Владислав Чечеткин обвинил «Эпицентр» в нечестной конкуренции и давлении на поставщиков

Одной из главных новостей этой весны может стать запуск интернет-магазина «Эпицентра» — крупнейшей украинской сети строительных гипермаркетов. Компания уже зарегистрировала торговую марку и домен, где обещают скорое открытие. Основным конкурентом «Эпицентра» в онлайне в нише товаров для дома и т.д. станет «Розетка». Сегодня глава «Розетки» Владислав Чечеткин в Facebook обвинил руководство сети в давлении на поставщиков, комментируя недавнюю дискуссию вокруг материала о запуске магазина.

Он, в частности, написал о том, что представители «Эпицентра» проводят переговоры с поставщиками с заявлениями что они создают «убийцу «Розетки». «Этот посыл мне передавали многие поставщики», — пишет Чечеткин. По его словам, компания уже пару лет требует от поставщиков не продавать товары в «Розетку». «Это вымогательство звучит так: если ваш товар будет в «Розетке», вас не будет на полках «Эпицентра». От тех поставщиков которые крупнее и «Эпицентр» не может их задавить — требуют цены на полке ниже, чем в «Розетке» и контроль цены в Розетке», — пишет он.

[fb_embed_post href=»https://www.facebook.com/chechotkin/posts/1057314267675550?pnref=story/» width=»725″/]

Чечеткин рассказал AIN.UA, что пост написал под впечатлением реакции «Эпицентра» на недавнюю публикацию о запуске их интернет-магазина. Имеется в виду статья «Битва титанов. «Эпицентр» бросает вызов Rozetka» и развернувшаяся под ней дискуссия.

В целом, выход на рынок еще одного игрока — это позитивная новость для рынка и потребителя, отмечает Владислав. Но такие методы конкурентной борьбы вызывают вопросы. «Рознице тяжело конкурировать с онлайном. Подобные практики применяют и игроки нашего основного рынка — электроники, но там методы намного мягче и интеллигентнее», — говорит он. По словам директора «Розетки», в истории магазина нередко были случаи, когда поставщики отказывались выполнять условия «Эпицентра», видя, что интернет-магазин справляется с продажами эффективнее. Он также отметил, что компания переманивала многих специалистов по закупкам из «Розетки».

Мнения сообщества на тему этого конфликта разделились.

Многие участники рынка считают, что это недопустимо со стороны «Эпицентра» и призывают привлечь к этому вопросу АМКУ (поскольку, если эти факты правдивы, «Эпицентр» злоупотребляет своим монопольным положением). АМКУ раньше расследовал ситуации с недобросовестной конкуренцией в крупной рознице (к примеру, наложил штраф на «Фокстрот» в 2012 году, правда, это дело компания оспорила в суде и выиграла), но в этом случае игроки рынка не спешат идти с заявлениями в госорган. Сама «Розетка» тоже не собирается предпринимать мер по поводу ситуации.

Есть и мнения о том, что это — нормальный метод конкурентной борьбы.

Тему отношений с поставщиками редко прямо поднимают в рыночных дискуссиях. Один из крупных игроков рынка e-commerce, отмечает, что факты, изложенные Чечеткиным, скорее всего — правда: «»Эпицентр» и все большие игроки используют такие методы. Учитывая что у них доля процентов 90%, поставщики на это идут». Но при этом добавляет, что «Розетка» точно так же ведет себя в онлайне по отношению к меньшим интернет-магазинам.

Подобную точку зрения высказал и директор по развитию Work.ua Сергей Марченко: «Примерно то же самое сделала сама «Розетка» с тысячами сайтов, продававших электронику. Нет ничего неконкурентного в давлении на поставщиков. Пока поставщиков склоняют ограничить поставки в «Розетку» объемом продаж в «Эпицентрах», а не паяльником, я не вижу в этом ничего предосудительного».

Пример такого давления приводит Анна Ковальская, глава магазина Igrosvit. По ее словам, «Розетка» сильно демпинговала на рынке игрушек, а когда магазин пытался снизить цены вслед за ней, поставщики прекращали отгрузку товара, ссылаясь на давление со стороны «Розетки». «Иногда бывает так, что розничная цена на «Розетке» ниже нашей оптовой… Выдавливать всех ради монополии, а потом писать, какие все другие нечестные — смешно», — говорит она.

Чечеткин по поводу давления «Розетки» на мелкие магазины высказывается однозначно: магазин пытался и пытается получить себе лучшие условия, но нечестных методов в стиле «запретить поставщику торговать с определенной компанией» никогда не практиковал.

Редакция также ожидает официального комментария по ситуации от представителей «Эпицентра».

Ольга Карпенко: Пишу о стартапах с тех времен, когда еще слова такого не было:) Журналист AIN.UA с 2012 года, до этого писала об IT на Лиге. Для свази со мной: Почта | Facebook | LinkedIn