото с Facebook-страницы Lviv Business School
Я не знал языка, не имел средств для обеспечения, поэтому пришлось учить язык и зарабатывать себе на жизнь, параллельно изучая прикладную математику и информатику.
Те, кто был со мной знаком в возрасте до 22 лет, помнят меня как «Женю-математика», который не знал английского.
В 22 мне в руки попала книжка о финансах и так началась новая глава в моей жизни. Я получил соответствующее образование и семь лет работал в финансах. Карьера шла вверх, но я чувствовал, что это не мое.
Как родился AVentures? Это был март 2011 года. Я был в Сингапуре и решил некоторое время отдохнуть и подумать, что делать с работой, которая мне не нравится. В то время проездом в Сингапуре был мой сегодняшний партнер – Андрей Колодюк. Мы начали брейнштормить, что было бы хорошо создать платформу, чтобы системно помогать украинским компаниям быть более успешными глобально и еще на этом заработать самим. Потом я вернулся в Украину.
Стартап AVentures начинался с идеи в несколько гипотез:
- в Украине много стартапов;
- у некоторых есть шанс, что все получится (не было важно 1% это или 3%);
- мы можем их уметь отбирать;
- помогать им быть более успешными, чем они бы были без нас.
Что надо сделать стартапу, чтобы привлечь внимание AVentures Capital?
Мы инвестируем только в украинских предпринимателей, в компании, которые имеют в стране первый и основной центр. Потом уже они глобализируются. Это должны быть программы, продукты и сервисы, которые способны существовать на глобальном рынке.
Наш опыт говорит, что никогда нельзя быстро принимать решение об инвестициях. Практически ко всем проектам, в которые проинвестировали AVentures, мы присматривались полгода. Присматривались к командам, ни в коем случае не одному человеку.
Как правило, в случае c B2B хотя бы одному фаундеру надо переехать за границу, ближе к клиенту. Это особенно важно на ранней стадии. В случае с B2С это не так – часто ни один из основателей не переезжал, а 97% персонала находились в Украине. Но на разных стадиях они так же само открывали офисы за границей и нанимали часть команды там.
Со сколькими мы общались, прежде чем проинвестировать в 10 проектов? Около 2 000.
Как к нам попасть:
- если у вас уже запущенная компания с хорошими оборотами, вы можете написать нам «холодное» письмо и скорее всего получить встречу;
- если у вас проект на этапе идеи, самый реалистичный способ достучаться к нам и получить встречу — это рекомендация крутого и уважаемого предпринимателя из Украины. Они, кстати, свое имя очень берегут и не сделают интро, если просто с вами познакомились;
- мы сами вас найдем. Очень большому количеству проектов мы написали сами.
Почему AVentures Capital до сих пор не инвестировал ни в одну львовскую компанию?
Я приезжал сюда раза три, только для сумасшедшего количества встреч с проектами. Мы общались с 45 проектами со Львова и ни один не проинвестировали. Скажу даже больше, на сегодня ни один не состоит в нашем шорт-листе для тех, кого мы можем проинвестировать в ближайшие полгода. У вас такой же human capital, как в Киеве, Одессе, Днепропетровске или Харькове, у вас такая же армия девелоперов, такая же профессиональная. Я думаю, что проблема лежит в плоскости того, что не было какого-то героя, который бы показал как это можно сделать. Потому что, когда кто-то один показывает пример, то многие идут по его стопам, думая: «Хм, это же легко, прибыльно, быстро».
Во Львове на количество девелоперов количество стартапов дико маленькое и у них микрорезультаты. Даже в украинском масштабе это микрорезультаты. Я верю в потенциал Львова и убежден, что через пять лет ситуация будет намного лучше. Для того, чтобы во Львове было много крупных бизнесов, в городе должно ежегодно рождаться большое количество стартапов. Для этого сотни девелоперов должны рисковать и не просто работать за комфортную зарплату. Говорить: «Нет, блин, у меня точно получится. Мне надоело, я хочу. Жизнь коротка, мне 29. Ну какой самый худший сценарий, если у меня не получится предпринимательство? Пойду назад кодить». Не такой уж плохой сценарий.
Для тех, кто жалуется на 2014-2015 годы, Евгений подчеркнул, что прогноз для индустрии — только вверх. Рост сейчас происходит очень быстрыми темпами: 2014 был лучшим годом в истории AVentures Capital, а 2015 – еще лучше, особенно четвертый квартал. По мнению Сысоева, отрасль может состояться даже без активной помощи или с разумным вредительством государства.
Напомним, недавно Евгений Сысоев представил масштабное исследование украинского хайтек-рынка.