Тони Шей и его корпоративно-культурная революция в Zappos вдохновляют многих предпринимателей. “Доставляя счастье” – настольная книга многих ритейл-бизнесменов. Особенная культура работы и общения с клиентами – краеугольный камень бизнеса Zappos. В какой еще компании отказываются от традиционного менеджмента и выплачивают компенсации за то, что ты уволишься? Но в царстве холакратии не все идеально, считает шеф-редактор Entrepreneur Рей Хенесси. О проблемах, с которыми сталкивается Zappos, он написал в своей колонке.

Если почти 20% сотрудников покинуло вашу компанию, вы бы сказали, что это проблема?

А что, если из компании ушла треть людей, занятых на жизненно важном проекте?

Это ключевые вопросы, которые сейчас задают о Zappos, принадлежащем Amazon ритейлере, который стал “бриллиантом” корпоративной культуры. CEO Тони Шей – самый известный проповедник позитивной корпоративной культуры в стране, когда-то сумевший сделать из Zappos самое желаемое место работы.

tony

Но Шей подорвался на собственной мине, если можно так сказать, благодаря холакратии. Это плоская бизнес-структура, где нет менеджеров, а есть только счастливые люди, трудящиеся вместе ради общей цели.

Сейчас 18% сотрудников из тех, кому неуютно работать в холакратической компании, приняли предложение о компенсации и ушли (кстати, в Zappoz предлагают новичкам выплатить $1000, если те уволятся, чтобы увериться в том, что работать остаются только мотивированные – ред.).

Что хуже, ушло 38% штата, работающего над переходом Zappos в облако Amazon. Это крупный проект, который должен был завершиться еще в прошлом году, но из-за сокращений дедлайны пришлось переносить.

Со своей стороны Zappos, где сотрудники наряжаются в пушистые костюмы животных на совещаниях, видит вместо проблемы единорогов с бабочками. “Хоть мы и потеряли какое-то число сотрудников, важно помнить, что у нас есть значительное количество очень талантливых личностей, которые остались, чтобы двигать Zappos вперед”, – заявляет COO Арун Раджан в обращении к сотрудникам.

Обычно, когда в компании происходит такое сокращение штата, в том числе когда уходят ключевые сотрудники, руководство делает шаг назад, чтобы переоценить стратегию. В конце-концов, компания – это не просто набор брендов и продуктов. Это сообщество сотрудников. Они предоставляют сервис клиентам. Предприниматели знают, что уровень счастья сотрудников влияет на продуктивность и размер дохода.

Фактически именно этот ФОКУС на важности самих сотрудников привел к развитию понятия корпоративной культуры. Чтобы привлекать лучших из лучших, компании рекламировали свои отличные офисы, возможность выкупа акций, инновационность и т.д. Такие категории формируют основу корпоративной культуры лучших компаний сегодня. Культура формируется из комбинации намерений работодателя и энтузиазма сотрудника.

У Zappos есть половина этой формулы. Внедряя холакратию, компания показывает, какую культуру хочет получить. Шей показывает, чего хочет от компании, и это правильно. Но его команда не разделяет этого мнения, люди уходят, что влияет на сам бизнес.

У Тони Шея – культурная проблема, что является менеджерским эквивалентом Папы Римского, подзабывшего слова “Аве, Мария”.

Холакратия сама по себе проблемой не является, хотя неясно, может ли компания такого размера и с такой историей быть идеальной тестовой лабораторией для такой идеологии. Я спрашивал у Zappos о холакратии. Меня поразило, что в тот момент большинство сотрудников, которые пытались меня убедить, были консультантами или тренерами, которые занимаются внедрением холакратии в компаниях. Выводы о том, стоило ли перейти на холакратическое управление, пока не сделаны.

Но холакратию в этом винить не стоит. Винить стоит Шея. Культура стала культом благодаря ему, сформировала свой язык, причудливые процедуры найма и увольнения. Чтобы пойти работать в Zappos, нужно в первую очередь вписаться в его культуру. Как пишет The Wall Street Journal, потенциальные сотрудники сперва должны присоединиться к социальной сети Zappos Insiders, где “они общаются с текущими сотрудниками, демонстрируя свое жгучее желание работать – иногда публично – в надежде, что HR-ы их заметят, когда появятся вакансии”.

Даже при таком строгом процессе отбора, которому позавидовали бы парни из «Череп и кости», Шей получил компанию с большой долей людей, не слишком-то привязанных к идеям его культурной революции.

Но как и во всех хороших культах (и членствах в спортзалах) – только попробуйте выбраться. Когда Шей впервые объявил о денежных компенсациях для людей, которым не хочется работать при холакратии, он также установил набор требований, которые бы заставили каждого подумать дважды. Нужно было посмотреть видео Фредерика Лалу, автора “Открывая организации будущего”, и прочесть его книгу. Если эта последняя отчаянная попытка психологического программирования не срабатывала, вам разрешали уволиться.

Это, если вкратце, странно. Конечно, Zappos не такой как все, а Шей – волшебник в том, что касается инноваций в корпоративной культуре. Но в Zappos холакратия, и что важнее, движение в сторону позитивной культуры, не работает. Пострадал важный проект. Ушли хорошие члены команды.

Икона корпоративной культуры споткнулась, а подножку поставила сама культура.