Вчера Facebook совершил одну из самых масштабных перемен не только в дизайне, но и в опыте использования крупнейшей социальной сети – разделил “лайк” на шесть эмоций. Несмотря на то, что функция начала тестироваться еще в октябре прошлого года, на весь мир она распространилась только сейчас. Мы решили разобраться почему эмоции именно такие, зачем вообще было менять, пожалуй, самую популярную функцию соцсети и что будет дальше.
Немного истории
Кнопка “лайк” появилась в Facebook в 2009 году как инструмент быстрого реагирования на сообщения в ленте. На тот момент единственной возможностью как-либо проявить свои эмоции по поводу опубликованного материала был комментарий. Несмотря на то, что лайк был придуман и даже запатентован в далеком 1998 году, именно после появления в крупнейшей соцсети мира он завоевал глобальную популярность.
Лайком стали пользоваться везде – в 2010 кнопку “Мне нравится” ввел “ВКонтакте”, лайк стал основой нового и перспективного приложения Instagram, Twitter выступил бунтарем и заменил его на “избранное”, однако спустя несколько лет сдался и в 2015 году тоже перешел на лайк. По сути, лайк стал стандартом индустрии в области социальных приложений. Даже само слово “лайк” вошло в русский язык и перестало нуждаться в переводе.
Все это время пользователи не переставали бомбардировать администрацию соцсети просьбами добавить кнопку “не нравится” или другую альтернативу. В первую очередь, это касалось постов с негативным оттенком. Алгоритмы Facebook построены таким образом, что сообщения, получившие больше лайков, гораздо чаще всплывают в лентах пользователей. Но такой механизм в случае с сообщениями о трагических событиях, смерти, терактах, просьбах о помощи, вызывал смешанные эмоции и очевидный когнитивный диссонанс.
В виду этого, по информации Wired, в начале 2015 года Марк Цукерберг собрал нескольких ведущих специалистов компании и заявил, что пора работать над альтернативой, поскольку их об этом просят “реально давно”.
Создание реакций
Возглавила проект руководитель отдела продуктового дизайна Facebook Джули Жуо. Как раз в то время соцсеть ввела возможность добавлять стикеры в комментариях. Однако этого было недостаточно. Помимо просьб пользователей были и вполне объективные причины задуматься над сменой парадигмы.
Согласно информации компании, к декабрю 2015 года около 1,6 млрд пользователей заходили в Facebook используя мобильные устройства, и эта цифра продолжает расти. Из всех пользователей, которые регулярно пользуются соцсетью на ежедневной основе, 90% делают это в том числе через мобильные устройства.
Специфика мобайла подразумевает то, что у пользователя очень мало времени и инструментов на реакцию. Написание комментария – слишком долго и сложно, а лайк – слишком скупо. То есть для пользователей, которые испытывают что-то иное, нежели симпатию к посту, вариантов не оставалось и они попросту пролистывали ленту дальше. А такой вариант Facebook не устраивал.
В этот момент включается наука. Украинский предприниматель Андрей Хорсев отмечает, что спектр эмоций, которым воспользовался Facebook, был описан еще в 1980-х годах психологом Полом Экманом (тем самым, на основе книг которого снят сериал “Теория Лжи”). Суть в том, что более 70% эмоций человек выражает невербально, то есть мимикой и жестами. А лучший способ отразить невербальные эмоции на просторах интернета – использовать смайлы или же эмодзи.
Дальше возникла еще более глобальная проблема – какие именно эмодзи выбрать. Очевидно, что сотни разных иконок вместо одного лайка были бы губительны как для функциональности соцсети так и для сознания пользователей. За помощь команда Facebook обратилась к Дечеру Келтнеру, профессору социальной психологии Университета Беркли, более известному как консультанту мультфильма ‘Inside Out’ (“Думками навиворіт”/”Головоломка”). К тому же Келтнер сотрудничал с Facebook и ранее, разрабатывая стикеры и реакции для Messenger в 2014 году.
Для тех кто не смотрел – мультфильм ‘Inside Out’ построен на взаимодействии пяти базовых эмоций в голове человека. Каждая эмоция изображена в виде характерного персонажа, который постоянно пытается протащить свое видение ситуации.
