Запорожская АЭС в ходе торгов в системе Prozorro указала в спецификации окон, которые собралась покупать, уже готовое предложение от компании ООО «Сакура-Техно». Сумма сделки составила бы почти полмиллиона гривен. В качестве «зрады» недели этот кейс отметил на своей страничке в Facebook замминистра экономразвития Максим Нефьодов.

«Может, представители заказчика уже покупали окна того производителя, может сосед там работает и гарантирует лично, что продукция самого высокого качества. Все мы имеем любимые бренды, и заказчика можно было бы понять, если бы он покупал окна для своего дома. Но здесь закупка идет на государственные средства, и ссылка на конкретного производителя идет вразрез с принципом недискриминации», – написал Максим Нефьодов.

В тендерной документации можно указывать четкие технические характеристики нужного товара, но недопустимо ограничивать его конкретным производителем и, тем более, поставщиком.

«Указывать конкретного производителя оправдано тогда, когда это действительно важно. Например, если у вас принтер японского производства за $200 000, и вам нужен для него оригинал картриджа в $50 000 – и если вы поставите не оригинал, то принтер снимут с гарантии. Только тогда, чтобы избежать неполадок, можно указывать четкого производителя», – рассказал AIN.UA Андрей Барышполь, руководитель департамента развития госзакупок торговой площадки Zakupki.Prom.ua, одной из основателей и официального участника системы ProZorrо.

По его словам, похожие случаи нарушений в условиях тендеров проходят достаточно часто. Разработчики системы их отслеживают и ищут способы закрыть возможности злоупотреблений.

Например, еще месяц назад у заказчиков была возможность манипулировать временем при объявлении закупки. Ее могли объявить в 20:00 вечера, после окончания рабочего дня. А прием предложений провести в течение всего лишь двух часов: с 9 до 11 утра. Понятно, что в таких условиях выигрывал тендер лишь кто-то хорошо знакомый закупщику.

«Чтобы таких случаев больше не было, техническая поддержка системы ProZorro программно установила минимальный период, который возможен в системе на прием предложений и проведение тендеров. Если заказчик объявил закупку на сумму до 50 000 грн, то минимальный период уточнений для него будет один день, еще один день – на прием предложений. Меньше ему просто не позволит выставить система. Для больших сумм – период уточнений уже 3 дня, а период приема предложений – 2 дня», – поясняет Андрей Барышполь.

Однако попытки обойти систему и провести тендер непрозрачно до сих пор продолжаются. «Часто действуют как в анекдоте: когда президентом Беларуси может быть только человек с опытом президентства в Беларуси. Например, ограничивают поставщиков по территориальному признаку: заказчик из города Днепра прописывает в условиях, что поставщик может быть только из города Днепра, якобы из-за того, что хочет «способствовать развитию экономики города». При этом компания, скажем, из Николаева может предложить более высокое качество еще по более низкой цене, ведь основная цель системы – способствовать снижению трат бюджетных денег налогоплательщиков», – говорит Андрей Барышполь.

Пока существуют только три действенных рецепта преодоления таких ситуаций. Во-первых, постоянно проходят семинары для повышения профессиональной квалификации закупщиков – чтобы они точно понимали, как безупречно подавать заявку.

Во-вторых, работает специальная система обжалования на случай, если поставщика неправомерно дисквалифицировали или заказчик объявил заведомо ограничивающие критерии отбора. Точно так же в случае принятия необъективного решения о победителе тендера, поставщик жалуется в специальный рекомендательный орган, у который может принять решение о необходимости пересмотреть результаты или вовсе отменить закупку.

Наконец, весной 2016 года разработчики запустили систему риск-менеджмента, которая определяет проблемные тендеры и сигнализирует о потенциальных нарушениях.

Напомним, ранее AIN.UA писал о том, что ProZorro победила в международном конкурсе как лучшая система госзакупок.