Если абоненту не нравятся тарифы или обслуживание, и он хочет сменить одного оператора на другого, его может остановить потеря номера, особенно если номер используется не первый год, его знают все друзья или бизнес-знакомые. Это поправимо, если в стране действует MNP – услуга переноса номера: номер сохраняется, когда абонент переходит из одной сети в другую. В Украине с MNP все сложно: закон приняли еще в 2010 году, то есть, уже шесть лет у абонентов есть такое право. Но фактически услуга может заработать только летом этого года.
С точки зрения телеком-бизнеса
В начале этой недели Украинский центр радиочастот провел тендер, на котором государство закупало услугу по проектировке и разработке системы под централизованную базу перенесенных номеров. Администратор такой базы занимается тем, что фиксирует данные о процессе переноса номера, обеспечивает обмен номерами между оператором-получателем и базовым оператором, а также хранит всю информацию о перенесенных номерах и их маршрутизации.
Это был последний крупный шаг со стороны регулятора, необходимый для того, чтобы услуга заработала. Тендер выиграла компания “Диалинк”, с ценовым предложением примерно в 71 млн грн. Она представляла литовскую компанию Mediafon, которая запускала MNP в нескольких странах.
Всего в конкурсе участвовало шесть компаний, кроме “Диалинка”, это была польская Т4В, «Ericsson Україна», еще у трех компаний — “Huawei Украина”, ООО “Эс Ай Центр” (представляет решение словенской Teletech) и “Украинские специальные системы” — комиссия установила нарушения конкурсной документации.
Нужно сказать, оценки того, как проводились торги, высказываются разные: кто-то считает, что тендер проведен с максимальной объективностью, кто-то – что условия писались специально под победителя, а кто-то вообще судится с УГЦР еще за предыдущий тендер.
“Не могу сказать, чтобы на тендере я увидела какие-то подковерные решения, что кого-то сознательно “валят”, кого-то “вытаскивают”. Мне кажется, оценка комиссии была максимально объективной. Другое дело, что там были представлены многие хорошие решения, выбирать было трудно”, – говорит Татьяна Попова, замглавы правления телеком-ассоциации ИнАУ.
В оценке систем для базы участвовали технические специалисты операторов – в конце-концов, им пользоваться этой системой. По словам представителей “Киевстар”, тендер проходил прозрачно: в присутствии прессы, с онлайн-трансляцией.
Но результаты тендера понравились не всем. Первый тендер УГЦР проводила еще в сентябре, в нем участвовали компании ТЦИ, “Эс Ай Центр”, “Диалинк” и Т4В. Но в ноябре этот тендер отменили и объявили новый. Представители ТЦИ подали в суд и хотят признать последний тендер недействительным.
“По вопросу объективности проведения тендера вопросы возникают не только у меня. Сообщество разработчиков подобных систем достаточно небольшое. Мы следим за разработками друг друга, обмениваемся мнениями. Не покривлю, если скажу, что по мнению экспертов, условия тендера были заточены изначально под победу компании Mediafon”, – говорит Юрий Каргаполов, архитектор системы, которую выставляла компания ТЦИ.
По словам Юрия, имеются в виду проектные характеристики системы, которые заявил УГЦР, и которые подала на конкурс “Диалинк”. К примеру, использование систем управления баз данных от Oracle, которые использует Mediafon. “Это позор, когда украинскую дочку мирового гиганта, накануне подарившего Минэкономики Украины на $3 млн вычислительной техники, объявляют финансово несостоятельной”, – говорит Юрий, имея в виду решение по компании Huawei Украина, которую не допустили до участия в конкурсе из-за «неподтвержденной финансовой возможности».
С точки зрения абонентов
Сейчас для внедрения MNP нужно не так и много. Администратор центральной базы данных передаст операторам нужные технические вводные, операторы будут работать над техническим решением и в целом MNP может появиться через полгода, уже летом. Однако операторы осторожно говорят о сроках.
В “Киевстар” коротко описали, как будет работать MNP:
- Код сети после смены оператора меняться не будет (иначе могло бы оказаться, что у другого оператора этот номер уже занят).
- Абоненты, которые будут звонить на номер, перенесенный в другую сеть, будут получать голосовое уведомление до соединения. За это будет отвечать тот оператор, к которому абонент перенес номер.
- При переходе в другую сеть абонент не сможет сохранить действующие условия своего тарифного плана, должен будет выбрать из тарифных предложений нового оператора
- Чтобы перенести номер, абонент должен будет обратиться с письменным заявлением в офис оператора-получателя. Или можно будет заполнить онлайн-заявку на сайте.
- Организовывать и отвечать за процесс переноса номера будет оператор-получатель.
- Процедура переноса номера будет занимать до трех рабочих дней для мобильных сетей и до семи – для фиксированных. До момента переноса номер обслуживается старым оператором.
- Перенос номера будет платным, цена будет зависеть от конкретного оператора.
- Перенос номера нельзя будет осуществить анонимно.
- Можно будет пройти идентификацию у базового оператора, чтобы получить остаток денег со счета в новой сети.