Слава Баранский: «Мне кажется, что украинским предпринимателям стыдно продавать»
Все хотят делать крутые продукты, поднимать миллионные инвестиции и попадать на обложки Forbes, но никто не хочет продавать. К такому выводу пришел совладелец «Лайфхакера» и экс-маркетолог Petcube Слава Баранский. На конференции IForum он прочитал доклад о том, почему продажи важнее всего — идеи, команды, продукта. И почему продавать нужно уже тогда, когда ничего из этого нет. AIN.UA выбрал основное.

Фото: Ольга Закревская
«Сегодня многие говорят о том, как привлечь инвестиции и не потратить их быстрее, чем добежать до следующего инвестора. Поражает вера стартаперов в то, что когда к ним в руки попадут деньги, они их классно освоят, все запустят, разовьют и сделают продажи.
Как-то к Гарри Вайнерчуку, известному американскому инвестору и предпринимателю, пришел стартапер, взял деньги, потом они кончились, а проект не полетел. Тогда он пришел к Гарри и сказал: «Деньги кончились, у нас не получилось. Но есть хорошая новость. Мы многому научились, и в следующий раз сделаем лучше». На что инвестор ответил: «Ты ж мои деньги просрал. Вы должны были заработать, а не научиться».
Нужно сразу начать продавать. Стартапер возразит: но как же, без денег я даже не сделаю продукт и мне нечего будет продавать? Если человек не горит идеей настолько, чтобы собрать вокруг себя команду единомышленников, поработать 3-4 месяца бесплатно и сделать какой-то MVP, я вообще не понимаю, зачем он делает стартап, ходит к инвесторам и зачем инвесторы слушают таких людей.
Немного о себе. Я совладелец «Лайфхакера» — 7 млн уников в месяц, 20% рост посещаемости и почти такой же рост продаж. Также я работал в Petcube и Prodigi маркетинговым директором, и в одном не очень популярным в Украине поисковике. А сейчас занимаюсь развитием нового проекта. Больше всего я люблю заниматься продажами. И все проекты, которые я назвал, строились так: бралась какая-то идея, которая нам нравилась, и продавалась с первого дня. Не было такого, чтобы мы засели за код, долго его колбасили, а потом шли к инвестору просить денег.
Первое знакомство с продажами
У меня папа военный, а мама госслужащий. Не очень много зарабатывали, когда я в школе учился. Папа привозил солдатские ремни, делал из них ошейники для собак, и мы их продавали на птичьем рынке. Первое мое знакомство с продажами произошло, когда мама с папой вернулись с рынка, и мама сказала: «Я стояла, продавала и сгорала от стыда. Если бы кто-то из знакомых меня увидел, мне было бы так стыдно».
У меня складывается такое впечатление, что многим современным предпринимателям стыдно продавать.
Тут и далее: Слава Баранский
В Prodigi мы продали годовой проект для Kimberly Clark, когда у нас еще не было команды. То же самое было с Red Bull, Microsoft, «X-Фактор». И за год агентство стало №1 по биллингам на очень насыщенном и конкурентном рынке. «Лайфхакер», в котором сегодня уже работает 50 человек, тоже всегда был окупаем. Не было ни одного месяца, когда мы были в минусе. Когда у нас было первых 500 посещений, мы продавали баннерную рекламу — смешные форматы, которых сейчас уже никто не вспомнит.
Часто мы продавали то, что не умели делать. Например, мы пришли к нашему постоянному клиенту Adidas и предложили им сделать крутой спецпроект с интерактивной инфографикой. При этом, мы тогда понятия не имели, как такие инфографики делать. У нас даже не было никого, кто бы такое рисовал. В итоге мы наняли команду на деньги Adidas и благополучно создали проект. И что самое приятное, в 2014 году этот проект стал самым успешным проектом Adidas в мире.
