Если в 2014 году наши итоги по краудфандингу наполовину состояли из провалов и скандалов, то в 2015 году уже есть достаточно проектов, чтобы сосредоточится исключительно на хорошем. Все больше украинских стартапов используют краудфандинговые платформы и собирают там нужные суммы. Если не с первого раза, то со второго. Давайте вспомним хорошие новости уходящего года о краудфандинге в Украине.

Успешные проекты

Ugears

Проект Ukrainian Gears запустился в июне 2014 года, но на Kickstarter вышел только в ноябре 2015-го и уже под новым названием — Ugears.


Стартап создает деревянные паззлы, из которых можно собрать работающие механизмы. До выхода на Kickstarter они уже продавались в Украине, Польше и Германии, а по словам основателя Дениса Охрименко, были предложения даже от дистрибьюторов из Австралии и Японии. Первые инвестиции Ukrainian Gears привлек от директора издательства «Эгмонт Украина» Геннадия Шестака. Сегодня конструкции для проекта придумывают уже несколько дизайнеров, а еще сотни идей только ждут своего воплощения.

Основная цель сбора средств — продвижение продукта на западных рынках. Поэтому и заявленная сумма была небольшой — $20 000. Их Ugears собрал за первые сутки. К концу кампании украинские 3D-пазлы собрали в 20 раз больше необходимого — $406 805.

iBlazr 2

В июне 2015, через два года после запуска популярной LED-вспышки для смартфонов iBlazr, украинский стартап Concepter анонсировал новинку — iBlazr 2. На запуск второго поколения вспышки стартап решил собрать $70 000.

«Выбор пал на Kickstarter, так как это один из самых эффективных способ вывода железного продукта на рынок для молодых компаний. Да и соскучились мы за ним», — признался Влад Тисленко, СЕО Concepter.

В результате, iBlazr 2 профинансировали за три дня, а за все время кампанию удалось собрать $253 578.

В октябре Concepter еще запустил кампанию по «досбору» средств на Indiegogo. Дело в том, что там появилась новая программа InDemand, с помощью которой можно запустить предпродажи товара или услуги уже профинансированного на краудфандинге продукта. Concepter решил запустить «досбор», чтобы протестировать Indiegogo, так как они давно присматривались к этой платформе и рассматривают возможность запустить следующую кампанию именно на Indiegogo.

Robo

Robo — это детский образовательный робот, призванный соединить игру с обучением программированию и роботехнике. Ребенок может сам собрать робота и запрограммировать его. В этом ему помогут специальные приложения на iOS и Android.

Стартап основали казах Рустем Акишбеков и украинка Анна Яроцкая в 2013 году. В 2014 году Robo получил $200 000 инвестиций от американского венчурного фонда SOS Ventures и от ангельских инвесторов, имена которых не раскрываются. Тогда команда переехала в китайский hardware-акселератор HAXLR8R.

В 2015 году они запустили кампанию на Kickstarter, целью которой было собрать $70 000 на развитие продукта. В итоге Robo Wunderkind привлекли намного больше запрашиваемой суммы — $246 613. 

Ecoisme

Ecoisme — это система домашнего энергоменеджмента, которая подключается в электрическом щитке к кабелю электропитания и измеряет потребление электроэнергии в доме. Все данные об энергозатратах вносятся в подробную аналитику, которая помогает отследить излишества и увидеть возможности для экономии. 

В 2014 году стартап Ecoisme привлек 80 000 евро от польского инкубатора Hubraum. Тогда вся команда переехала жить в Краков, приезжая в Украину только на конференции или по личным делам.

В мае 2015 компания запустила кампанию на Indiegogo, чтобы собрать $50 000 на доработку сенсора до состояния готового продукта и запуск в производство первой небольшой партии устройств. Сбор средств был успешным и Ecoisme привлек даже немного больше нужного — $67 732.

