Украина переживает не лучшие времена, и эффективная работа правительства и общественных организаций позитивно влияет на выход из кризиса. Потому необходимо поддерживать и бесплатно помогать общественным организациям и командам реформаторов в правительстве с кадровым обеспечением. Это история создания Lobby X, который мы позиционируем как рекрутинг-стартап и социальное предприятие. Суть проекта – не просто предоставлять услуги качественного рекрутинга, но собирать вокруг себя аудиторию, которая готова менять страну. Это социальное предпринимательство, которое само себя окупает.

Владислав Грезев, основатель и CEO Lobby X

В коммерческом секторе мы хотим реформировать рынок так, чтобы внешний рекрутинг был более популярным – это облегчало бы участь бизнеса в кадровых вопросах, одновременно с этим услуги были более доступными по цене и удовлетворяли по качеству.

С чего все начиналось

HR-стартап был моей первой бизнес-идеей еще на третьем курсе университета, но тогда все так и осталось на уровне идеи. А в марте 2015 года я четко понял: кадры решают все. Именно они – ключевой фактор успеха компании и государства на любом уровне. В 2015 я заметил, что Facebook все чаще становился инструментом поиска сотрудников, но это происходило очень хаотично. Частные посты-вакансии набирали разную популярность и охват. Я понял, что социальный капитал в соцсети может оптимизировать процесс поиска кадров самостоятельно.

Люди, которые не ищут работу, не заходят на специализированные сайты о работе – они скроллят Facebook-ленту и, увидев крутую вакансию, лайкают и шерят, чтобы поделиться хорошей возможностью с друзьями. Они с удовольствием рекомендуют друзей на работу — отмечают в комментариях и так становятся связующим звеном между работодателем и будущим сотрудником.

Так появился паблик Lobby X, который собирал все крутые вакансии с сети в одном месте и выводил в топ лучшие предложения каждую неделю. Этот первый этап продлился до декабря. За это время у проекта появились волонтеры, которые начали помогать. Мы начали закрывать вакансии в общественный сектор и рекрутить в команды реформаторов.

В декабре мы получили первый коммерческий контракт. Началась активная подготовка к институциализации проекта, сбор команды. В феврале мы запустили наш сайт-платформу, что можно считать запуском второго этапа проекта. Сайт дал возможность сообществу рекомендовать друзей и знакомых на вакансии. А первый, кто порекомендует успешного кандидата, который пройдет отбор — получает оплату за рекомендацию. Любой человек может стать нашим HR-агентом на фрилансе и заниматься рекрутингом за более высокие рейты, нежели мы предлагаем сообществу, при этом имея некие требования и ограничения по времени.

Трудности

На нас обрушился огромный поток вакансий из НГО-сектора. Потенциал сотрудничества с командами реформаторов до сих пор реализован неполностью – например, скоро у нас будет большой запрос от Министерства обороны. Много где требуются кадры для реформ в правительстве, но пока не все знают, что есть такие “волонтеры”.

Мы пока не спешим стучать во все двери, потому что хотим успевать закрывать все вакансии, которые есть уже сейчас. С коммерческими заказами тоже казалось будет легче, быстрее, но на рассмотрение одного кандидата по коммерческому заказу уходит в среднем две недели, и кандидат может отказаться в последний момент.

Достижения

Нам есть чем гордиться: например в команду Prozorro мы зарекрутили эксперта по IT-безопасности, которого до этого реформаторы искали несколько месяцев. Закрыли две вакансии в Нацполицию. Работали и с другими ведомствами. В общественные организации мы закрыли уже больше 50 вакансий, а в госсектор – около 50-ти. Самое главное достижение – open source-возможность способствовать положительным изменениям в стране.

В конце прошлого года мы с MediaHub запустили серию ивентов – школу ГрантМенеджеров и Фандрейзеров. На текущий момент прошло три вступительных лекции и два двухдневных интенсива. Сейчас такое время, что деятельность общественных организаций очень важна для страны, но многие достойные инициативы (особенно новые, появившиеся за последние два года) не могут привлечь финансирование на свою деятельность. Профессиональных грантменеджеров на рынке очень мало, и они все хорошо устроены – потому мы решили этих профи “выращивать” с нуля, перенимая опыт топ-специалистов. Сейчас мы готовим третий интенсив, совершенствуем его.

Также сейчас у нас есть семь коммерческих клиентов с большим числом вакансий, из них четыре – это IT-компании. Они все пришли по рекомендациям или узнали о нас где-то в сети.

Денежный вопрос

За каждую вакансию мы берем с работодателя определенную сумму (топ-менеджмент – 210% от месячной зарплаты, менеджер – 150%, специалист – 90%, IT – около 150%). Большую часть сумы мы отдаем рекрутеру, который привел кандидата, так же мы вкладываем деньги в продвижение и маркетинг непосредственно вакансий, а еще часть идет на общественно-государственное направление. Остальное – прибыль.

Я вложил в проект свои личные деньги – около $500 на создание сайта. Первая прибыль составила 30 000 грн – я реинвестировал ее в проект в полном объеме.

Сегодня прибыль от контрактов частично уходит на рекрутинг в общественные организации и в команды реформаторов в госсектор – с ними мы работаем на безоплатной основе: бюджетов на поиск кадров в госсекторе и в общественных организациях никогда не бывает, а их деятельность сейчас очень важна для страны. В этом наша социальная ответственность. При этом каждый коммерческий клиент становится социально-ответственным вместе с нами, потому что оплата с его контрактов частично идет на поиск кадров в общественные организации и команды реформаторов.

Lobby X в цифрах

Посещаемость платформы составляет около 100 людей в день. 2772+ аудитория в соцсетях. Динамика роста – примерно 50 подписчиков в неделю. Ресурсы рассылки вместе с партнерскими – свыше 30 000 абонентов.

В команде стартапа: СЕО (это я), менеджер по коммуникациям, четыре профессиональных рекрутера, операционный менеджер и 12 агентов-нетворкеров. Агентом может стать любой человек и в свободное время рекомендовать друзей и знакомых на вакансии. Подаваться можно, написав нам на почту.

Планы на будущее

Проект находится на втором этапе развития из запланированных семи. В будущем планируем рекрутить целые команды в проекты, проводить независимые тендеры, развивать экспертную среду по оценке компетентности кандидатов. Уже работаем над унифицированным и одновременно кастомизированным тестом для кандидатов. Ведем работу над инновационным тестом, позволяющим определить уровень альтруизма человека, что особенно важно для госсектора.

Планируем выходить в регионы, так как запросы по рекрутингу поступают из Львова, Ивано-Франковска, Днепра. Более того, хотим запустить в ближайшем будущем Lobby X в формате первого этапа (дайджест лучших вакансий в Facebook) в четырех городах, наибольших агломерациях украинской диаспоры по миру. Нам важно держать связь с диаспорой, потому что она – тоже кадровый потенциал Украины, и, в случае чего, мы очень надеемся на отклик, например, по предложениям в реформаторские команды.

Автор: Владислав Грезев, CEO Lobby X