Поднимать vs. Продавать
Если вбить в Google слово «инвестиции», то первая ссылка будет на статью «Википедии» с определением термина. «Инвестиции — это вложения капитала с целью получения прибыли». Не с целью проверки идей, не с целью прокачки команды, а с целью получения прибыли — вот чего хочет инвестор. И если в вашей голове цель стартапа какая-то альтернативная получению прибыли, то с моей точки зрения, вы играете в казино.
Для нас инвестиции — это всегда развитие существующих бизнес-моделей. Когда вы создали модель, проверили ее с помощью клиента, убедились, что это продается и масштабируется, вы берете инвестиции и получаете рост. То есть кладете доллар, а забираете два или больше.

Интересная история была на конференции The Next Web в 2012 году. На ней стартаперы по очереди выходили на сцену и питчили. Я точно не помню кто там и что говорил, но картина была примерно такая. Один стартапер говорит: «Мы подняли первый раунд — $1,2 млн!» Шквал оваций. Другой говорит: «А мы взяли $2 млн!». Третий — $10 млн и т.д…
Но был один стартапер, которого я, сидящий в зале слушатель, очень хорошо запомнил. Он был из Румынии. В своем выступлении он сказал: «А мы не взяли инвестиции. Мы сделали продукт, и теперь у нас есть два клиента — один платит нам $600 000 в год, а другой $400 000. И мы знаем, что делать, чтобы таких клиентов у нас было гораздо больше». Зал молчал, но инвесторы, которые сидели на диванчиках на сцене, ему аплодировали.
Человек делал продукт и проверял его с помощью обычных клиентов. Никто не понял, почему он вообще вышел на сцену: зарабатывать — это слишком скучно.
Еще на одной конференции выходили предприниматели и рассказывали противоположное. Один говорит: «Два года назад я обещал, что мы заработаем $20 млн. Мы заработали 25!» Овации, экстаз. Второй: «Мы обещали заработать $10 млн. Заработали $8 млн, но я обещаю, что через пять лет мы заработаем $500 млн!» Это история восторга на тему не привлечения инвестиций, а именно зарабатывания денег.
Представьте, что вы делаете бизнес, у вас ничего не получается, и тут в один момент на вас начинают буквально валиться заказы. Это чувство не сравнится с тем, которое вы получаете при поднятии инвестиций.
Бизнес как национальная идея
Сейчас в Украине очень модно говорить об идее: национальной идее, идее предпринимательства… Какие-то глубокие материи, при этом людям стыдно продавать беляши, стыдно продавать рекламу, продавать интернет по бизнес-центрам и испытывать при этом унижение. Недавно я был в Америке и разговаривал с морским пехотинцем, у которого снимал по Airbnb комнату. Я спросил у него, какая ваша национальная идея. И он ни на минуту не задумавшись ответил — бизнес. В Украине от этого бесконечно далеки.
В Америку я ездил с целью исследования спортивного рынка для своего нового проекта. Я зашел в один очень крутой клуб для богатых людей в Нью-Йорке — в дешевой куртке, дурацкой шапке — и спросил, что у них есть для меня. Меня встретила девушка с улыбкой до ушей и стала рассказывать про разные абонементы. Я сказал, что я даже не из Нью-Йорка. «А часто у нас бываете?», — спросила она. «Вот второй раз», — говорю. «А когда в следующий раз планируете? За следующих два года приедете?» Я говорю — да. И тогда она мне выдала предложение, от которого я просто опешил. Она сказала, что у них есть для меня подходящий пакет — 20 посещений за три года.
Я понял, что меня без продажи оттуда не отпустят. И это не стыдно — это круто.
Когда я приехал в Украину и стал ходить по спорт-клубам, я догадывался, что у нас все плохо, но не знал, насколько. Очень классный пример: была встреча с крутым диетологом. Вход платный. Я туда пошел и заметил, что на входе у меня никто не взял контакты, не познакомился. Когда лекция закончилась, народ просто встал и вышел. Но ведь это же разогретая аудитория — последняя ступень воронки продаж: человек сам пришел, еще и заплатил. Никто ничего не сделал — собрали по 100 грн и все.
