Бизнес-акселератор GrowthUP был первым в своем роде в Украине и открылся в 2010 году. Он пережил периоды, когда мало кто знал понятие “стартап” и, наоборот, когда инкубаторы стали открываться с определенной массовостью. В то время как у руля всей GrowthUP Group стоит Денис Довгополый, который является одним из наиболее заметных игроков украинского IT-рынка, в тени остается Николай Савин, бессменный управляющий директор бизнес-акселератора. Именно Савин занимается львиной долей работы со стартапами, поэтому AIN.UA решил встретиться с Николаем, чтобы обсудить состояние украинской стартап-экосистемы, перспективы Украины как технологического хаба и стремительное возрождение формата Startup Crash Test.
Какие тренды наметились в украинской стартап-экосистеме за последние два года?
Моя основная мантра, что «за прошлый год произошло больше, чем за предыдущие три» работает последние года три. Хоть и нужно понимать, что это все еще рост на небольших цифрах. Самое важное: многим наконец-то стало понятно, что локальный рынок недостаточен и не позволит проектам хорошо расти. Проектов, работающих по принципу «запускаемся в Украине, а потом будем думать, что дальше», все же стало меньше.
Плюс, мне кажется, что пропала необходимость в мостике Западная Европа – Восточная Европа. Украинская экосистема наконец начинает органически интегрироваться в мировой контекст. Много проектов перебрались в Польшу, Берлин, Финляндию и — активнее всего — в Штаты. Важно, что эти люди все еще связаны с Украиной, в отличие от, например, Яна Кума или Сергея Брина, которые изначально себя с этим регионом никак не ассоциируют.
Стало больше проектов. Стало больше опыта. Появилось больше контактов с разными экосистемами и компаниями по всему миру. И взгляд все активнее разворачивается с локальных на глобальные стратегии.
Не знаю, насколько можно подсчитать такую статистику, но как вы оцениваете количество украинских стартапов, возникающих за год?
Года 3-4 назад мы прикидывали, что цифра исчисляется двумя-четырьмя сотнями. Но очень трудно определить стадию и что из этого стартап. Сейчас стало сложнее, потому что мы видим меньше.
В GrowthUP меньше проектов идет?
Нет. Просто пару лет назад, если ты пытался искать что-то по стартапам на русском языке, то ты, так или иначе, утыкался в GrowthUP. Сейчас команды, особенно не из Киева, могли о нас и не слышать. Информации на эту тему все больше и народ все чаще запускает проекты, не особо включаясь в экосистему. И, как по мне, стало больше зрелых предпринимателей. Не всегда проекты даже задаются вопросом, стартап они или нет. Они просто видят проблему и начинают ее решать.
С положительным вроде разобрались. А что негативного произошло?
У меня большой вопрос к будущему Киева как стартап-хаба как такового. Ну и других украинских городов тоже.
Сейчас конкуренция между хабами все больше. Стартап-экосистема – это пирамида. Этот бизнес появился в Долине, но и Нью-Йорк, и Бостон развиваются просто потому что индустрия сама по себе растет. В Долину уже физически все не помещаются. Но все остальные все равно будут в догоняющей позиции.
Когда мы смотрели на Европу лет 5-7 назад, был вопрос, кто будет следующим в этой пирамиде.
Следующей Силиконовой Долиной?
Нет. Не стоит вообще говорить про «следующую Силиконовую Долину». Будет какая-то другая экосистема. Вот вроде Израиля – сильной самодостаточной экосистемы. В Израиле они четко видят американский рынок прямым продолжением своего, но при этом все строится внутри страны.
И что вы определили по Европе?
Лондон. Сейчас Лондон выигрывает. Когда границ становится все меньше и все проще становится зарегистрировать юрлицо, переместиться и т.д., я не удивлюсь, если мы увидим картинку, когда за релокейт будут доплачивать.
И суть в чем: все тянутся к победителю, самому большому. Вот, например, есть Facebook. Он на взлете, у него все классно. У Twitter проблемы, у LinkedIn все не очень хорошо. Так что есть место только для одного игрока. И победитель заберет все. То же самое с экосистемой.
То есть все будет тянуться к какому-то центру?
