Впервые своими глазами мы увидели работу Front Pictures на встрече украинских видеоблогеров AIR Meetup в “Арт Молле”. Это был космос. На какое-то время все пространство вокруг нас поглотил Ренессанс в буквальном смысле слова. Картины Ботичелли оживали под музыку того времени. Выглядит так, будто ты не в одном из залов ART Mall, а на торжественном приеме из мира волшебников Джоан Роулинг… Словами не передать. Но мы постараемся.
Front Pictures – это студия инновационных решений для маркетинга, ивентов и шоу-бизнеса. Дизайнеры, программисты, инженеры и визионеры, которые создают “магию”. По словам СЕО Front Pictures Юрия Костенко, команда не берется за проекты, которые раньше уже кто-то делал. “Нам это неинтересно. Если вы увидели что-то по Discоvery в “Разрушителях мифов”, или если в вашем воображении родилась сумасшедшая идея, но никто не знает, реально ли это – вот тогда можете прийти к нам”. Чтобы понять, о чем речь, вспомните цифровое шоу от украинской команды, которое покорило YouTube и за неделю собрало 1 млн просмотров. Визуализацию и эффекты для него делали специалисты Front Pictures.
Журналисты AIN.UA побывали у них в гостях, узнали историю зарождения компании, а заодно запечатлели всякие гаджеты и устройства, которые создают украинские кудесники.
Front Pictures основали Юрий Костенко (СЕО), Виталий Слюсаренко (СТО), Максим Зайцев (клиент-сервис). До этого они вместе работали в рекламном агентстве Leo Burnett, которое в итоге решили покинуть ради нового увлечения – 3D-визуализаций.
“Я проработал в агентстве семь лет, мне стало неинтересно там дальше развиваться – хотелось заниматься новыми технологиями. Тогда начался рассвет 3D-графики, впервые стало возможно делать чудеса на домашних ПК, и я подумал, что скоро на этом поприще произойдет революция в маркетинге”, – рассказал Юрий.
Так в 2003 году появилась компания Front Pictures. Первые вложения на аренду помещения и технику составили $10 000. Инвесторов у проекта не было и нет, основатели до сих пор остаются его единственными владельцами.
Поначалу команда состояла из пяти человек, которые делали супердетальные 3D-изображения высокого разрешения для полиграфии. “Сегодня это мейнстрим, но тогда это было чудо. Мы могли нарисовать еще несуществующий объект, и он выглядел как живой. Например, мы могли изобразить стеллажи и товар на полках в еще не построенном супермаркете. Или бутылку напитка из еще не выпущенной линейки”.
На самом деле, бутылка никогда не выглядит идеально. Несовершенство формы и материала – цена серийного производства. Даже с самым дорогим в мире фотографом и лучшим светом не получается сфотографировать ее так, чтобы она выглядела идеально. Поэтому для фотографирования даже заказывали специальные хрустальные бутылки, но это очень дорого и долго. “Мы же могли прорисовать ее так, что бутылка выглядела как произведение искусства и при этом ничем не отличалась от фотографии настоящего объекта”, – рассказал Юрий.
В Украине на то время больше никто не занимался такими вещами, и Front Pictures быстро нашли крупных клиентов в сегменте FMCG: продуктовые компании, табачные, алкогольные… Многих клиентов привели бывшие работодатели Leo Burnett, с которыми Костенко, Слюсаренко и Зайцев разошлись полюбовно и договорились сотрудничать. Прибыльными стали уже в первый месяц.
Первый блин
К 2005 году в Украине стремительно начал развиваться ивент-маркетинг. Многие бывшие коллеги основателей Front Pictures по Leo Burnett открыли свои ивент-агентства. Однажды Юрию позвонила Ира Ковальчук – владелица одного из таких агентств и заявила: “Мы тут придумали крутую фишку для мероприятия, но как сделать, никто не знает. Помогите, больше не к кому обратиться!”.
