Предприниматель и основатель компании TiZE из Кремниевой Долины, Рана Гуйрал, написал колонку для TechCrunch с критикой большинства существующих стартапов и положения дел в технологической индустрии. Рана считает, что стартапы перестали решать реальные проблемы и сконцентрировались лишь на том, чтобы казаться крутыми. Приводим перевод его текста.
«Uber для медицинской марихуаны». Штаны со звуком ударных. Галстуки с QR-кодами. И это только парочка бестолковых идей, которые возникли в Кремниевой Долине за последние годы.
Я не единственный, кого это расстраивает. Долина – место рождения инноваций, которые изменили мир, вроде микропроцессоров или ПК. Это место концентрации достаточного количества человеческих умов, способных решать глобальные проблемы современности, вроде всемирного голода и перемены климата. Тогда почему в 2015 году все думали о дурацких предметах носимой электроники или эффективной доставке дури?
По-моему, ответ очевиден.
Основатели стартапов, как школьники-подростки на школьной дискотеке, всеми силами пытаются казаться крутыми.
И это бьет не только по всему миру, но и по долговечности технологической индустрии как таковой.
Так круто, что аж больно
Я понимаю представителей технологической индустрии, которые хотят быть крутыми, потому что я и сам таким был. Я начинал свою карьеру в больших компаниях с известными названиями, вроде Logitech и Kronos. Но я быстро перерос это, увидев, сколько ресурсов тратится зря в корпоративной среде. Мне хотелось решать реальные проблемы, а не просто наедать себе брюхо.
Это было до того, как я встретил своего партнера – Стивена Кавайа, с которым мы основали стартап, который производит ПО, которым сейчас пользуется большая часть Кремниевой Долины. Но в глазах поколения Y делать вещи – а не приложения — это катастрофически скучно.
Последнее исследование зарплат от IndustryWeek показало, что лишь 2% всех 21-29 летних респондентов работает в реальном производстве. Опрошенные студенты называли эту сферу устаревшей и скучной. Большинство ассоциирует работу на фабриках с повторяющимися бессмысленными действиями, как это было показано в рекламе Apple 1984 года.
Но всего 150 лет назад фабрики были стартап-инкубаторами Кремниевой Долины своего времени. Ford Model T Генри Форда был таким же прорывным, как Uber (или Facebook, или Google). Как тогда может некогда крутая индустрия стать такой скучной – и все еще существовать?
В первую очередь нужно понять что крутизна не так важна в бизнесе.
Давайте возьмем для примера наших клиентов. Специальные химические средства – это $800-милллиадная индустрия, несмотря на то, что производит одни из самых прозаичных и скучных продуктов в мире. Это средство для стиральной машины, позволяющее ей выглядеть новой и блестящей; полимер, который добавляется в бетон, чтобы сделать его более гибким и устойчивым к разрушению; клей, который крепит деревянный шпон так, чтобы стол выглядел более аутентично.
«Инновации» в данном контексте означают “улучшение”. Речь не о «прорыве» сквозь всю индустрию, а об увеличении эффективности хоть на 0,0001%.
Но вот в чем секрет: этот 0,0001% намного полезнее для мира, чем 10 000 пар штанов-барабанов. Процитируем немецкую компанию-производителя химических средств BASF: «Мы делаем не так много продуктов, которые вы покупаете. Мы делаем многое для продуктов, чтобы вы их покупали». И покупатели готовы больше платить за лучшие продукты.
Как много людей готовы переплачивать за литавры в своих джинсах? Я предполагаю, что за рамками Кремниевой Долины — не очень много.
Проблема более чем для 1%
В современной перенасыщенной стартап-экосистеме новая компания, которая не может расшириться за пределы Кремниевой Долины, обречена на провал. Согласно исследованию CB Insights, причиной провала 42% стартапов стало то, что «рынок для их продукта оказался слишком маленьким». Посмотрите на Secret. Сервис анонимных сообщений, профинансированный инвесторами, был любимчиком Долины, но закрылся в апреле, поскольку не смог выйти за рамки технологической тусовки.
Это тренд, который будет набирать обороты в ближайшие годы. Большинство нынешних быстрорастущих технологических компаний созданы для небольшой, богатой, урбанизированной части населения, которая составляет около одного процента. Но доля этих пользователей на рынке сокращается.
К 2020 году четыре из пяти смартфонов будут принадлежать пользователям из развивающихся стран, где эффективная доставка пиццы – куда меньшая проблема, чем наличие чистой питьевой воды.
И горе той технологической компании, которая не подготовится к таким переменам.
Я не говорю о том, что предпринимателям надо бросить все и начать работать над улучшенным средством для стиральных машин. Я также не говорю, что разработчикам надо полностью и навсегда сконцентрироваться на улучшении их существующих продуктов. Я говорю, что разработчикам, предпринимателям и венчурным инвесторам следует прекратить сходить с ума от любой хлесткой бизнес-идеи, которая называется в духе «Uber для [чего-то]».
Назад к истокам
Давайте подумаем о том, с чего начиналась компьютерная революция. Не с красивых офисов и инвестиционных фондов. Она начиналась со скучных индустриальных лабораторий вроде Bell Labs, где ученые придумали транзистор в 1947 году. Или с Xerox PARC, дома первого Ethernet-соединения и первого GUI. Это были места, где большие умы работали над решением глобальных проблем, не думая над тем, что нужно как можно быстрее выплюнуть продукт на рынок или сделать быстрый экзит для инвесторов. И от них мы отказались, а Америка осталась с огромной дырой в инновационной инфраструктуре.
Для того, чтобы начать движение к будущему, интернету следует вернуться назад к истокам – к скучным, похожим на индустрию химических средств истокам. Следует обратить свое внимание на реальные проблемы, которые имеют значение за пределами богатого и урбанизированного одного процента. И следует вновь научиться мыслить масштабно.
Хорошие новости в том, что некоторые компании уже демонстрируют стремление к этому. Они пытаются решать общемировые проблемы, которые игнорирует Долина. Стартап Bright, установщик и дистрибьютор солнечных панелей, недавно поднял $4 млн посевных инвестиций для экспансии в Мексике, где альтернативная энергия непомерно дорогая.
Стартап Veeva, облачное решение для биофизической индустрии, заполняет технологическую дыру, создавая сервисы специально для больших фармацевтических и биотехнологических компаний. Стартап Aditazz разрабатывает и строит здания, вроде больниц, всего за 20% от стандартной стоимости, применяя то же ПО и техники, которые используются в автоматическом создании микрочипов. И это те компании, которые продолжат получать прибыли задолго после того, как бестолковые носимые устройства исчезнут.
Вопрос только в том, подхватит ли это оставшаяся часть Кремниевой Долины.