Все знают, что такое Apple Watch и что такое Project Ara. Но если скрестить их, получится Blocks Wearables – первый в мире модульный смартвотч. Прошлой осенью на него собрали более $1,6 млн на Kickstarter, а искомые $250 000 были на счету кампании уже на 56 минуте после старта. Сейчас команда стоит на пороге запуска серийного производства – 5000 бэкеров получат свои модульные умные часы уже в сентябре. Однако мало кто знает, что сооснователем и СЕО Blocks Wearables является 27-летний украинец Сергей Диденко.
Сейчас Сергей работает в Тайване. Здесь у Blocks Wearables находится инженерная команда из шести человек, а также непосредственно производство. Стартап работает с одним из самых больших в мире заводов Compal, который, среди прочего, производит продукты Apple. Этот завод не сотрудничает с маленькими компаниями – Blocks Wearables невероятно повезло. В интервью AIN.UA Сергей рассказал о том, с чего начиналась компания и в чем преимущества модульных продуктов.
Все начиналось с вируса
Сергей родился во Львове, а в возрасте 13 лет вместе с семьей переехал в Великобританию. В Лондоне он получает аспиранта на факультете биоинженерии в одном из лучших британских технических вузов Imperial College London. Изучает машинное обучение и икусственный интеллект (machine learning and artificial intelligence). Там он и познакомился с будущим кофаундером Blocks Wearables Али Тамасебом – оба живо интересовались носимой электроникой.
Когда друзья придумали первый Blocks Wearables в декабре 2013 года, еще не было смартвотчей ни от Apple, ни от Samsung, ни других брендов. Был только Pebble. Так появилась идея: Сергею и Али стало интересно, чего можно добиться, если применить на умных часах различные сенсоры, которые начали появляться на рынке.
«Мы долго спорили, какие сенсоры лучше всего выбрать и никак не могли прийти к консенсусу. Поэтому решили сделать часы, которые будут построены из разных модулей, в зависимости от того, какие сенсоры нужны пользователю. Например, сенсоры, измеряющие пульс и GPS-сенсоры пригодятся бегунам. А сенсоры для управления жестами – любителям играть в игры», – рассказал Сергей.
Друзья собрали прототип, довольно громоздкий и неуклюжий, начали показывать его своим сокурсникам в университете, но те только смеялись. Тогда Сергей и Али сделали компьютерную модель концепта, каким он должен был быть в идеале, создали на его основе видео и опубликовали в интернете. И тут на них неожиданно набросились журналисты.
«Многие захотели написать о концепте, потому что прототип очень напоминал по своей сути популярный проект модульного смартфона Project Ara, о котором мы тогда даже не знали. В первую неделю 40 000 человек подписались на наш сайт – всем было интересно, что это за часы такие и как они будут работать», – вспоминает Диденко.
Фаундеров начали звать на разные конференции. «Нас пригласили в Букингемский дворец, где мы выступали перед принцем Эндрю. Потом мы ездили в Тайвань, презентовали свою идею фабрикам, которые делают разные гаджеты», – рассказал Сергей. У обоих кофаундеров уже был предпринимательский опыт, поэтому они не растерялись и принялись развивать нетворкинг, питча свою идею при первой возможности.
Стало понятно, что у модульных гаджетов большой потенциал. «Когда ты покупаешь умные часы, через год они уже никому не нужны, потому что технологии развиваются очень быстро, и они устаревают. То же самое постоянно происходит с нашими телефонами и компьютерами. У нас можно заменить либо часы, если платформа сильно улучшилась, либо докупить новые модули вместо того, чтобы выбрасывать целиком старое устройство и покупать новое. То есть все равно что проапгрейдить компьютер. В этом-то и прелесть модульных технологий».
Сергей уверен, что людям надоело покупать новые устройства каждый год: «У меня был iPhone 4S, и он меня полностью устраивал. Сами производители уже не могут делать существенные апгрейды непосредственно самих устройств – они просто добавляют новые фишки. Так зачем менять весь телефон, если можно просто купить новую батарею, новый экран или новую камеру?»