Это был тур Djuice Nokia Video Drive, который планировали проводить по всей Украине. Суть безумной идеи заключалась в следующем: установить во всю длину арены местных Дворцов спорта экраны размером с хоккейное поле и пустить на них видеоряд. За технику отвечали немецкие инженеры, но за контент не брался никто.
“Это была такая колбаса 60 м в длину, 8 м в высоту и огромного по тем временам разрешения 5504х768 пикселей. В эру SD 720*576 это была фантастика. Даже сегодня, когда уже стал привычным HD, не все возьмутся произвести полтора часа видео в таком разрешении! Ни одна студия ни в Киеве, ни в Москве не бралась создать видео такого размера”, – рассказал Юрий. Нужно было что-то изобретать, а сроки были очень сжатые – 1,5-2 месяца.
Front Pictures работали с изображениями, но видео делать не умели. Огромные картинки по 10-20 тыс. пикселей, чтобы обклеить станцию метро – это пожалуйста, но тонкости создания видеоряда пришлось изучать с нуля. В итоге все получилось.
Когда все настраивали уже на ивенте, я все время бегал, нервничал, кричал, что нужен бэкап… Все прикалывались, предлагали сделать мне футболку “I hate show business” и еще называли меня “мистер Бэкап”.
С этого проекта все и началось. “Эффект был ошеломляющим, и мы поняли, что именно этим хотим заниматься. Пока ты это рендеришь в офисе, смотришь на маленьком мониторе в 17 дюймов – процесс выглядит тривиально, какие-то согласования, расчеты… А когда видишь на 60-метровом экране – это магия. Она быстро заканчивается, и ты хочешь испытать те чувства снова. Это как наркотик”.
Юрий рассказал забавный случай, который произошел позже на похожем проекте. В Дворце спорта проводили очень пафосный корпоратив, на котором собрались около сотни VIP-гостей, включая послов из разных стран. Людей было немного и для wow-эффекта организаторы придумали затянуть все трибуны экраном – люди сидели фактически внутри огромного экрана с разрешением 12000*1000 пикселей. Если открыть это на экране компьютера, то увидишь тоненькую полосочку, в которой ты должен нарисовать контент.
“Времени на подготовку было очень мало, около месяца, а мы были заняты кучей других проектов. Ивент-агентство предложило разделить работу – часть делаем мы, а еще половину отдают студии, которая занимается видеопродакшном. Через неделю мне звонят организаторы и говорят, что второй исполнитель пропал – всю неделю никаких вестей, а время-то идет. Я звоню ему и говорю: “Олег, как дела, что с проектом?” И он мне таким тяжелым голосом отвечает:
“Юра, я не могу. Я открываю эту штуку. Смотрю на нее. Закрываю. И пью”.
В итоге он сделал для того проекта более стандартные штуки, а рисовать весь контент для панорамного экрана пришлось нам, – вспоминает Юрий.
Я называю такое явление “инкубационный период” – это время, которое уходит на то, что ты просто смотришь на ТЗ и думаешь, что с ним делать. Представляешь, как это должно быть и только потом приступаешь к работе. Если у клиента нет двух недель на осмысление проекта, мы, как правило, не беремся за работу”.
“Большой айфон”
В какой-то момент Front Pictures заинтересовались интерактивными медиа-технологиями – тогда в мире как раз начали экспериментировать с touch- и tangible-экранами (это когда вы дотрагиваетесь до экрана предметом, а он распознает его форму и назначение). “Мы решили поэкспериментировать с этим (тогда еще и iPhone-то не появился) и сделали интерактивный музыкальный стол. Просто ради интереса, хотя потратили на разработку огромное количество времени и денег”, – рассказал Юрий.
Создание стола заняло 1,5-2 года и обошлось компании примерно в $50 000. Назвали его i.m.table – Interactive Media Table. Стоит такое устройство недешево – 7000 евро. Поэтому сегодня компания не продает их, а сдает в аренду.
