Экзит Jeapie стал одним из самых заметных событий всего 2015 года. Украинский стартап купила канадская компания Mobify – мировой лидер среди Mobile Engagement Solution Providers согласно последнему отчету независимой Forrester Wave Research. Сделку закрыли за несколько недель.

Как говорит сооснователь Jeapie Александр Михайленко, присоединиться к Mobify – это как пересесть из пыхтящего паровоза на скоростной электропоезд на магнитной подушке.

Но сегодняшний успех – только вершина айсберга, а основание этого айсберга уходит далеко в глубину: туда, где были факапы, фейлы, пивоты, mivina-time, отсутствие продаж и другие “радости” жизни стартапа.

Jeapie. Начало

Jeapie появился в 2013-м. “В феврале зарегистрировали домен  и начали работу вместе. Артем Шананин, СТО проекта, уволился с работы, а я закрыл прошлый бизнес. К нам присоединился Дмитрий Борзенков”, – рассказывает Александр.

Осенью 2013-го проект получил грант в $30.000 от фонда GTF (Global Technology Foundation). Ребята отказались от предложений фондов по посевным крупным инвестициям, т.к. хотели нарастить оценку компании до привлечения первых денег за долю. Грант выдавался не сразу, а по частям, в течение определенного времени и в гривнах, а гривна с февраля 2014 года стремительно обесценивалась. Кроме того, часть бюджета, которую не успели снять, так и “зависла” в банке, т.к. банк обанкротился.

Но это было чуть позже.

А начинала Jeapie с гейминга, посчитав, что раз игры – самые прибыльные из мобильных приложений, то пуши тоже будут востребованы в качестве инструмента удержания аудитории. Инструмент понравился участникам рынка, но не настолько, чтобы за него платить. Ребятам просто не хватило экспертизы, чтобы заранее узнать о том, что в gaming большая часть бюджета проекта тратится на закупку трафика.

Алексей Харчишин и Александр Михайленко

Затем был e-commerce. Пуши – как дополнительный инструмент для таргетированного маркетинга. Звучит прекрасно. Но проблема в том, что в первой половине 2014 года далеко не у всех участников рынка были мобильные версии, большинство только планировало их запускать, поэтому здесь, в Украине, не готовы были платить за решения в области мобильного месcеджинга. Jeapie опережала время. Но ждать, когда их время придет, было нельзя. Искали инвесторов. Акселератор GrowthUp, в программе которого участвовали Александр и Дмитрий, показал их практически всему пулу инвесторов. Всем, кроме Digital Future, потому что СЕО компании Алексея Витченко тогда как раз не было на месте: накануне он повредил связки, играя в футбол.

Стоит напомнить, что первая половина 2014 года – это время начала военных действий на востоке Украины. В стране царила полная неопределенность, иностранные инвесторы остановили деятельность и заняли выжидательную позицию. Интерес к Jeapie проявляли только российские фонды. Но после получения их инвестиций под угрозой оказалось бы освоение глобального рынка. А именно выход на мировой уровень был главной целью “стартаперского путешествия” Jeapie.

Интерес к пушам пришел, откуда не ждали. От банков, для которых пуши были возможностью сэкономить на оповещениях клиентов. Бюджеты на SMS-оповещения исчисляются миллионами гривен. “Пуш-уведомления позволяют нам не платить никому, вопрос упирается в нашу инфраструктуру. Если мы продадим пуши клиенту в 5 раз дешевле, чем SMS, существенно выиграют все”, – объясняет Александр.

Но и в этой схеме был существенный минус – цикл продаж длился до полугода. Для маленького стартапа, которому нужны деньги, это “убийственно долго”, как выразился Александр. Пока на совете директоров банка что-то утверждают, стартап банкротится.

Jeapie и Digital Future. Начало

Именно в тот момент, когда gaming и e-commerce “провалились”, а банковская ниша только “зацепилась”, произошло знакомство с Digital Future, летом 2014-го.

Однако инвестиции пошли не сразу, хотя, как рассказывал СЕО Digital Future Алексей Витченко, Jeapie приглянулись ему с самой первой презентации. Сначала было тестовое задание.

“За те 1,5 года, что мы работали над Jeapie, мы отвыкли от “айтишных” зарплат и сократили расходы до минимума, по дешевке сняли квартиру – со сквозняками и без горячей воды, это было mivina-time. Бросать проект было откровенно жалко, мы вложили в него кучу сил и денег. Во-первых, грант от GTF. Во-вторых, мы считаем вложениями то, что недозаработали. Например, Артем – программист, и занимаясь Jeapie, он 18 месяцев не получал зарплату, а вернувшись к работе программистом, он бы обокрал сам себя. Наш третий кофаундер, Дмитрий, ушел на фронт. Мы поговорили с Артемом и решили, что пора начинать параллельно зарабатывать деньги на стороне, поскольку с Jeapie не сделано ни одной продажи. Я даже подумывал заняться рекрутингом, так как он позволяет работать удаленно и в своем темпе”, – рассказывает Александр.

Уже тогда, когда сдавали тестовое задание, в октябре 2014, было озвучено решение об инвестициях. Ребята пришли в офис Digital Future и Виктор Компанеец (руководитель инвестиционного направления, – прим.) объявил им “благую весть”, на что они лаконично ответили “Ну, ок”. “А что еще мы могли сказать? И сумма, и условия нас полностью устроили”, – рассказывает Александр.

Jeapie и Digital Future. Smart-money

В рамках сотрудничества с Digital Future стартап получал smart-money.

“Smart-money = деньги + экспертиза + ресурсы. Smart появляется, только если экспертиза или ресурсы отвечают потребностям стартапа. В случае с Jeapie мы задействовали опыт инвестора и менеджеров, офис, часть административных ресурсов, разработчиков при пиковых или неотложных потребностях, юриста и необходимые знакомства. Экспертиза В2С / В2В на зарубежных рынках, экспертиза операционной деятельности, экспертиза в маркетинге и биздеве. Кроме того, не забывали делиться позитивом и юмором”, – объясняет суть понятия smart-money СОО в Digital Future и СЕО в The App Solution Алексей Харчишин.

По его словам, уже тогда, когда была объявлена сделка, к Digital Future обратились сразу несколько “ангелов” со словами “мы тоже хотели зайти в проект, но нас останавливало отсутствие экспертизы. Почему вы не предупредили нас, – мы бы вошли в синдикат”.

Тут нужно напомнить, что и сама Digital Future воспринималась осенью 2014-го, как “темная лошадка”, которая совсем недавно вышла на рынок. “Нас воспринимали как нечто очень неопределенное и малознакомое. А в инвестиционной области очень важна узнаваемость”, – говорит руководитель инвестиционного направления Digital Future Виктор Компанеец.

Александр Михайленко, Виктор Компанеец и Алексей Харчишин

“Ребята понравились нам с самой первой презентации. Но мы тогда только выходили на рынок, и количество встреч у нас было фантастическим, это с одной стороны. С другой стороны, мы еще не совсем понимали, кто именно нам нужен, поэтому нам нужно было больше времени. Jeapie гармонично вписывались в наш бизнес. Их пуши мы сами использовали, это было нечто уникальное. К тому же близкое к маркетингу”, – поясняет Алексей Витченко.

Таким образом, обе компании – и Digital Future, и Jeapie – были новичками на рынке. Однако тот опыт, который нарабатывается в кризисные времена, можно смело возводить в степень, поскольку ситуация меняется очень быстро, а значит, времени на раскачку нет, а работать приходится максимально быстро, не расслабляясь.

Сам Александр говорит, что у него осталось очень хорошее впечатление от сотрудничества с инвестором. На уточняющий вопрос, не потому ли он так говорит, что экзит уже позади, уверенно отвечает, что и раньше так думал. “Мы получили несколько классных контактов в таких крупных компаниях, как Terrasoft. Благодаря Business Development вышли на провайдера SMS, топового в сегменте В2В. Нам помогали балансировать бюджеты. До этого мы пользовались услугами советников, но когда человек не рискует своими деньгами, это совсем другое”, – рассуждает Александр.

“Мы вовсю использовали наш “админресурс” и пиарили проект. Помогали с разработкой, с юридическими вопросами, финансами, поиском клиентов. Думаю, у нас Саша закалился как предприниматель. Когда в мае 2015 Google запустил знаменитый update на Chrome, я сильно нажимал на Сашу, чтобы он, во-первых, активнее тратил наши деньги, во-вторых, рекламировался, в-третьих, быстрее разворачивался. Тогда время играло решающую роль – нужно было стать первым из тех, кто запустил сервис web-пушей”, – рассказывает Алексей Витченко. И действительно, в конце весны 2015 года Jeapie вошли в тройку глобальных (!) лидеров в сегменте пуш-уведомлений для веб-сайтов.

За время сотрудничества бизнес-модели претерпели несколько пивотов. Сам Алексей Витченко предложил идею “платежек” для банков, но опять-таки из-за долгого цикла принятия решений в банках идея давала “выхлоп” далеко не сразу. Не раз переписывалось ядро системы. “Ребята быстро учились развивать свой бизнес, тестировали множество гипотез и ФОКУСировались на наиболее перспективных, отбрасывая все лишнее”, – дополняет Виктор Компанеец.

В свою очередь Алексей Харчишин описывает сделку с Jeapie как opportunity: “Саша и Артем успешны благодаря своим действиям и мыслям: они всегда смотрят на несколько лет вперед. Без их фокуса стартап Jeapie до M&A не дожил бы. Со своей стороны я приложил максимум усилий, чтобы ребята тратили свою энергию эффективно и не теряли время. Я очень доволен, что мой опыт и мое видение процессов им пригодилось”.

Алексей Витченко и Александр Михайленко

Алексей Витченко и Александр Михайленко

Осенью 2015 готовился второй раунд инвестирования. По словам Алексея Витченко, была организована презентация Jeapie для сообщества бизнес-ангелов. Учитывая живой интерес инвесторов после первого раунда инвестиций, можно было ожидать, что и ко второму они проявят не меньший интерес. Но все вышло даже лучше, чем ожидалось.

Jeapie и Mobify. Начало

Если кульминацией в истории Jeapie можно считать сделку с Digital Future и затем появление веб-пушей, то удачной развязкой – сделку с Mobify. Причем, как с точки зрения стартапа, так и с точки зрения инвестора, а также всей экосистемы, поскольку подобные истории успеха дают мощный позитивный заряд всем участникам рынка.

Mobify сама вышла на Jeapie.

На разговор с СЕО компании Игорем Фалецким Александр и Артем шли, не ожидая ничего серьезного. Они думали, что это одна из десятков встреч, когда стартапы и компании встречаются друг с другом, чтобы “запартнериться” на тот случай, если вдруг у кого-то из них появятся клиенты, и тогда можно будет “продать” им себя и своих партнеров. Из такого партнерства редко что-то получается, т.к. в эту систему редко попадают деньги.

Но уже в процессе разговора с Игорем стало ясно, что все серьезно.

Артем Шананин и Александр Михайленко

Знакомство с Mobify произошло в сентябре, а в ноябре сделка была уже закрыта. “Для нас это был первый раз. Нужно было провести все так, чтобы самим себя не обмануть, чтобы все пункты соответствовали нашим интересам. Поскольку мы все были в одной лодке, юристы Digital Future защищали наш общий интерес”, – рассказывает Александр.

Mobify. Работа за рамками Jeapie

Сейчас они с Артемом входят в команду “продуктологов” Mobify: “Мы отвечаем за то, чтобы Mobify могла одной из первых демонстрировать клиентам демоверсии новых продуктов. Мы делаем стартапы внутри компании, т.е. являемся исследовательской лабораторией. У нас теперь практически не ограничен бюджет и огромное поле для экспериментов. Для нас это предел мечтаний”.

Пока ребята остаются в Украине и надеются, что так и будет в дальнейшем. У Mobify тоже есть интерес в расширении украинского офиса. “В Канаде обостряется гонка за кадры, а в Украине намного проще и дешевле нанимать программистов. Мы можем хорошо развить R&D-отдел. К тому же я – патриот, и мне будет приятно, если благодаря мне в стране появится больше рабочих мест в IT”, – говорит Александр.

Финал

Сегодня Александр утверждает, что в 100% случаях стартап ждет успех, а не в 0,3%, как принято считать. Надо только запастись терпением и поддержкой на множество попыток. В США прививается культура предпринимательства, при которой банкротство одной компании не понижает, а повышает твои шансы на привлечение инвестиций в следующую компанию. “С каждым новым банкротством, если ты не сдаешься, а делаешь выводы, шансы привлечь лучших инвесторов только растут”, – говорит Александр. И это тот случай, когда человек точно знает, что говорит.