Около недели назад известный IT-активист Роман Хмиль предложил сообществу обсудить достаточно экстравагантную идею: что, если бы украинские IT-компании и их сотрудники отдавали бы до 10% от своих зарплат и доходов в фонд финансирования гражданских инициатив. Роман привел расчеты, основываясь на гипотетической компании. По его расчетам, такая компания сможет дать фонду $5 млн в год, при условии, что в компании работают 1000 инженеров со средним доходом компании в $4000 в месяц на человека. Он заявил, что сам будет работать над таким проектом под названием Refactor.ua.

Идея вызвала бурные обсуждения в социальных сетях и блогах. Мы решили попросить представителей IT-сообщества оценить, насколько такая идея реализуема. По выборке мнений видно, насколько по-разному эта идея воспринимается в сообществе: от крайнего воодушевления и восхищения до столь же резкой критики.

Ярослав Ажнюк, CEO Petcube

Чому це круто:

1. Велика ідея, яка привабить багатьох і дає дуже зрозумілу конкурентну перевагу перед іншими аутсорсерами, які не зможуть позиціонуватися так само. В Україні багато людей, які хотіли би щось змінювати, але не готові брати на себе лідерство. Така організація збере ідейних програмістів і вони спільно не лише зароблятимуть гроші, але й вирішуватимуть, куди їх витратити.

1795527_10152591392482673_8583954653994744660_n

2. Конкурувати за клієнтів чи приваблювати фінансування з таким позиціонуванням теж вигідно. Клієнтам буде зрозуміло, що працівники у цій компанії мають мотивацію значно більшого рівня, ніж у інших аутсорсерах і з таким позиціонуванням вдасться привабити найкращі кадри. Крім цього, Романові віритимуть і клієнти, і інвестори, завдяки його досвіду.

3. Я не можу згадати прямих аналогів подібних компаній у світі, але подібні речі є. Фонд Сороса – це група організацій, одна частина яких заробляє гроші, а друга – думає, як їх правильно витратити. Є чимало філантропів і моделі Біла та Мелінди Гейтс чи Марка Цукреберга і Прісцили Чан. Врешті є Марк Беніоф із Сейлзфорсу, з моделлю 1-1-1, у рамках якої компанія віддає 1% акцій, 1% часу працівників і 1% грошей на філантропічні цілі.

Але якщо десь і можна побудувати компанію зі структурою, яку ти запропонував, то це в Україні, сьогодні. Немає іншої такої країни у світі, де би люди були настільки готові об’єднуватися для спільних цілей і створювати стійкі і дієві горизонтальні структури. Майдан, експертний рух, волонтерський рух – все це абсолютно феноменальні явища.

4. Організація, що складається з інженерів і покликана змінити світ на краще – це така техноутопія, якою марять всі інженери останні півстоліття, якщо не більше. Ідеали і мрії це прекрасно, бо тільки мрійники рухають людство вперед.

Виктор Валеев, директор Ассоциации “ИТ Украины”

Инициативу Романа Хмиля нужно рассматривать с различных ракурсов. Во-первых, поговорим о цифрах. Он рассматривает ситуацию из расчета компании на 1000 человек. При условии, что прямо сразу удается набрать 100 программистов в штат, то для того, чтобы вырасти до 1000 человек с темпами роста 70% в год (а я не знаю много IT-компаний, которые бы сейчас росли такими темпами), компании нужно будет четыре года.

100 программистов-единомышленников, собранные в одном офисе – это еще не компания. Компанией они станут, когда будут получены клиенты и выстроены процессы, на это тоже нужно время. С другой стороны, если люди будут реально иметь общие ценности – это очень поможет в упрощении старта.

2c55786c-ee0a-4192-aa69-640afcd55f64

Далее, в компании из 100 человек не все будут сеньорами, получающими указанные Романом в примере $4000 в месяц, средний доход в IT-компании будет примерно вполовину меньше, а значит, и отчислений в фонд будет меньше. При этом, например фонд “Відродження” имеет бюджет около $5 млн в год, и влияние этих средств не дает реально заметные преобразования в обществе.

