Разработка бизнес-стратегии: 7 упражнений для развития стратегического мышления команды

6658

Стратегия — это инструмент формирования будущего для вашего бизнеса. Менее 1/3 компаний на рынке СНГ имеют рабочую стратегию. Значит ли это, что все остальные развиваются вслепую? А развиваются ли они вообще?

Получается, что наличие стратегии — серьезное конкурентное преимущество на нашем рынке.

Мечтаете, чтобы ваша компания имела историю, которая исчиляется десятилетиями? Тогда осознанно возьмитесь за разработку стратегии компании – ведь легендарные компании отличаются тщательно продуманной стратегией.

5-6 марта мы проводим воркшоп The Strategy – целых два дня будем работать над формированием ваших стратегий — в Киеве. Желающие из других городов могут присоединиться online или посмотреть в записи.

Стратегия строится на трех китах:

  • анализ прошлого;
  • наблюдения за настоящим;
  • прогнозирование будущего.

Кроме этого, стратегия всегда содержит в себе элемент неуверенности. Почему? Потому что анализ прошлого субъективен, умение замечать в настоящем связи и закономерности присуще не всем, ну, а предсказывать будущее никто из нас не в состоянии.

Вот почему так полезны специальные упражнения для развития стратегического мышления! Эти упражнения помогут вам лично и вашей команде научиться мыслить стратегическими категориями и замечать возможности там, где конкуренты даже о них не подозревают.

Итак, семь упражнений для развития стратегического мышления всей команды, которые можно внедрить здесь и сейчас:

1. Катализатор

Какие черты присущи бизнес-лидерам? Умение предугадывать, видеть, что ждет «за углом», выявлять тренды, закономерности, противоречия, сводить противоположности и пересекать параллели. Непосвященные называют это «чуйка» или «предпринимательский нюх», но мы знаем: это тренируется!

Возьмите на вооружение упражнение «Катализатор» — оно воспитывает умение замечать назревающие тренды и возможности для развития бизнеса. На одном из совещаний ключевых сотрудников выделите 10 минут для обсуждения аномалий и странностей, которые присутствуют на рынке или в окружающем мире. Объясните команде цель наблюдений: обнаружить отклонения от нормы и найти способ использовать их во благо своего бизнеса либо составить для них антикризисный план.

Можно дать задание каждому из менеджеров к следующиему собранию: найти в смежном сегменте рынка слабые места и игроков и подумать, как их превратить в возможности, которые могли бы принести пользу вашей компании: новые идеи, свежие ниши, неосознаваемые потребности клиентов.

Это упражнение помогает команде замечать неочевидное, настраивает локаторы их антенн на поиск точек роста. Более того, это упражнение учит всех членов команды инициативе и ответственности.

2. Зеркало заднего вида

Это упражнение развивает умение прогнозировать и стратегическую инициативу. Проведите совещание в стиле «ретро» и обсудите один из переломных моментов прошлого в вашей индустрии.

Откатитесь лет на 50 назад и найдите что-то значимое: появление новой технологии, рождение крупного бренда, изобретение какого-то девайса. Потом вместе проанализируйте причины и последствия этого события. К каким изменениям оно привело, что стало лучше / хуже?

Дополнительно было бы хорошо отследить истории тех людей, которые стали инноваторами. Изучить их бэкграунд, биографиеские сведения, чтобы понять, что им помогало влиять на рынок и потребителей.

3. Внутренний консультант

Станьте на 1 день внутренним консультантом своей компании. Ваша задача — провести мини-аудит и добавить еще больше ценности во все, что вы делаете.

Ответьте на три вопроса:

  • Назовите ТОП-3 элемента вашего бизнеса, которые дают клиентам действительно большую ценность.
  • Назовите ТОП-3 элемента вашего бизнеса, которые НЕ дают вашим клиентам большую ценность.
  • Назовите ТОП-3 элемента вашего бизнеса, которые могли бы давать еще большую ценность клиентам.

Итого: 9 точек для улучшения. Как запланировать эти стратегические улучшения?

В первом случае продумайте, как вы можете продолжать доставлять максимальную ценность, какие условия вам нужно соблюсти, можно ли увеличить эту ценность? Во втором случае определите, каких реурсов не хватает, чтобы выдавать максимальную ценность? В третьем — подумайте, что нужно сделать, чтобы начать выдавать максимальную ценность в этих точках?

4. Визуализация миссии

Соберите команду ключевых сотрудников и попросите их написать на стикерах цель вашего бизнеса, его миссию. После этого попросите каждого нарисовать простую картинку, которая раскрывает миссию бизнеса. В процессе понаблюдайте, как оживится ваша команда, пока будет визуализировать миссию компании в рисунках.

