История стартапа Blynk весьма классическая. В ней все, как по книжке: идея, которая родилась случайно, прыжок в стартап с насиженного рабочего места, Kickstarter и пивот. Основателям пришлось принимать много сложных решений, но сейчас Blynk выглядит как очень перспективный проект с возможностью значительного масштабирования в B2B сегменте.

Все началось с растений

Blynk – это IoT-платформа для управления микроконтроллерами через интернет с помощью мобильных приложений. Именно так описывает суть стартапа его сооснователь Дмитрий Думанский. Другими словами, Blynk позволяет создавать приложения, с помощью которых можно управлять устройствами вроде Arduino, Raspberry Pi, ESP8266, Intel Edison и многими другими.

Идея пришла вместе с реальной проблемой. Второй сооснователь стартапа Паша Байбородин в какой-то момент купил Arduino, который решил использовать для автоматизации полива домашних растений. В итоге у него возникло желание контролировать количество воды в емкости, чтобы телефон сам сообщал о том, что воду пора заменить. Поиск подходящих приложений по App Store и Google Play ничего не дал.

Все это происходило около 2 лет назад, когда Дмитрий и Паша работали в одной компании – Cogniance. Паша был дизайнером, а Дмитрий – разработчиком. Во время одной из вечеринок Паша описал свою проблему и предложил Диме решить ее вместе. Так и началась история Blynk.

От прототипа до Kickstarter

Первый прототип создавался «на коленке». Паша придумал дизайн, Дмитрий занялся разработкой. «Я набросал архитектуру и буквально за выходные написал сервер. После этого сделал очень примитивное приложение под Android с одной кнопкой, которая по нажатию отправляла управляющий сигнал на Arduino», – рассказывает Дмитрий.

Получив базовый MVP, основатели начали искать команду, но никто не хотел работать за долю в проекте, а те, кто соглашались, пропадали в течение одной-двух недель. Поэтому программистов пришлось нанимать за свои деньги, заработанные на основной работе. Денег хватало на то, чтобы нанять разработчиков под iOS и Android, которые занялись разработкой приложений.

В течение года работы по вечерам появился более-менее рабочий прототип с минимальной функциональностью. Дмитрий и Паша предстали перед непростым выбором. «Надо было решать: либо полностью уходить на Blynk, либо забрасывать проект в долгий ящик. Так как стало очевидно, что для реализации всех наших задумок нужно еще как минимум несколько человеко-лет. Год – это много времени, и лично у меня уже начала падать мотивация», – делится воспоминаниями Думанский.

В 2014 году, после дискуссий на тему «Что дальше?», основатели определились и решили запустить краудфандинговую кампанию с той мыслью, что в случае успеха стартап станет из побочного основным проектом. И успех пришел.

Blynk пытался собрать сумму в $10 000, а собрал $50 000 во время кампании и еще $10 000 во время cross promotion: «Были еще «железные» стартапы, которые запускались на Kickstarter параллельно. Мы с ними связывались и предлагали добавить поддержку их «железа», а они взамен предлагали опцию комплектации их проекта софтом Blynk». Идея сработала. Около 2600 человек заплатили за проект. Решение было принято.

Во время кампании на Kickstarter к команде присоединился Владимир Шиманский, взявший на себя всю микроконтроллерную составляющую. Благодаря этому удалось полностью покрыть все три направления разработки — приложения, облачную платформу и клиентские библиотеки для микроконтроллеров.

blynk_team2

Команда стартапа Blynk. Слева направо: Артем Швецов, Александр Кипар, Дмитрий Думанский, Владимир Шиманский

B2C или B2B

Но даже несмотря на успешную кампанию и подтверждение изначальной гипотезы основатели столкнулись с проблемой масштабирования на B2C-рынке. Blynk – очень нишевый продукт для тех, кто пользуется микроконтроллерами, для мейкеров. А таких людей оказалось слишком мало для создания большого бизнеса.

«По нашим приблизительным подсчетам, в мире не больше 10 млн мейкеров. Если поискать по магазинам приложений по тегу Arduino, можно увидеть, что самое топовое приложение имеет всего около 500 000 скачиваний. Стало очевидно, что даже если у нас будет 1 млн пользователей и при стандартной конверсии в 1-3%, каждый из них будет платить по паре долларов, это все равно небольшие деньги», – делится наблюдениями Дмитрий.

Решение пришло, практически, само по себе. Создателям начали писать производители «железа» и основатели небольших IoT-компаний с просьбами добавить поддержку их продуктов в приложение или же выпустить отдельное приложение «под них». Письма начали приходить практически каждый день.

Через Twitter с командой Blynk связался известный в США производитель железа для мейкеров, название которого основатели пока не могут называть. С ним удалось заключить первую сделку. Стартап будет разрабатывать для него отдельное white-label приложение.

highres_444903754

Паша Байбородин – сооснователь стартапа

Что дальше

На данный момент над продуктом работают пять человек: трое на полной занятости и двое на частичной. При этом весь контроль над компанией находится в руках основателей, потому что единственной инвестицией в проект, кроме личных денег, стал краудфандинг.

Дмитрий говорит: «Как мы планировали – поднять деньги на Kickstarter, доделать все, что обещали, набрать кучу пользователей, прийти с этим к инвестору, поднять деньги, сделать из Blynk «конфетку», чтобы пользователи не могли жить без него, и уже потом монетизировать пользовательскую базу. Но оказалось, что украинских инвесторов проекты, даже с активно растущей аудиторией (у нас сейчас более 20 тысяч активных пользователей и рост на 10% в месяц), не интересуют, пока они не зарабатывают».

В результате деятельность проекта раздвоилась: часть времени тратится на доработку основного B2C-продукта, а часть уходит на создание заказных приложений и функций в рамках B2B.

План у основателей такой: «Мы сейчас ведем переговоры с несколькими крупными производителями микроконтроллеров. И если у нас получится подписать с ними контракт, то Blynk сможет продолжать работу без инвестиций. Если нет – будем искать финансирование».

Несмотря на то, что основной рынок находится в США и Европе, разработка продукта происходит в Киеве. Это объясняется просто –  в Украине это намного дешевле

Огромный интерес к проекту, внимание крупных игроков отрасли, успех как в пользовательском, так и в коммерческом сегменте, говорит о том, что у Blynk серьезные перспективы.