Еще круче ситуация с кроссфит-клубом. В Украине построили самый большой зал для занятий кроссфитом в мире! Я записался на пробное занятие, встал утром рано и решил дождаться напоминания от клуба. Не дождался. На занятие не сходил — клиентом клуба не стал. Почему человек, который построил такой клуб, не борется за клиента? То ли лень, то ли стыдно, то ли не научили.
Да и мой спорт-клуб, в который я хожу каждый день, занимаюсь плаваньем, бегом, чем угодно, никогда ничего мне не предлагал. Я беру так разные услуги, но никогда ко мне не подошел ни один тренер, ни один менеджер, не захотел узнать, как мои дела и какие услуги мне нравятся. Им не до этого. Они рассылают SMS про годовой абонемент по 2000 грн, но клиенту, который давно с ними, ничего не пытаются продать. По-моему, это катастрофа.
Именно так действуют стартаперы. Они придумывают идеи, разрабатывают стратегии, воротят какие-то штуки, но когда приходит время продавать, теряются и не знают, что делать. Бывает, заходишь на сайт интернет-магазина, что-то выбрал, а потом бросил корзину. Или даже сделал заказ, ждешь — и ничего не происходит? Меня удивляет, что потом люди, которые запускают эти магазины, ходят на конференции, платят деньги, и им рассказывают, как делать конверсии. Фейспалм.
Продажи как идея
Однажды мы сидели с Ярославом Ажнюком и думали о Большой Идее для Petcube. Идее, которая заставляет людей работать по выходным, сидеть в офисе сутками, спать на работе — вот это вот все, как в Америке. Такую идею очень сложно придумать. Можно сказать людям «Мы делаем дизайн как у Apple», но это не зацепит программистов. Или сказать «Мы делаем крутой функционал», но это не зацепит продажников.
Идея, которую мы нашли, была простая — продажи. Это гарантия того, что деньги не кончатся и люди не останутся без работы. Ведь каждый может посчитать burn rate, и небольшой команде трудно сохранять оптимизм, когда ты знаешь, что осталась только половина денег, и скоро все кончится.
Продажи драйвят всех: программистов потому, что их продуктом начинают пользоваться, дизайнеры видят, что их идеи нравятся людям, маркетологи видят, что их стратегия работает, и так далее. У всех горят глаза, и инвесторы счастливы. Petcube продал своих гаджетов на два миллиона. И я знаю, что инвесторы Petcube очень довольны.

Недавно я встретил Александра Нескина, сооснователя Petcube. Он рассказал мне о том, как они прошли Y Combinator, и о главной идее, которую оттуда вынесли. Им наказали взять программистов и посадить их оптимизировать продажи. То есть забить на крутой сложный код и фичи, которые они до этого делали, и идти пилить сайт — оптимизировать загрузку, улучшать юзабилити и вместе с этим воронку продаж.
Если у вас сидит команда программистов и в каком-то лунатичном экстазе пишет продукт, который ни на ком не проверяли, но все верят, что он крут — плохи ваши дела».
Автор: Слава Баранский
Комментарии | 81
если в двух словах, пост о том как продавать воздух. К сожалению, это не каждому дано — убеждать людей потратить их деньги на то чего нет в природе… или компостировать инвестору мозги на уровне гуру, по сути являясь обычным ламером…
Дано? Вы серьезно? И кто вам «даёт». Может бог? 🙂 Человек всему может научиться и главное хотеть учиться и постоянно выбивать себя из зоны комфорта.
Вот именно о таких как вы, в посте и говорится.
Продавать — не стыдно.
Вы предлагаете, убеждаете что продукт того стоит, человек соглашается, платит деньги.
Илиу вас ассоциации с продажами — МММ и Гербалайф?
Продавать неготовый продукт — не комильфо. Это конечно круто, и приятно об этом рассказывать когда все получилось. Но надо иметь медные яйца. Потому что в жестоком реальном мире случается так, что если вы продали продукт, но не смогли его сделать — за них же вас и подвесят.