Первые деньги
Проект начал расти, к Сергею и Али стали присоединяться единомышленники. Сначала команда выросла до пяти человек, потом до семи. Потом стартап позвали в Калифорнию работать с Berkeley Investments.
«Тогда умные часы еще не были в тренде, как сейчас, но мы понимали, к чему все идет. На человеческой руке мало места, а интересных сенсоров очень много – все они на запястье не поместятся. И мы придумали платформу, которую можно изменять в зависимости от интересов пользователя. Причем такие часы можно использовать не только в потребительском сегменте, но и в бизнесе – подстраивать под специалистов разных индустрий», – говорит Сергей.
В проект полились первые деньги – сначала FFF от $5 000, потом $10 000 и $30 000 от ангелов, а потом и более крупных инвесторов. Еще до выхода на Kickstarter в Blocks Wearables вложили $700 000.
Постепенно команда доросла до 15 человек – стартап на уровне идеи органично перерос в бизнес. Вместе с тем росли и расходы – нужно было платить зарплаты квалифицированным инженерам, закупать дорогие детали. Тогда Сергей и Али решили запустить кампанию на Kickstarter.
$250 000 за час
Кампания стартовала 14 октября 2015 года, и уже в первые 56 минут Blocks Wearables собрал заявленную сумму – $250 000, которые были необходимы стартапу для запуска производственной линии. «Мы предполагали, что так будет, потому что очень много людей на тот момент уже ждали возможности оформить предзаказ – у нас было 100 000 сообщений на email и в Facebook от людей, которые хотели эти часы. И мы понимали, что соберем больше цели», – рассказал Сергей.
Потом ажиотаж немного спал и сборы пошли медленнее. 20 ноября 2015 года кампания была завершена с результатом $1,6 млн от 5000 бэкеров. О краудфандинговом успехе написали BBC, Forbes, Mashable и ряд других популярных изданий.
На Kickstarter стандартная цена на умные часы и четыре дополнительных модуля в наборе составляла $300. Именно это предложение разобрали в первый час. Такой же набор по предзаказу с сайта стоит $330. Об окончательной розничной цене Сергей пока не говорит, но решено, что сами часы, которые по функциональности примерно такие же, как все остальные смартвотчи на рынке, будут стоить $270, а комплект из четырех модулей на выбор будет стоить $160.
Последние приготовления
Сейчас Сергей в Тайване – готовится к выпуску первой линейки вместе с инженерами компании. Его кофаундер Али занимается бизнес-девелопментом и инвестициями в Калифорнии. Есть у ChooseBlock и два сотрудника в Украине, которые занимаются разработкой ПО. Команда дизайна и маркетинга находится в Лондоне, также есть сотрудники в Германии и Гонконге. Всего в команде 13 фултайм-сотрудников и еще 12 на парттайме.
Благодаря участию в крупном соревновании стартапов в Калифорнии Intel Make It Wearable, Blocks Wearables привлек к себе внимание топов из Intel, Nike, Louis Vouitton. Они помогли маленькому стартапу договориться о сотрудничестве с одним из крупнейших заводом Compal Electronics в Тайване. Первую партию модульных смартвотчей произведут там же, где делают легендарные продукты Apple.
Буквально на днях Сергею доставили финальную версию прототипа, которая уйдет на конвеер после нескольких несущественных доработок. «Последние семь месяцев мы не сильно пиаримся – мы работаем над продуктом, потому что в сентябре нам уже нужно доставить первые пять тысяч экземпляров бэкерам. А уже потом будем вкладывать в маркетинг и дальше развивать бизнес – заниматься поиском дистрибьюторов, налаживать оптовые продажи», – говорит Сергей.
Еще около тысячи предзаказов клиенты Blocks Wearables сделали через сайт – их планируют доставить через две недели после того, как свои часы получат бэкеры. Недавно команда запустила новую версию сайта и осенью планирует больше внимания уделять прямым продажам.