Во-вторых, фонд, призванный влиять на госполитику, но созданный частной компанией, в нашем обществе вызовет довольно много подозрительности, ему нужно будет с нуля выстраивать credibility, при том, что у нас уже действует множество общественных организаций, занятых реформами. Извне он может восприниматься, как “созданный айтишниками для продвижения айти-решений”, тем более, что IT-специалисты, которые будут им управлять, ожидаемо будут поддерживать прежде всего, инновационные, технологические проекты.

С другой стороны, я верю в харизму Романа и в его мотивацию, и если его начинание поддержат остальные, это даст толчок развитию социального предпринимательства в Украине. Это превосходная идея, и лично мне она нравится, хоть она и очень сложна в реализации. Его инициативе важно будет предельно сфокусироваться на чем-то и добиться успеха в первых 4-5 проектах. Первые проекты станут решающими для того, чтобы понять, взлетит ли она.

Денис Довгополый, соучредитель GrowthUP Group

При всем уважении и любви к Роме, я придерживаюсь традиционного подхода к благотворительности. Акционеры компании могут распоряжаться своей долей прибыли как угодно, в том числе на благотворительность. Единственная цель любой коммерческой компании – получение прибыли для акционеров.

dd6

Есть классический подход к благотворительности, его разделяют большинство предпринимателей. Я не против исключений. Но очень непонятно слышать от СЕО компании, что он сработал в убыток или потерял долю рынка, потому что потратил часть дохода на благотворительность.

Олександр Косован, засновник та CEO MacPaw

Для України IT галузь сьогодні — потужний каталізатор економіки. Високі зарплати програмістів дозволяють підтримувати і розвивати й інші галузі. Тому, чим більше в Україні буде з’являтися технологічних компаній, тим більший вплив вони будуть мати на розвиток та майбутнє України в цілому. А компанії, які крім заробітку, перед собою ставлять благі цілі, ще й надихають на схожі ініціативи інших гравців ринку.

macpaw4

Щоб створити нову аутсорсингову компанію у сучасному висококонкурентному середовищі, потрібно залучити значні ресурси та зусилля, але я впевнений, що в Романа з його досвідом і підходом все вийде.

Сергей Петренко, бывший директор “Яндекс.Украина”, основатель “Терминала 42”

Роман Хмиль выступил на DOU с инициативой создания IT-компании, которая часть своего бюджета будет отчислять в специальный фонд, из которого будут финансироваться реформаторские инициативы.

Комментариев там уже достаточно, но самого очевидного там все же нет. Придется сделать его мне — то есть, я правильно понимаю, что создается стандартная аутсорсинговая IT-компания, где все сотрудники оформлены как СПД на едином налоге, которые платят не более 5% налогов от своего дохода, а потом им предлагается скинуться по 10% от своего дохода в отдельный фонд, который будет как-то финансировать гражданские программы? Никому не кажется, что это выглядит немного странно?

13177903_1109201562466473_5276312160203637887_n

Нет, я не собираюсь прямо сейчас в очередной раз показывать пальцем на схемы оптимизации налогов, которые используются аутсорсерами. Но сразу после такой оптимизации заниматься финансированием гражданских программ — это мы так какое-то параллельное государство построить пытаемся, что ли? Может, эту бурную энергию лучше направить на то, чтобы заставить государство отрабатывать те налоги, которые оно получает?

Я даже не касаюсь сейчас вопроса, мимо которого тоже успешно проскочили все комментаторы. Вы понимаете, что сотрудник такой компании фактически платит 15% налога со своего дохода, оставаясь формально частным предпринимателем, не имея социальных гарантий и вообще сталкиваясь с некоторым количеством проблем, а его коллега в белой компании платит 18% налога и никаких таких проблем не испытывает?

Очень символично выбрано название инициативы — Refactor.ua. Да, вероятно, автор имел в виду рефакторинг как процесс постепенных внутренних изменений в коде. Но хорошо известно и другое значение — как обозначение процесса, которым разработчики могут заниматься бесконечно долго без видимого эффекта. Если же проводить аналогии дальше, то вместо того, чтобы заняться исправлением явных багов в ядре, авторы предлагают заняться сооружением workarounds, которые как-то в довольно ручном режиме обеспечат нужный результат.

Как метко заметил один комментатор, «Дороги он уже построил».

От редакции: Сергей прокомментировал эту идею у себя в блоге, с его разрешения мы публикуем этот пост в опросе.