Да. Америка Америкой, а в Европе – это Лондон.
А Киев тогда что?
У нас всегда был вопрос – как сделать так, чтобы от нас не уезжали? А этот вопрос кардинально неправильный. Как только ты его задаешь – ты уже проиграл. Поскольку ты играешь от минимизации потерь. Правильный вопрос – как сделать так, чтобы к нам приезжали?
Конкурировать нужно не за украинцев. Вопрос в том – как сделать так, чтобы американцы приехали сюда основывать компании. Можно ли это сделать вообще?
Ну, определенные предпосылки к этому есть. Например, дешевая рабочая сила.
Да, но у нас нет на это времени, которое было, например, у Израиля или Ирландии. У нас нет лишних 40 лет. Нужны другие решения, другие ставки. Да, хабов будет несколько, но выиграет кто-то один.
Если говорить об идеальном будущем – то было бы круто, чтобы аутсорса у нас не осталось из-за того, что он трансформировался бы в продуктовые компании. И к нам бы приезжали не потому, что у нас дешевая рабочая сила, а потому что у нас классная школа, мощный R&D и переехал кто-то крупный.
Несколько лет назад в Украине был бум инкубаторов, в одном Киеве их было 4-5. Сейчас остались единицы, и то часть из них переквалифицировались в фонды. GrowthUP остался. Каким образом и есть ли у вас будущее как у инкубатора?
Правило «победитель забирает все» работает и для инкубаторов. В мире – то же самое. Есть Y Combinator, TechStars, Angelhack, а дальше список начинает редеть. В отдельных странах – тот же принцип. Нужно постоянно адаптироваться, чтобы оставаться в игре. Мы регулярно меняем нашу стратегию и сейчас открываем кампус в Долине – не только для наших портфельных компаний, а для восточноевропейских проектов.
Почему тогда закрылись другие инкубаторы?
Потому что их стратегия себя не реализовала. Это специфический бизнес. Как и фонды, он должен быть рассчитан на определенный срок. Ты не можешь запустить программу на один год. Если программа закрылась через год-два, то может быть два сценария: либо они планировали сразу взлететь, и не вышло, либо спустя какое-то время поняли, что программа все равно не выполняется по сценарию.
Сколько вообще портфельных компаний у GrowthUP?
Я не могу сказать точную цифру, потому что постоянно кто-то добавляется, но это около 20 за два года существования.
И сколько из них добавились за последний год.
Половина.
Вы инвестируете деньги в эти стартапы?
Да, как фонд GrowthUP+. Изначально мы закладывали чек от 25 до 50 тысяч долларов на условиях соинвестирования.
Какой типаж проектов у вас превалирует?
У меня есть внутренняя классификация проектов:
- ‘Rocket science’-проекты, в которых под капотом есть какой-то R&D. Базовый вопрос к такому проекту – покажите, что это работает. Можно на пальцах обсуждать бизнес-модель, главное, чтобы это вообще было возможно.
- Ниши, в которых проектов много, но нет доминации. И тут вопрос – почему никому еще не удалось выскочить первым. Skype, например, развивался в этой нише, первым предоставив P2P-телефонию.
- Огромный, уже занятый рынок, на котором вдруг что-то может выстрелить. Например, Viber или WhatsApp. Или поисковик DuckDuckGo. Вот придите ко мне и скажите: «Хочу делать поисковик». В лучшем случае, я попытаюсь вас отговорить. Но кто-то сделал, показал реальные метрики, и им дали денег. Для меня дейтинг – тоже в этой категории. Тут пока не покажешь, что это работает – тебе никто не поверит.
И какие проекты приходят чаще всего?
Вторая и третья категория, то есть проекты на рынках, на которых уже что-то происходит. Но беда в том, что они не задают себе правильных вопросов. Чаще всего происходит ситуация в духе «мы запилили классный продукт, нужны деньги на продвижение».
А какой правильный вопрос?
«Где мы находимся?» И играть от обратного. А чтобы получить инвестиции, нужно показать инвестору какую-то реально работающую модель.
Я общался с предпринимателями, которые считают, что у украинских инвесторов крайне сложно получить деньги, пока ты не наладил стабильный заработок.
