В прошлую среду, 3 марта, издание “Зеркало недели” опубликовало интервью с главой НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) Артемом Сытником, в котором он заявил, что у СБУ есть возможность «снимать» информацию с мессенджеров Viber и WhatsApp. А вчера основатель WhatsApp Ян Кум не поленился и лично опроверг его заявление в Twitter.
В вышеупомянутом интервью украинский чиновник рассказал о начале сотрудничества с ФБР и о возможностях осуществлять прослушивание украинскими правоохранителями. “Снять информацию и с Viber, и с WhatsApp, используя возможности СБУ, — реально”, – заявил Сытник, комментируя необходимость обеспечения НАБУ отдельной от СБУ технической возможностью вести прослушивание, на которой в беседе с президентом Украины Порошенко якобы настаивал вице-президент США Байден.
Эта фраза быстро разлетелась по уанету, и спустя несколько дней основатель одного из упомянутых Сытником мессенджеров, выходец из Украины Ян Кум написал твит, адресованный непосредственно главе НАБУ:
Специально для Артема Сытника: end-to-end шифрование означает, что никто не может читать чужие личные сообщения.
Мессенджер использует технологию end-to-end шифрования с 2014 года. Мессенджер Telegram начал использовать эту технологию раньше, что позволяло его основателю Павлу Дурову нелестно высказываться в сторону конкурента. Суть технологии в том, что зашифрованная информация передается от устройства к устройству напрямую, без участия сервера, и расшифровать сообщение может только устройство получателя. То есть сам сервис не “видит” ваши сообщения и не сможет раскрыть их содержимое даже по требованию спецслужб. Только участники переписки будут иметь к ней доступ.
Впрочем, в интервью “Зеркалу недели” Сытник не уточнил, какими конкретно средствами СБУ может «снимать» информацию с двух самых популярных мессенджеров. Вынос сервера тут не поможет, но, например, конфискация мобильного устройства может оказаться эффективной.
Напомним, Ян Кум поддержал главу Apple в конфронтации с ФБР. Компания отказалась выполнять требования ФБР и создавать специальную версию iOS, более уязвимую для взлома. И основатель WhatsApp горячо поддержал это решение.