Портал DOU, оценивая компании для рейтинга работодателей, просил айтишников не только поставить работодателю оценку, но и написать в комментариях, что именно в работе не нравится. Из комментариев 1724 участников журналисты выбрали самые типичные жалобы и разделили их на типы. Возможно, этот перечень пригодится IT-менеджерам, которые захотят улучшить условия работы в индустрии.

Профессиональный рост

В этом пункте сотрудники оценивали, насколько в компании интересные технологии, есть ли обучение за счет компании, литература, помощь со стороны коллег и руководства. Многие жаловались на рутину, отсутствие помощи в профессиональном росте со стороны компании. Несколько ярких цитат анонимных участников опроса на тему:

«Большая часть роста основана на самообучении и помощи коллег. Сама компания не способствует профессиональному росту».

a5b1d4b0a3f9a5b851fadffda9bad86d

«Роста особо нет — новые технологии внедряем редко. Тимлид блочит их внедрение, так как вечно горят сроки».

«Если настоять, то могут дать относительно интересные задачи. Если молчать — будешь сидеть и ковырять древний код».

«Хотелось бы больше вовлеченности в события java-комьюнити, по-типу jug или xpinjection, а не бесполезных (для меня) обучалок шерпойнту и менеджменту».

Комфортные условия труда

В этом пункте опрашиваемые оценивали, насколько в компании хороший офис, современное рабочее место, удобный график работы. Часто жаловались на плохую вентиляцию, шумные и/или слишком переполненные опенспейсы, неудобные стулья, устаревшую технику, неудобное расположение офиса. Далее – несколько иллюстративных цитат:

«Ужасный воздух в офисе, не работает нормально вентиляция. Если пришел в офис бодрым и выспавшимся, через час начинаешь засыпать на ходу. Как итог, все часто болеют».

tumblr_n2n7qu2J4J1tu7965o1_500

«Обязательное условие — установка time tracking system. В режиме онлайн просматривают и прослушивают компьютер сотрудника. Про аудио не сообщают. За такую прослушку в Штатах бы засудили навек».

«Ужасный офис – во время дождя компы накрываем мусорными пакетами».

«Хотелось бы видеть больше плюшек на кухне, а также работающий PlayStation».

Грамотный проектный менеджмент

В этом пункте участники опроса оценивали отношения с заказчиками, количество переработок, стресса на работе, а также то, как обычно в компании решают конфликты. Среди основных проблем называли: микроменеджмент от заказчика (когда проектный менеджер бездумно одобряет все решения заказчика), а также овертаймы из-за отсутствия планирования.

«Конфликты не решаются — людей увольняют».

tumblr_nu2c6xV9pc1t0jtguo1_500

«Менеджерами назначили вчерашних разработчиков».

«Менеджмент принимает все решения заказчика без разбору, не ценит людей и команду. Как результат — частые переработки из-за поздних идей заказчика, много лишней работы из-за избыточных проверок, которые хочет заказчик, не аргументируя зачем проверять одно и то же. Никаких похвал, метод только кнута, задания могут поступать от заказчика и менеджера в конце дня с требованием сделать на вчера».

«Постійна присутність нецензурної лексики».

«Свидетель разговора: “Мы не должны использовать новые технологии, потому что люди научатся и уйдут в лучшее место”».

Хороший компенсационный пакет

В этом пункте оценивали зарплату, соцпакет, отпуск, наличие и качество языковых курсов, корпоративов и т.д. Среди жалоб:

«Зарплата выдается так, как будто компания пытается заработать на сотрудниках в моменты скачка курса».

«Нет языковых курсов за счет компании».

«В большинстве случаев, находясь в отпуске, специалист должен оставаться на связи с компанией. Возможно привлечение сотрудников, которые находятся в отпуске к выполнению рабочих обязанностей, без последующей материальной компенсации».

«Оплачиваемые больничные сократили и урезали, как могли. Раньше было 2 дня отгула по болезни, но без оформления больничного — упразднили. По сути запретили брать неоплачиваемый отпуск…».

tumblr_n1qhcc2fB01sp7ha5o1_500

«Политика компании исключает все, что связано с алкоголем — это уныло и не позволяет коллективу сдруживаться. Все остальное хорошо».

«Овертаймы оплачивают пиццей».

Признание результатов труда

Участники опроса оставляли комментарии о том, насколько прозрачно в компании пересматривают зарплату, есть ли премии за хорошую работу, есть ли карьерные перспективы. В основном, жалобы были однотипные: нет, нет и нет.

tumblr_mzq6v2umaI1qdw61zo1_400

«С точки зрения ЗП все ок. Но в целом чувствуешь себя вьючной лошадью».

«Мною в команде довольны, и менеджер согласен, что зарплату нужно повысить. Но компания мне ее не повышает».

«Признание со стороны коллег-технарей — безусловно. Со стороны директората — хрен».

«Много бюрократии. Карьерный рост завязан не на работу, а на зубрежку информации об определенном стеке технологий».

Коммуникации с руководством

Респондентов просили высказаться на тему того, насколько понятно действует менеджмент, ясно ли, к кому обращаться, если случается конфликт или проблема. Но оказалось, что у многих программистов нету обратной связи от начальства.

«Командный тон, приказы. Критика».

«Руководство может агрессивно реагировать на любой фидбек, в результате чего связь между руководством и сотрудниками исчезает. Отрицательные моменты остаются невысказанными и нерешенными, что в конечном итоге ведет к уходу разработчиков».

«Инициатива по полезным нововведениями по непонятным причинам пресекается. В частности, одним из разработчиков предложил выкладывать на канал примеры плохого кода анонимно, чтобы предотвратить повторение чужих ошибок. Первой реакцией руководства было требование “раскрыть авторов” кода, чтобы публично наказать. Естественно, на этом инициатива закончилась, а новые джуниоры продолжают повторять те же ошибки».

Отношения с коллегами

Оценивали, насколько в компании доброжелательная атмосфера, хорошие ли отношения с коллегами, сотрудниками других служб и подразделений. По этому пункту недовольных комментариев было меньше всего. Основной промах — недостаточное общение между сотрудниками с разных отделов.

«В целом все хорошо, но все разбиты по группам, не все знают даже всех по именам, несмотря на то что коллектив небольшой».

«Не все сотрудники ориентированы на качество конечного продукта. Часто сводится к войне между департаментами».

«В компании атмосфера лицемерия».

«Заставляют тихо сидеть и не шуметь».

«Мало взаимодействия между командами с разных проектов».