Petcube молодцы, что сделали. Но тот же кикстартер пестрит факапами. Кто-то спетлял. А кого-то находят в реке с ногами в бетонном тазике.
Проблема в слове «готовый» и как вы это определяете. У вас свои критерии, которые могут не соответствовать с ожиданиям клиентов. А продавая полуголовый или не полный продукт, вытопределяете куда приоритетнее двигаться.
Вообще нет понятия готового продукта. 🙂 Продукт всегда не готовый, ибо нет предела совершенству. Чем качественне и дольше движешься к «готовому» продукту без продаж, тем дальше уходишь в вакуум. Пока пилишь «готовый сферический продукт в вакууме», сосед-продавец по «гаражу» будет допиливать свой «ржавый» прототип вместе с потребителями в боевых условиях и сделает «готовый» продукт и быстрее и лучше.
— «Вы предлагаете, убеждаете что продукт того стоит, человек соглашается, платит деньги.»
Короче, делаем из жадного поляка щедрого американца. 🙂
Жаль, что не нашлось место ссылке http://somnenie.in/talks которой как раз завершилась презентация.
Слава, как можно с вами связаться? Несколько личных вопросов хотелось бы задать как опытному человеку.
В фейсбучике напишите. Я там представлен 🙂
Крутая статья! 🙂
Нате вам еще презу, которую не встравили 🙂 (там видосик, дождитесь, он крутой) https://onedrive.live.com/redir?resid=CB32FF7BCD77F82!12083&authkey=!APts1rISJ2vRYfQ&ithint=file%2cpptx
Возможно, после этой статьи продажники не из IT пойдут перепрофилироваться не в программисты, а в продажники IT. А то пока все валят учиться програмировать, чтобы стать в стойло аутсорса и получать зарплату в долларах.
продажник долго кодить не сможет, а если научится программировать, то продажам
это не повредит
каждый должен заниматься своим делом(кроме фаундеров — они пусть делают всё 🙂 )
А что за клуб в Нью-Йорке? Мне бы такой абонемент подошел)
20 посещений за три года? что тут такго))
Такого, что у них есть абонементы для абсолютно любого клиента, даже такого, который приходит раз в два года)))
Пока будут предпринимателей называть стартаперами, продаж не будет. Потому, что успешные стартапы строят предприниматели. А что это за зверь «стартапер»? Что за термин? Откуда взялся? Стартап —от английского start-up. При этом в Америке entrepreneur строит start-up и business. Нет понятия start-uper.
.
Всем понятно, что предприниматель строит бизнес. А что строит стартапер? Спрашиваю программистов мол хотите быть предпринимателями и делать бизнес. Ответ: нет, не хотим, это скучно, мы хотим стартаперами быть. Вот отсюда и непонимание. Народ думает, что «стартаперы» — это те, кто деньги инвесторов проедают и все хотят стать этими сказочными персонажами, чтобы на дармовинку за деньги инвесторов делать то, что нравится.
.
Повар готовит еду — не «едунщик» и не «готовщик». Так и стартапы строят не «стартаперы», а предприниматели, у которых цель построить в итоге бизнес. Сколько можно уже людям, которые рассказывают про стартапы на конференциях не знать простейшей терминологии.
А это все потому, что у большинства стартаперов образования нормального нет)) три семинара, две конференции — и готов стартапер))
Вообще-то, довольно много успешных технологических бизнесов, прошедших фазу стартапов, построены людьми, бросившими образование. Технологические стартапы настолько уходят вперед, что учиться приходится прямо по ходу работы.
Вы, наверное. имеете в виду, что они бросили университет или институт. Я именно об образовании в широком смысле слова говорю. Учиться по ходу работы — отлично, но этого мало, нужна база. Так и получаются перекосы — в продажи, в продукты, в коммуникации. Все важно.