В 2009 году популярный украинский электро-фанк исполнитель Женя Филатов, более известный как The Maneken, впервые выступил с этим столом на вечеринке. Видео его выступления попало в YouTube и собрало более 2 млн просмотров. В комментариях многие писали, что это фейк, поэтому после выступлений стол спускали со сцены в зал, чтобы зрители смогли сами поиграть на нем и убедиться, что все взаправду.
i.m.table позволяет посредством расстановки элементов создавать музыку в реальном времени. И это довольно просто – любой может им управлять. Снизу стоит инфракрасная камера, которая улавливает предметы на поверхности стола. На каждом кубике – уникальное изображение, эмотикод — что-то вроде штрихкода, который стол считывает и присваивает нужный звук. Таким образом кубики становятся элементами управления на столе: положив кубик на поверхность, включаешь определенный инструмент, а покрутив туда-сюда – прибавляешь или убавляешь громкость…
“Систему эмотикодов и их распознавания разработал Виталий Слюсаренко, наш главный технический гуру. А вообще идея такого стола существовала до нас. Испанцы еще раньше разработали модульный синтезатор по такой же схеме, но он издавал странные звуки. То была экспериментальная разработка, а у нас готовый продукт”, – рассказал Юрий.
Внутри стола сложная программа, которая распознает заданные объекты в реальном времени. Начинали делать стол на оупенсорсном движке, но он был очень слабый – выдавал 15 кадров в секунду и в очень низком разрешении. Реакция на кубики с таким движком была бы очень медленной, а в музыке она должна быть мгновенной. Поэтому разработчики Front Pictures решили написать собственный движок “Reactor”, который смог обрабатывать картинку 4000*4000 пикселей со скоростью 200 кадров в секунду. “Даже на сегодняшний день эта система, работавшая в древние времена на Core 2 Duo, считается за гранью фантастики”, – утверждает Юрий.
На основе этой системы Front Pictures создали немало других технологичных медиапродуктов: интерактивные стенки, столы, барные стойки и т.п.
Со временем появились первые iPhone, и когда нам нужно было объяснить клиенту, как выглядит медиастол, мы говорили, что везем им “большой айфон”.
Уже после того, как Microsoft выпустил свой первый компьютер-стол Surface (который так и не стал массовым продуктом из-за высокой стоимости в $10 000), на корпоративе вендора все равно выступал интерактивный стол Front Pictures. Потому что он реально работал. “Под Surface элементарно не было аппов и контента, ведь сам Microsoft его не делал, и никто не делал, ведь продукт не массовый. А на нашем столе были и игры, и музыка, и фотографии… И Дмитрий Шимкив, на то время директор украинского Microsoft, просто не мог оторваться от этого стола”, – рассказала Ирина Животко, проджект-менеджер Front Pictures.
Стол Front Pictures использовали на 50+ концертах. А еще он побывал на вечеринках у всех крупных IT-компаний: Microsoft, Rambler, Yandex, Toyota в Пуэрто-Рико и других.
Под ключ
В итоге Front Pictures решили развивать параллельно и контент, и технологии. Создавать приложения и визуализации, а под них – столы, экраны и т.п. Тем самым она заняли очень узкую нишу, но были единственными в Украине, кто в это верил. В какой-то момент стали работать со всеми большими ивент-агентствами, которым были нужны чудеса.
Мы всегда говорили: не идите к нам со стандартными заказами. Мы занимались только тем, что еще никто никогда до нас не делал.
По словам Юрия, команде не раз пришлось столкнуться с предубеждениями. Люди не верили, то украинцы могут качественно делать технологические чудеса. В Японии или Германии вам сделают что-то гениальное, а в Украине – дешево и ни о чем… “Нам пришлось на реальных кейсах доказывать, что мы можем не хуже. Наши постоянно действующие инсталляции в ART Mall, Киевском планетарии, на Одесской киностудии служат такими доказательствами”, – говорит Костенко.
