Есть такая теория: если в доме не заменить разбитое окно, то скоро в здании не останется ни одного целого стекла. Серийный предприниматель из Нью-Йорка Тобиас Ван Шнайдер рассказал в своей колонке на Medium, как эта теория применяется в проектировании и разработке продукта.
Суть теории в том, что поддержание в городах порядка, предотвращающего мелкие правонарушения – такие как вандализм или публичное распивание алкоголя – помогает предупредить более серьезные преступления. Приведу конкретный пример, произошедший в Нью-Йорке не так давно.
В течение 1990-х годов уровень преступности в Нью-Йорке резко упал. Насилие в городе уменьшилось более чем на 56%, при этом в целом в стране снижение составило всего 28%. Это, конечно, впечатляющий результат. Как же такое возможно, чтобы уровень преступности упал так сильно за такой короткий промежуток времени?
Хотелось бы верить, что такие изменения произошли из-за жестких действий департамента полиции Нью-Йорка. Правила построже, больше контроля, больше арестов и так далее. Но на самом деле все гораздо проще.
Многие люди связывают изменения с особой политикой, которую вел бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Самое важное и выдающееся правило его подхода заключалось в отслеживании мелких преступлений. Оно также известно как «метод разбитого окна».
Очищая город в целом — удаляя граффити из подземных переходов и метро и занимаясь починкой «разбитых окон» — власти добились того, что он стал более безопасным, а число насильственных преступлений сократилось.
Это спорный подход, потому что вместо того, чтобы сконцентрироваться на крупных насильственных преступлениях, город сначала сосредоточился на мелких и, казалось бы, незначительных моментах.
Процитирую бывшего мэра Джулиани:
«Очевидно, что убийство и граффити – два совершенно разных правонарушения. Но они находятся в одной и той же плоскости, и обстановка, которая влияет на одно, скорее всего отразится и на другом».
По сути, это означает, что ваше окружение оказывает огромное влияние на решения, которые принимаете вы и другие люди. Если вы видите дом с большим количеством разбитых окон, вероятность того, что вы разобьете еще одно окно и проникнете внутрь, намного выше, чем если здание невредимое. Даже если у вас нет абсолютно никаких преступных намерений.
Приведу еще один пример, ставший классическим для теории разбитого окна.
В 1969 году Филипп Зимбардо, психолог Стэнфордского университета, провел эксперимент. Он припарковал одну машину без номерных знаков с открытым капотом на улице в Бронксе (крайне неблагополучный район Нью Йорка, – ред.), а другую – в Пало-Альто (город для жителей с достатком выше среднего – ред.), Калифорния.
На автомобиль в Бронксе напали в течение первых же 10 минут. Автомобиль в Пало-Альто простоял нетронутым в течение недели. Тогда Зимбардо разбил в нем окно. Вскоре прохожие из «благополучных белых» принялись крушить автомобиль.
Теория разбитого окна работает в проектировании и разработке продуктов.
Заметил я это совсем недавно, во время работы над одним проектом. В ходе работы мы отложили на потом много мелочей. «Давайте сделаем это позже», – сказали мы. Классическая ошибка.
В результате мотивация нашей команды снижалась во время работы над проектом все больше и больше. Я чувствовал, что все разваливается, меня это беспокоило, но я не мог понять, что именно не так.
Это заставило меня вспомнить о теории разбитого окна. Мы посвятили один день исправлению всех «разбитых окон». Сосредоточили внимание на мелких деталях, почистили код, исправили все, казалось бы, мелкие и незначительные детали.
После этого проект снова приобрел ценность в моих глазах. Прямо целая трансформация, хотя мы на самом деле ничего существенного не изменили.
Фиксируя все «разбитые окна», мы неожиданно получили возможность снова реализовать удачные решения по разработке. Наша работа стала более целенаправленной, и это дало нам положительный толчок в мотивации. К тому же, это предотвратило дальнейшие «разбитые окна».
По существу, проектируя и закрепляя наше окружение, мы просто меняем нашу реакцию на него. Глядя на заброшенный дом с большим количеством разбитых окон, я бы не особо мучился угрызениями совести, кидая камнем в еще одно стекло для потехи. Даже несмотря на то, что у меня нет никаких плохих намерений и я не преступник. Но среда может поощрять определенное поведение, а иногда даже послужить поворотной точкой. И чаще всего это происходит на уровне подсознания, незаметно для нас.
Работая над проектом, я всегда стараюсь не забывать о теории разбитого окна. Каждый раз, когда во время реализации проекта я застопоряюсь или чувствую себя несчастным, я посвящаю день или два подчищению маленьких «неважных» вещей.
Напомним, ранее AIN.UA публиковал колонку Тобиаса Ван Шнайдера о том, как он на 15 месяцев отказался от кофе и алкоголя, сэкономил $15000 и выспался.