FORCE

FORCE — браслет, который распознает плохое самочувствие владельца и оперативно уведомляет о проблеме его близких посредством специального приложения. В команду стартапа входят студенты разных вузов, а CEO — студентка КПИ Лиза Воронкова.

Первые прототипы браслета появились осенью 2014 года как студенческий проект, а в октябре 2015 года FORCE вышел на Kickstarter с целью собрать $30 000 на запуск массового производства. За 30 дней запатентованный украинцами браслет собрал как раз необходимую сумму — $30 314.

Со второй попытки

Branto

После двух лет работы днепропетровские разработчики Макс Метц и Николай Богун показали прототип своего устройства Branto на американской конференции CES в январе 2015 года. Гаджет представляет из себя шар со встроенной круговой камерой, динамиками и возможностью подключения через Wi-Fi, Bluetooth или инфракрасный порт. Гаджет позволяет через смартфон следить за всем, что происходит дома и может стать «домашним сторожем» благодаря функции ночного видения и датчикам движения.

Тогда же Макс и Николай объявили о запуске кампании на Kickstarter, целью которой является сбор $500 000 на массовый выпуск их изобретения. В ходе кампании разработчикам из Днепропетровска удалось заинтересовать 374 бекера и собрать только четверть нужной суммы — $122 474.

Но в июле они запустили новую кампанию уже на Indiegogo снизив запрашиваемую сумму в 10 раз и сделав Branto дешевле: на Kickstarter “ранним птичкам” устройство продавали за $349, а на Indiegogo оно стоило уже $279. После завершения кампании на счету Branto было около $90 000. Сейчас устройство все еще можно приобрести на Indiegogo с помощью программы предпродажи профинансированного товара InDemand.

SafeBand

В декабре 2014 года компания Hideez Technology, Inc запустила кампанию на Kickstarter с целью собрать $100 000 на свой «умный» браслет SafeBand. Устройство работает в связке с сетью электронных меток. Это позволяет использовать SafeBand как идентификатор, ключ безопасности для смартфона/компьютера, трекер активности, устройство для слежения за своими вещами. С помощью девайса можно получать уведомления со смартфона, а также у SafeBand есть собственный фильтр для контроля спама. В ходе кампании Hideez Technology, Inc удалось собрать только $16 786.

Летом 2015 года SafeBand снова начал сбор средств, но на Indiegogo. При этом, планку требований понизили до $35 000.

В результате, Hideez Technology, Inc собрала 110% от заявленной суммы. Деньги потратили на производство браслетов и электронных меток, а также на поддержку приложений для iOS и Android.

Полезные платформы

Komubook

Komubook — краудпаблишинговая платформа, созданная для издания книг известных зарубежных авторов на украинском языке. Создатели платформы предоставляют возможность профинансировать перевод и издание зарубежных книг, которые еще не издавались на украинском языке.

Сначала команда Komubook узнает стоимость всех составляющих, необходимых для издания книги – прав на издание (если они необходимы), перевода, печати, а потом подсчитывают суммарную стоимость и начинает сбор средств на сайте. Длительность сбора для одной книги – 30 или 60 дней. По истечении этого срока книга издается и рассылается каждому, кто внес средства. Если же достаточную сумму не соберут, то Komubook имеет право самостоятельно дофинансировать издание или же вернуть деньги участникам.

На сегодняшний день ни одна книга пока не собрала требуемую сумму.

«Мой город»

Недавно в Одессе запустили платформу, где можно собрать деньги на проекты, которые могут как-то улучшить город. В отличие от краудфандинговых площадок вроде Kickstarter, «Мой город» отдает собранные за проект деньги только прикрепив к авторам своего проджект-менеджера, который будет курировать проект и сможет убедиться, что он на самом деле реализован.

Пока что на платформе немного проектов, но они уже на пути к реализации. Например, успешно завершилась первая кампания по сбору средств на создание сайта, где можно собирать вещи для благотворительных целей.