Сегодня у Front Pictures три офиса: административный, хардверный и испытательный. В компании работают 35 человек: видеодизайнеры, программисты, инженеры электронщики, инженеры-дизайнеры, сборщики и, конечно же, бухгалтерия и сервис. Нас провели в офис экспериментов и тестирования. Первое, что привлекло внимание – “комнатный” планетарий.
Сборка своя собственная: купол, программное обеспечение, корпус. Все, кроме проекторов – их купили. Это экспериментальная модель – в ней специалисты компании тестируют контент, который производят профильные студии. На реальном проекте купол может быть размером с Белый Дом, просто нужно больше проекторов. Чем больше купол, тем круче эффект.
А еще Front Pictures создали первую в мире полнокупольную игру – шутер, в который нужно играть специальными лазерными бластерами. Я палила из двух стволов, но уровень прошла с трудом.
Раньше такие купола использовали только для изучения астрономии. Но во Front Pictures придумали множество новых применений купольных технологий. Можно смотреть кино, играть в игру или просто заглянуть в виртуальную реальность.
Нам продемонстрировали купольный 3D-фильм, премьера которого еще даже не состоялась, и вскоре планируется в Киевском планетарии. Если сидеть в самом центре купола, появляется ощущение полного присутствия в картинке – это кино про космос, и мы буквально ощутили себя сферическим конем в вакууме.
Свои купола Front Pictures продает не только украинским, но и зарубежным заказчикам, потому что они качественные и намного дешевле западных аналогов. Комплект стоит от $10 000, а ближайший зарубежный аналог – $250 000. Удешевить конструкцию получилось за счет умного ПО и более дешевых проекторов, при этом качество не только не страдает – оно даже лучше, чем у конкурентов, уверяют в компании. Студийные системы покупают производители контента, то есть создатели 3D-кино – без таких куполов они просто не могут работать. “В Германии, Британии и России стоят наши офисные купола, в которых люди делают контент”, – рассказал Юрий.
Находясь в лаборатории Front Pictures, сложно бороться с искушением зависнуть в виртуальной реальности “Окулуса” и планетария. В какой-то момент здесь может раздаться соло на электробарабанах – это означает, что СТО компании находится в поиске вдохновения.
Вообще здесь царит творческий беспорядок.
Украинцы могут
В среднем большие проекты Front Pictures выполняет каждые два месяца. Получается 5-6 крупных заказов в год с бюджетом от $10 000 до $100 000. “Это не такой доходный бизнес, как кажется. Легко делать что-то на конвейере, когда ты просто штампуешь одно и то же. Когда ты каждый раз делаешь что-то новое, ты тратишь львиную долю бюджета на саму реализацию. Но это позволяет нам все время двигаться вперед”, – говорит Юрий.
Иногда Front Pictures приходится инвестировать собственные деньги в создание чего-то из ряда вон выходящего. Один из ярких примеров – вышеупомянутое шоу на America’s Got Talent. Проект стал рекордным по популярности в этом сезоне шоу, собрав в соцсетях более 30 млн просмотров. Более того, видео номера в Facebook стало самым просматриваемым за весь сезон. Его перепостили 565 000 раз.
“Это был билет в большой шоу-бизнес. Мы с Володей Сиганевичем (продюсером проекта) доказали, что украинцы делают крутые вещи. И сделали то, что никто никогда до нас не делал. Фактически мы создали новое направление шоу – водный экран, голограмма, которая исчезает в воздухе в комбинации с интерактивным танцем. Конечно, есть ограничение – когда ты проходишь через эту голограмму, ты становишься мокрым. Но выглядит это волшебно”, – рассказывает Юрий.
Пока вложения в данный проект не окупились, но после него на Front Pictures вышли многие действительно крупные заказчики со всего мира, которые готовы попробовать сотрудничать с украинцами.