Не соглашусь. Многие проекты, получившие финансирование в Украине, не то что не прошли точку безубыточности, они от нее еще очень далеко.
Идеальный сценарий – когда предприниматель намного лучше знает свою индустрию, чем инвестор. Компетенция инвестора скорее в понимании, как эту компанию лучше продать и немного помочь. Но уж никак не копать за основателя рынок. А у нас очень часто, к сожалению, не так.
Инвесторы тебе скажут, что у нас мало людей, которые могут реализовывать проекты. Причем я это слышал и от европейских инвесторов, которые к нам приезжали. То есть они не верят не в проекты, а в людей.
После продажи Looksery многие писали, мол, а чего вы радуетесь, ведь они по факту давно уже не украинский стартап. Как ты считаешь, такие истории – это действительно успех для Украины или не имеют принципиального значения?
Тут нужно определить, кто такие «мы». Если говорить об экосистеме – ты не представляешь, сколько людей мне после этого написали, мол, да мы же знаем этих ребят, мы с ними в одних офисах сидели и пиво пили. И люди вдохновились, некоторые подняли свои старые проекты и начали опять работать. К тому же появились знакомые «оттуда», а значит – экспертиза. Так что для экосистемы это однозначно хорошо.
Но если «мы» – это государство, то тебе нужно, чтобы компания было создана и зарегистрирована здесь. И не важно, какие паспорта у основателей. И тут сразу очень много вопросов – у кого поднимают инвестиции, как защищается интеллектуальная собственность, какой рынок, уровень экспертизы, даже получение денег через PayPal. Вот прибегает ко мне проект и говорит «Слушай, у нас клиент хочет нам заплатить $700 через PayPal. Что нам делать?». И им приходится искать какие-то обходные пути. Ну и, конечно, как для государства, эти проекты, инкорпорированные и проданные в США, не имеют никакого значения.
Для того, чтобы эту ситуация исправить, нужно даже не строить IT-стратегию. Нужно начинать с базовых вещей – например, верховенства права. Это абсолютно необходимая вещь, но еще не достаточная.
Государство тоже должно конкурировать за проекты. Целые страны сейчас грызутся за специалистов и компании, чтобы они там платили налоги. Или хотя бы за то, чтобы люди переезжали. В Украине – есть отдельные люди и какое-то желание такое делать. Время от времени слышу правильные вопросы. Но тут нужна инициатива от самого верха. А ее не видно. Потенциал у нас есть, но время идет и нужно спешить.
Что случилось со Startup Crash Test? Почему он замирал на какое-то время, а сейчас опять восстанавливается?
Startup Crash Test был общественной инициативой. Его создавал не GrowthUP, и идея была не моя и не Дениса [Довгополого]. Был оргкомитет, который включал 8-10 человек. Но люди начали выходить из оргкомитета и остались только мы, мы его и продолжали проводить.
Эта инициатива очень классно выполняла свою функцию. Но в какой-то момент произошла смена аудитории. Максим Школьник, Егор Анчишкин, Влад Воскресенский ушли в свои проекты, появилось следующее поколение предпринимателей. Плюс, размылся костяк аудитории. На пиковые краштесты приходило по 450 человек. Но это же ежемесячное мероприятие, не конференция. И это сыграло с нами злую шутку. Пропало общение.
На первых краштестах половина зала слушала, половина – общалась. И в этом была ценность. Можно было прийти, закрыть много вопросов, с кем-то договориться, выделив один день в месяц. А 450 человек – уже не то. Плюс, в какой-то момент у нас стало не хватать рук и краштесты перестали быть регулярными. А это конец, мероприятие потеряло свою суть.
Поэтому мы взяли паузу и перезапустили Startup Crash Test с нуля. Мы пришли к выводу, что данный формат таки нужен. Более того, он развивается как франшиза не только в Украине. У нас все еще не так много мероприятий, на которых можно потренироваться выступать перед аудиторией и получить фидбек по проекту. Это встреча не с инвесторами, а с рынком и другими предпринимателями.
Мы перезапустились и сконцентрировались на основном – атмосфере. А для правильной атмосферы нужна регулярность и правильные люди. Сто человек – это еще не много, если это «те» люди. И сейчас к нам опять ходят именно они.