Келтнер рассказал Жуо, что весь эмоциональный спектр человека можно вместить в 20-25 смайлов. Но и это было слишком много. Новая задача: сократить количество эмоций до минимального, отражая максимальный спектр человеческих реакций.
Внешний вид
На помощь вновь пришли цифры и (возможно) опыт других компаний. Дело в том, что подобную систему реакций за несколько лет до Facebook разработало мобильное приложение Path, которое некоторое время было весьма популярно. Тогда использование эмодзи вместо лайка казалось дикостью. На это обратили внимание пользователи соцсетей еще в октябре.
Но, независимо от того, вдохновлялись Facebook опытом предшественников или нет, они подняли статистику и определили, какими смайлами люди пользуются чаще всего. Оказалось, что самая популярная эмоция – “любовь”. То есть смайлик, у которого вместо глаз сердечки, использовался чаще всех остальных. (Впрочем, это подтвердилось и после запуска альтернатив, о чем уже успел написать Цукерберг).
Вслед за “любовью” шли радость, грусть и шок. Спектр эмоций был определен, осталось разработать сами реакции, а потом протестировать их на пользователях. Были разработаны сразу несколько вариантов дизайна, которыми Facebook любезно поделился с Wired.
Несложно заметить, что во многих вариантах эмоции гиперболизированы при помощи более выразительных глаз, использования звездочки вместо желтого круга или других графических особенностей. Это объясняется тем, что команда разработчиков пыталась сделать реакцию однозначной – чтобы у пользователя не было сомнений, что этот эмодзи означает именно радость/удивление/грусть и ничто иное.
Однако ни один из вариантов не удовлетворил компанию. И тогда Жуо пришла к простому, но универсальному решению: “Когда мы их анимировали, все встало на свои места”. Реакции ожили, стали напоминать GIF-изображения и начали шевелиться. Дизайнеры оставили некоторые дополнительные черты, вроде бровей у злого смайла, но большую часть эмоциональной составляющей взяла на себя анимация.
Как видно на картинке выше, в тестировании Facebook использовал не 6 реакций (как сейчас), а семь. Еще один эмодзи должен был отражать празднование чего-либо, сокращенно ‘Yay!’. Однако уже в ходе бета-теста команда определила, что реакция не находит своего места в компании с другими. Пользователи путались и часто использовали ‘Ничего себе!” или “Отлично!” вместо ‘Yay!’. Поэтому было принято решение убрать неоднозначный смайл.
Оставалось как-то расположить реакции в ленте пользователей. Сначала Facebook подумывал разместить эмоции в вертикальный или горизонтальный ряд под постом, но быстро стало ясно, что это перегрузит интерфейс. В конечном итоге, оставили три наиболее используемые эмоции, при нажатии на которые можно посмотреть кто какую выбрал.
Что в итоге
Несмотря на возмущение многих пользователей, ввод реакций вместо смайлов кажется правильным шагом со многих точек зрения. Очевидно, что это увеличит вовлечение пользователей в процесс взаимодействия внутри социальной сети. Кроме этого, компании удалось, хоть и своеобразно, но удовлетворить просьбы пользователей о дополнительных реакция кроме лайка. Все это будет использовано для формирования еще более персонализированной ленты Facebook.
Главред издания Apparat Андрей Бродецкий считает, что Facebook таким образом хоронит лайк и вскоре эмодзи начнут вытеснять скупое одобрение. Хотя происходить это будет довольно медленно, особенно в русскоязычном сегменте интернета, в котором пользователи не привыкли экспрессивно выражать свои эмоции.
Не исключено, что сами реакции еще будут видоизменяться. Жуо говорит, что для полноты картины, помимо анимации не хватает звукового наполнения. Пока что эту функциональность не ввели, но не исключено, что введут в будущем.
Ну, а сейчас пользователи разделились на два условных лагеря: “ретроградов” и “инноваторов”. Первые предпочитают использовать старый добрый лайк, в то время как вторые вовсю пользуются нововведением. Вот только, похоже, в будущем Facebook все равно не оставит “ретроградам” выбора.