В Украине настоящий бум платных офлайн-курсов. Стоят они недешево, в зависимости от продолжительности курса, цена может варьироваться от 2000 грн до 8000 грн. Потенциальным слушателям обещают чудеса: научить с нуля в рекордно сжатые сроки и на мировом уровне. Но порой вместо качественного обучения клиентов ждет прикрытая бойким маркетингом образовательная профанация. В итоге вы отдали деньги, но почти ничему не научились (хотя на ошибках учатся). Ниже речь пойдет о том, как этого избежать.
Сооснователь украинской “курсеры” – площадки бесплатных онлайн-курсов Prometheus – Иван Примаченко рассказал, на что нужно обратить внимание жаждущим знаний украинцам, чтобы не потратить деньги на пустышку. Он выделил пять основных моментов, которые должны насторожить в первую очередь.
1. Курсы обещают научить новой профессии, но не предполагают выполнения серьезных заданий и постоянного общения с преподавателями
Эффективное обучение может быть только активным, основанным на постоянном оценивании своего прогресса, практической работе и получении помощи. Просто слушать лекции недостаточно, чтобы освоить новую специальность! Слышали ли вы когда-нибудь про лекторий по программированию или игре на фортепиано? Думаю, нет, ведь если через месяц посещений такого лектория слушатели не смогут написать элементарную программу или сыграть простейшую мелодию, владельцу суждено быть битым.
Другое дело – дисциплины, где прогресс в обучении сложно измерить. Даже лучшие предприниматели проваливали бизнес-проекты, даже самым известным писателям в свое время издательства отказывали с публикацией. Лектории подобных направлений пользуются этими сложностями в оценке прогресса слушателя и безжалостно экономят на разработке учебных заданий и общении преподавателей со слушателями.
2. “Наши курсы читают успешные практики!”
Быть практиком – одно из обязательных условий для хорошего преподавателя. Но далеко не все успешные практики являются хорошими лекторами. Уметь понятно и эффективно учить других – отдельный сложнейший навык. Говорить о том, что любой практик может успешно преподавать – так же смешно, как утверждать, что опытный лектор может обучать любому предмету, просто дайте ему пару недель на подготовку.
У работающих практиков редко есть возможность выделять огромное количество времени, необходимого для качественной подготовки лекций, заданий и общения со студентами. Но для владельцев курсов вышеупомянутый лозунг очень удобен – на него ведутся многие, так как засилье теоретиков в вузах всех достало.
Увидев этот рекламный слоган в следующий раз, обязательно расспросите не только о профессиональных, но и о преподавательских успехах лекторов курса. А еще лучше вначале послушать их лекции “на пробу”.
Обратная сторона медали: “знаменитые лекторы” с десятками наград мало кому известных конкурсов и “выдающимися успехами в индустрии”, которые не могут сказать ничего конкретного о том, где же и как они добились этих “успехов”. Особая разновидность данного подвида: “долларовые миллионеры”, о бизнесе которых никто не слышал, которые разъезжают по городам, читая мастер-классы по 1000 грн с человека. От таких надо бежать сразу и не оглядываясь.
3. Курс лекций, собранный из выступлений известных людей
В самом приеме нет ничего плохого. Вот только, чтобы организовать из разрозненных выступлений полноценный учебный курс, нужно приложить море сил и времени со стороны преподавателей и организаторов. Иначе лекции будут дублировать друг друга, оставлять пробелы в знаниях, запутывать слушателей разными концептуальными подходами к одной и той же проблеме, использовать разную терминологию. С ростом количества лекторов в рамках одного курса серьезность этих проблем растет в геометрической прогрессии.
Если вы раздумываете над тем, чтобы заплатить деньги за посещение подобного курса, попросите у организаторов детальную программу занятий. Если ее нет, то перед вами откровенное надувательство, ведь без подробного плана сделать хорошую образовательную программу с множеством лекторов просто невозможно.
4. Курсы, которые обещают обучить сложному навыку в чрезвычайно короткий срок
Иногда такие вещи реальны, но авторы курса должны четко объяснить, за счет чего достигается подобное ускорение. Занятия будут идти долго, а для самостоятельной работы будут задавать еще больше? Или авторы выбросили из курса некие стандартные темы? И если да, то какие именно?
Может быть, у преподавателей своя особенная методика. Тогда стоит попросить описать ее простым языком: за громкими словами у шарлатанов, как правило, нет даже самого общего представления об их “методике”.
Ну и контрольный вопрос: существуют ли в Украине или на Западе авторитетные организации, которые учат этому предмету в столь сжатые сроки, и если да, то какие? Если организаторы не могут дать конкретного ответа на этот вопрос, скорее всего, вам не стоит рисковать своим временем и деньгами.
5. Все курсы, где в описании фигурируют слова “уникальный”, “единственный в мире” и т.д.
Если автор курса – специалист мирового уровня и совершил прорыв в своей области, то где его опубликованные статьи в авторитетных научных изданиях, изданные многотысячными тиражами книги и рекомендации авторитетных коллег? Почти всегда упоминание про “уникальную систему [подставить название преподаваемой дисциплины]” на практике подразумевает идею, которая “пару раз сработала у меня и, может быть, моего знакомого, но я никогда даже не пытался проверить ее эффективность научным методом”.
Большинство по-настоящему выдающихся специалистов опираются на результаты практики, исследования ведущих мировых специалистов и не спешат позиционировать свои идеи, как противоположность общепринятой в экспертном сообществе точки зрения.
Вкладывать деньги в собственное образование, безусловно, лучшая инвестиция. Но делать это нужно с умом: не дайте профанаторам заработать на вас деньги.