Ох, и много ли вы знаете провальных предприятий с «перекосом в продажи»? 🙂
То, что советует автор канает только у известных брендов. В остальных случаях — это как покупка на OLX по предоплате 🙂
смотря какой товар вы намеряны продавать
как раз скажем начать продовать носки на олх (стартап) и нужно начинать с продаж когда носков вообще нету (собрали предоплату — связали носки — отправили — след партию уже вяжем с оборота)
чуть сложнее с б2б — там либо знакомые должны быть либо мега крутая харизма + уникальный продукт — что бы продать то чего еще нету
Ну попробуйте 'продовать' носки по предоплате и без наличия. Посмотрим, сколько желающих заплатить найдется. И как у вас с вязкой носков? Умеете?
не умею — я образно.
жена немного хендмейдит — по предоплате вполне норм
понятно что єто не совсем то — но все же )
Да и кикстартинговые компании подтверждают — что такой механизм для б2с вполне работает
И жена продает по предоплате? Много зарабатывает?
да продает
нет не много
Можно продавать годовые бандлы носков, например. И взять деньги за год и доставлять постепенно.
Нет, нужно продавать облачный сервис носков. Носишь, пока платишь. Это реально круто и модно, за этим будущее. Зачем иметь свои носки, если можно брать в аренду общие? Не нужен шкаф, не нужна стиралка, жена не пилит…
Uber для носков
Раньше работал в интернет-магазине. Его основатель продавал сначала на досках объяслений. Заказывал пару девайсов на Ali, и продавал. На момент когда я пришел, он заказывал ящиками на прямую у производителя и генерировал очень крутую прибыль. Так что вы не совсем удачный пример привели.
Отличнейшая статья. Автор все говорит по делу.
На практике — продажи превыше всего. Вы можете продавать невероятный ужас, но если ее покупают — у вас есть рынок и вы все делаете правильно.
Конечно, нужно понимать, что впаривать сервис который никому не нужен — слишком сложно и неокупаемо. Но проверить все это можно только попробовав продать.
.
Кстати, забавное наблюдение, 2 статьи в топе разных категорий на AIN:
1. Слава Баранский: «Мне кажется, что украинским предпринимателям стыдно продавать»
2. «Стартапу не нужна прибыль, ему нужны продукт и финансирование», — Александр Ольшанский
.
О — однозначность.
.
P.S. Не совсем понятно почему вторая статья в рубрике «Государство», а не «Стартап». И заодно продублирована в «Мнения». Дважды. http://prntscr.com/avzip4
.
P.P.S. Новая разбивка по рубрикам — совсем мимо. Сессия на AIN стала вдвое короче.
С Сашей спорить не смею. Только заочно 🙂
И да, форматирование комментариев через точки, вместо пропущенных строк (ибо автоудаление) это #перемога.
Спасибо AIN за удобство.
Кстати, не замечал новых разделов до вашего комментария. Реально странный подход. Благо, прочто скролю ленту главной раз в день, а не пользуюсь разделами.
Просто мега крутая статья. Как же я рад, что есть такие люди, которые мыслят вот таким вот образом. В последнее время сталкиваюсь с тем, что Sales Manager настолько не ценится в IT компаниях, что у меня возникает вопрос: неужели компании, разработав продукт/сервис, думают, что он настолько крутой, что сам будет продаваться и что Sales Manager это грязная рабочая сила, которая совершенно не ценится? Sales Manager в хорошей команде с правильной бонусной схемой сможет просто взорвать продажи и вывести компанию на высочайший уровень.
И где кнопка «купить» в статье или презентации? 🙂
Стоило бы вообще сразу под статьей поля для ввода данных кредитки или реквизиты Привата для перечисления на карту дать )
Если бы её делал я, то была бы 😉
Ну презу же ты делал? Выложи на SlideShare с кнопокой «Купить» и еще всяких SEO ссылок напихай 🙂
Прости, не дожал…
Читаешь, и кажется, что попал в дурдом) квинтэссенция общества потребления) продажи превыше всего.