Также вы можете провести классический SWOT-анализ, но в картинках:

  1. Расчертите доску на 4 квадрата.
  2. Возьмите яркие стикеры и попросите команду нарисовать на стикерах сильные стороны компании и команды и наклеить их в верхней половине квадрата.
  3. Далее попросите нарисовать на стикерах слабые стороны компании и команды — и наклейте изображения в нижней половине квадрата.
  4. Теперь необходимо выбрать стикеры другого цвета и нарисовать на них внешние возможности и риски для вашего бизнеса. Возможности размещаются в левой части квадрата, угрозы – в правой.
  5. Теперь вам предстоит обсудить получившиеся записи, ответить на вопросы (см.на рисунке) и принять стратегические решения.

Результат: вовлечение всех членов команды, понимание внутренних и внешних условий ведения бизнеса, понимание роли каждого игрока команды в общем деле.

5. Карта инноваций

Стратегия — это всегда об изменениях и инновациях. Одним из удобных и вовлекающих способов внедрения инноваций может стать такая карта:

Нарисуйте ее на маркерной доске. В 1 столбце пропишите ценности своей компании. В верхней строке — обозначьте сектора для улучшения: продукты, сервис, бизнес-модель, продвижение и др. Повесьте эту карту так, чтобы у каждого члена команды был к ней доступ. И попросите участников предлагать свои идеи улучшений и изменений в карту, исходя из ценностей, принятых в компании.

Идею можно написать на стикере и приклеить ее на доску в нужную ячейку. Также здесь можно обозначать проблемы, для решения которых нужны инновации и обсуждать далее.

6. Путь клиента

Если ваш потенциальный клиент по пути к вам зашел в тупик или испытал неприятный опыт общения с кем-то из вашей команды, слишком велика вероятность, что вы его больше не увидите в своей воронке.

Соберите стратегическое собрание со всей командой. Привлеките реальных клиентов (если возможно) и собственников бизнеса и нарисуйте путь клиента для того, чтобы провести аудит.

  1. Первое, что нужно сделать — нарисовать на доске схематичный путь вашего клиента — в виде лестницы или классической воронки от интереса и узнавания до покупки и получения рекомендаций.
  2. Займите позицию клиента и пройдите по этой лестнице сами. В процессе важно отметить все точки контакта клиента с вашим бизнесом.
  3. Теперь найдите и отметьте на этом пути сложности и труднопроходимые места, ошибки, с которыми могут столкнуться клиенты. Обсудите с командой и примите решения по их исправлению.
  4. Для того, чтобы картина была максимально полной, и чтобы каждый сотрудник оценил уровень своего вклада в бизнес, важно проделать это упражнение всей командой.

Далее эта карта путешествия сохраняется на доске или переносится в цифровую схему. И вся команда продолжает с ней работать. Совершенству нет предела.

7. Дюжина базовых вопросов

В качестве еще одного закрепляющего упражнения предлагаем вам с командой регулярно отвечать на базовые стратегические вопросы:

  • Как мы будем побеждать? Как станем лидерами?
  • Как подготовиться к неизвестности?
  • Как принимать верные решения?
  • Как мы работаем с инновациями?
  • Как лучше выполнить задачу? Как завершать задачи в срок?
  • Какими инструментами измерять эффективность?
  • Какова идеальная структура компании?
  • Как мы будем привлекать клиентов?
  • Как устроены локальный и глобальный рынки?
  • Как мы будем выходить на мировой рынок?
  • Что мы делаем для своих сотрудников?
  • Каков наш моральный кодекс?

Сразу начинать с них очень трудно. Но после того, как вы проделаете несколько предыдущих упражнений, команда будет разогрета и готова к дискуссиям.

Это еще не все вопросы о стратегии вашего бизнеса. Отвечая на каждый из них, в вашей голове будут появляться новые и новые темы. И это прекрасно! Поскольку стратегическое планирование как раз и заключается в исследовании и обнаружении.

Лучший ответ на каждый из вопросов — предусмотреть самые разные сценарии.

Основные принципы выполнения стратегических упражнений:

  1. Максимальное число участников. Все стороны должны быть вовлечены в разработку стратегии. Это гарантия многогранного взгляда и того, что будут обнаружены все узкие горлышки.
  2. Остутствие критики и цензуры. Вам нужно вовлечь команду в эмоциональное обсуждение путей развития и избавиться от зашоренного видения. Поэтому критику – долой.
  3. Регулярность. Не увлекайтесь только стратегиями — их нужно внедрять. И кстати, топовая проблема во многих компаниях — разрыв между стратегией и внедрением.

Не забывайте внедрять то, что запланировали!

Если вы из тех, кому нужно знать и получать больше, присоединяйтесь в ближайшие выходные к воркшопу The Strategy – мероприятию, на котором рождаются продуманные и реализуемые стратегии развития бизнеса.
Выберите удобный формат — очно в Киеве, online или запись – главное не опоздайте! 90% мест уже забронированы.

Забронировать место

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск