Очень часто в рекомендациях для стартапов можно прочесть о том, что нужно писать всем журналистам, до которых сможете дотянуться. Однако мало кто приводит реальные алгоритмы формирования пресловутого списка прессы. Сооснователь стартапа Leet Кори Поллок решил помочь предпринимателям и описал в своем блоге, как сформировать список подходящих журналистов и как попасть с вашим продуктом в медиа. Отметим, что эти рекомендации работают как для зарубежных блогов, так и для украинских.
Привлечь внимание к продукту, который разрабатывается при ограниченном бюджете без маркетинга, может быть довольно тяжело.
Пока я работал в Tiny Hearts, у меня была возможность запускать целый ряд приложений. Все они запускались с ограниченным бюджетом и росли за счет освещения в прессе.
Тем не менее, формирование списка прессы с релевантными журналистами все еще не гарантирует того, что все напишут о вашем продукте. Но это один из многих шагов, который увеличит ваши шансы на успех.
В этой заметке я расскажу о собственном алгоритме поиска релевантных журналистов, электронных адресов блогеров, а также о формировании своего списка прессы.
Поиск правильных журналистов
Самая сложная часть процесса – поиск правильных авторов. Существуют сотни журналистов, которые пишут на ту или иную тему, но может оказаться, что лишь один или два из них в достаточно хорошей форме, чтобы написать о вашем продукте.
Самый простой способ определить в какой форме журналист – задать моральные фильтры перед началом поиска. Например, когда я искал журналистов, которым хотел презентовать свое приложение Leet, я использовал такие фильтры:
- пишут ли они о гейминге?
- пишут ли они о приложениях?
- имеют ли они влияние?
- насколько часто они пишут?
Теперь с фильтрами в запасе вы можете пойти и найти нужных журналистов.
Поиск правильных блогов
Я всегда начинаю с того, что вбиваю в Google что-то вроде «самые популярные блоги о гейминге».
Я также настраиваю Google Alerts на специальные ключевые слова, релевантные тематике моего продукта.
Google Alerts присылают уведомления раз в день и подбирают статьи, которые соответствуют заданным ключевым словам. Это отличный способ найти тех, кто пишет на нужные вам темы, а также оставаться в курсе того, что сейчас происходит в индустрии.

Мои уведомления Google Alerts для Leet
Если сомневаетесь, действительно ли этот блог пишет на вашу тематику, воспользуйтесь запросом site: [запрос] в Google, чтобы найти статьи на этом сайте по специфическим ключевым словам. Когда я искал журналистов для нашего приложения Emoji Party, я пробивал блоги по статьям про emoji.

Запрос в Google по сайту TechCrunch на тему emoji
Поиск электронных адресов
Ок, вы нашли подходящих авторов и хотите, чтобы они написали о вашем продукте. Но как найти их контакты?
Фишка с имя@названиеблога.com не работает, хотя иногда все же стоит попробовать.
Очевидно, что многие журналисты пытаются спрятать свои контакты от публики, и их можно понять. Но если вы найдете адрес почты, это дает вам билет в один конец в сторону их инбокса, который поможет вам выделиться из толпы.
Итак, вот как мы находим контакты.
- Rapportive подтягивает информацию из LinkedIn в режиме реального времени. Это быстрый способ проверить email.
- Name2Email – это лучшее, что со мной случалось со времен появления нарезанного хлеба. Плагин самостоятельно подбирает email, используя наиболее расхожие комбинации. Все, что надо сделать – ввести имя пользователя и домен сайта.
- Все тот же инструмент site: [запрос] может пригодиться в поиске email. Многих блогеров можно достать через Twitter, и они высылают email в ответ на реплай. Быстрый поиск через запрос в Google может найти эти твиты:
Формирование списка прессы

Мой список прессы под Leet
Теперь нужно куда-то записать всех потенциальных авторов. Я использую для этого Google Docs в таком формате:
- Первая колонка: индикатор приоритета
- Вторая колонка: имя автора
- Третья колонка: название компании
- Четвертая колонка: аккаунт в Twitter
- Пятая колонка: email
- Шестая колонка: примечания (интересные детали об этом человеке)
- Седьмая колонка: референсы (статья, которая продемонстрировала, что этот автор мне подходит)
Идите завоевывать мир
Вот и все! Теперь у вас есть все инструменты, чтобы найти релевантных журналистов, их контакты и сформировать список прессы.
Я бы советовал формировать список прессы к моменту запуска вашего продукта. Нужно отметить, что список устаревает со временем, поскольку журналисты могут переходить на другие темы.
И последнее – это только частичка паззла. Следующий этап – это создать хороший продукт, о котором будет интересно писать.