Дело не в потреблении, а в выставлении продажи, как самоценности. Продажа важнее продукта :-).
атас просто) вы тоже стартапер?
Ленина ещё не вынесли. Успейте посетить.
совок, чесно слово. смотрите шире. продажи первичны.
Продажа подтверждает, что продукт нужен.
Всё остальное это не подтверждает.
Именно!
А продукт разве существует без продажи?
Не продан — не продукт.
Откуда известно, что он кому-то нужен
Существует. См. компанию General Dynamics.
General Dynamics продает армии и очень успешно.
Согласен. Я имел ввиду Boston Dynamics.
Где-то читал их Google закрывает как неуспешных.
Речь шла о том, что разработки и продукты вполне возможны без продажи. Пример — Boston Dynamics. А закрывают — не закрывают, это такое дело.
Чтобы работать в минус, особого ума не нужно
лучшее
> квинтэссенция общества потребления) продажи превыше всего.
чем обшество стартапшиков с клоном — клона — потребителей смузи — семинаров и инвестиций в пустоту )
девочка которая уже начала продавать носочки на олх — куда круче стартапер чем хипстеры с неким мвп без единой продажи и заработаного долара в обозримом будушем =)
в последнее время радуете хорошими материалами
Мне тоже понравилось 🙂
А в целом, те, кто продают и не создали «продукт» так же нелепы, как те, кто создали «продукт», но не продают.
И ведь есть и первая категория и вторая. Успешный старт на Кикстартере — это продажа, а продукт по факту есть у них у 50% победителей.
Но! Для Украины действительно бороться нужно за продажи. Это наша ахиллесова пята
Написал бы просто «не всё так однозначно» и всё 🙂
Написано «великолепно» проблема -решение! Осталось этак дух бизнеса прививать с культурой! И сам бизнес и мышление с самых азов и через институт образования.
Браво, Слава. Стыд продавать заложен в нашем поколении из советского прошлого, а более молодое поколение просто «перескочило» необходимость продавать и видит успех именно в стартапах и т.п.
Ну знаете ли, не у всех. Я жевательные резинки в 10 лет продавал в 80 — м году, а в 13 первый раз «замели» за «спекуляцию заколками типа «банан»))
Слава Баранский: “Делать в Украине портал для малообразованных людей и продавать их как скот на убой рекламодателям мне не интересно”
Помним, чтим
Согласитесь автор статье прав, что говорит нужно сразу думать как продать вопрос только кому. Согласитесь когда какой-то человек просит деньги на стартап у инвестора, то он уже продает как некоторые выражаются воздух или идею, когда конкретной вещи чтобы показать у него нету так как ему на это нужны деньги. Это можно хорошо увидеть на примере компьютерных игр когда разработчики выходят на краудфандинговую платформу просят или продают концепцию игры, и только после этого могут выйти в ранний доступ чтобы привлечь еще больше денег. Ну вот у меня вопрос к автору который возник когда почел статью «Стартапу не нужна прибыль, ему нужны продукт и финансирование». Как быть с теми проектами которые перспективны, но не смогут в обозримом будущем сделать коммерчески выгодным продукт к примеру как тут привили Boston Dynamics.
Да никак, потому что заявление в этой статье верно процентов на 20. Вы правильно привели в пример Boston Dynamics (я привел его выше). Есть разработка под быструю продажу, типа мультика для Adidas (а хиба цэ стартап?), а есть фундаментальные исследования, ничего общего с продажами не имеющие. См. Нобелевская премия. Стартап может проводить такие исследования, используя деньги благотворительного фонда, например. Вообще, у хорошего бизнесмена деньги — это побочный продукт его идеи, это благодарность людей за его работу, а не продажная херомантия.
Здравствуйте тогда другой вопрос как быть тем стартапам которые существую за деньги частных Венчурных фондов которые вложили свои деньги для получения прибыли, но они не смогут в ближайшем будущем принести прибыль. И как мне кажется остается надеется, что технология понадобится какой то большой компании к примеру некоторые стартапы из статьи «Инвесторы отобрали стартапы, которые будут представлять Украину на SVOD и TechCrunch Disrupt»
Мне 27 лет. Спасибо, очень классная статья!
Но вот делема, вы писали
«Если человек не горит идеей настолько, чтобы собрать вокруг себя команду единомышленников, поработать 3-4 месяца бесплатно»
Для того, чтобы хоть как то понять, будут ли это люди покупать, нужно сделать прототип.
А для этого нужно либо нанять людей за свои деньги (программисты сейчас нынче дорого стоят), а для этого их нужно накопить. Это долго.
Либо найти команду энтузиастов, которые будут делать 3-4 месяца бесплатно. Мне кажется это еще сложнее)
Получается один из выходов — поиск инвестора, который вложит какую то минимальную часть для разработки прототипа. И в этом случае инвестор разве плох?
Но вообще, что я делал, как минимум опрашивал людей, интересно ли им это или нет)
Так вот вы правильно подметили для того чтобы создать хоть какой-то прототип нужно небольшие вливания, а где вы их возьмете на краудфандинговой платформе или у инвестора, эта не имеет значения главное как вы преподнесете свою идею или если перефразировать как вы продадите свою идею.
Если честно вообще… Подскажите, как собрать команду единомышленников, которые готовы будут первые месяцы работать бесплатно?!))) Поделитесь секретом))) Для меня это актуально сейчас)
Вот сервис разработал — love-chatruletka.ru
И сейчас единомышленики как раз очень нужны. Есть люди, которым интересно. Но пока это только на словах(
>> В Украине от этого бесконечно далеки.
единственное, с чем несогласен в статье — это со словом «бесконечно» в этом предложении
Ну тогда считаю, что моя миссия удалась 🙂
наверняка и Вы приложили руку.
буквально за день до прочтения этой статьи я купил у одного львовского переводчика словарь украинского языка (который он сам составил и смог организовать печать) с дарственной надписью!
по-моему, вполне себе процветающее предпринимательство
Взагалі то і Google і Facebook і Instagram як класика бізнесу стартапів нічого не продавали і близько коли отримували гроші інвесторів. То все, що Ви пишете звісно цікаво, але то скоріш інша крайність до тренду, коли всі клепають стартапи ледь не з однією метою — знайти інвестора
Вы привели три примера (хотя могли бы 10 тыс.). Но проблема в том, что в мире не менее миллиарда бизнесов. Поговорим про них? Или мы все строим пепелаци и дизраптим индустрии?
С автором согласен. У нас КПД украинского бизнеса несколько процентов только. Не то что предложить что-то клиенту — нахрен послать его легко могут. Хоть сам и не маркетолог, но вижу это каждый день и диву даюсь.
Чтобы работать в минус, особого ума не нужно
Я одна из тех кому стыдно продавать, БЫЛО!!!
Да, было, хочу заметить. И это меня беспокоило. Начала думать, что? почему? Пришла к выводу, что деньги мне не нужны были. Не может человек обманывать другого, а прежде всего себя. Когда мы совершаем продажи без понимания того, зачем, без желания и страсти, то ни кто не купит даже коробку спичек у того кому не нужны деньги. И тут казалось бы, как это деньги, могут быть кому то не нужны?
не может такого быть!
они всем нужны.
Вроде как и нужны, а вроде и так хватает. Когда я наметила перед собой цели и осознала, что хочу изменить свою жизнь кардинально и выйти на новый уровень, подняла планку своих мечт. Вот тогда я и влюбилась в продажи. И еще мне пришла такая мысль, что я продаю хорошо, когда у меня есть внутреннее убеждение того, что, то, что я продаю на самом деле будет полезно и необходимо человеку.
Продавайте с любовью!)
Спасибо. Классный комментарий. Сохраню себе в заметки)