События в «Игре престолов» происходят в условно-средневековых реалиях, так что технологий в этом мире не так, чтобы много: вместо мобильных – вороны, вместо селфи-палок – арбалеты, вместо электромобилей – драконы. Зато для создания мира Вестероса и сопредельных земель съемочная группа использует нереальное количество сложных технологических решений: дроны, программируемые камеры, последние достижения CGI и многое другое. Мы попробовали собрать несколько примеров того, с какими технологическими вызовами приходится сталкиваться съемочной группе сериала.
По словам исполнительного продюсера проекта Дэна Уайсса, сериал не смог бы появиться на пять лет раньше выхода – из-за требований к уровню визуальных эффектов. Среди киношных специалистов по компьютерным эффектам существует полушуточный термин СBB – could be better (могло быть лучше). В обработке “Игры престолов” команда такого себе не позволяет.
По словам Джо Боера, VFX-супервайзера проекта, первое, что он делает, когда читает сценарий любого сезона – подсчитывает драконов, великанов, армии и белых ходоков и расставляет приоритеты – над чем работать в первую очередь.
Сцены и последовательности кадров фильма моделируются с помощью previsualization – в программе, которая воссоздает их в графике, похожей на плохую компьютерную игру. Это сильно экономит ресурсы и время: вместо того, чтобы думать над движениями актеров, освещением и декорациями вживую, можно просчитать это в компьютере.
Previs очень помогает в сценах, где задействованы несуществующие субъекты – те же драконы. Не секрет, что в сценах с драконами актеры вместо собственно рептилий взаимодействуют с палками с зеленым наконечником (чтобы камера фиксировала верное направление взгляда).
Подобные сцены намного проще прорабатывать сначала на компьютере.
Как можно заставить несуществующего 15-метрового дракона изрыгать пламя на толпу так, чтобы на экране это смотрелось естественно? «Можно почти все изобразить с помощью компьютера, но вам самим этого не захочется. Можно использовать CG-пламя, но если получится снять настоящее пламя, оно будет выглядеть намного более целостно, освещение на площадке будет более естественным», – рассказывает Грег Спенсер, один из продюсеров сериала.
Поэтому как можно больше вещей стараются делать по-настоящему. Дракона на арене боя, где в 5 сезоне на Дейнерис напали Сыны гарпии, играла роботизированная рельсовая камера с дистанционным управлением TechnoDolly. Ее можно программировать на передвижение. Для этой конкретной сцены под камеру прицепили огнемет, чтобы она сыграла роль дракона, извергающего пламя.
Сырой материал снимают одновременно две команды, перемещаясь по локациям по всему миру, и все директоры, продюсеры, редакторы нуждаются в быстром доступе к отснятому материалу. Поэтому в каждом месте съемки должен быть высокоскоростной интернет.
Часть второго сезона сериала, о событиях на Стене, снимали в Исландии, буквально на леднике, в 7 часах езды до ближайшего аэропорта, к которому даже не всегда можно было добраться из-за погоды. Но при этом съемочная группа смогла организовать себе выделенную линию на 50 мегабит, которая тянулась до ближайшей станции спасателей. И через четыре часа после съемки, после первичной обработки, материал уже был доступен редакторам в Белфасте, а еще через час – студии постобработки в Лос-Анджелесе.
Весь материал пишется на жесткие диски, и это составляет особую трудность, поскольку их нужно тщательно оберегать от влияния погоды. «Мы выбираем невероятно красивые локации, но на них очень трудно работать. Мы зависим от технологий, а технологии ненавидят вещи вроде метели, грязи, дождя», – говорит колорист Джонатан Рейд. Жесткие диски с отснятым материалом помещаются в герметичные чехлы.
Локации в сериале часто включают в себя панорамные, масштабные виды. Частично это – съемки натуры, частично – работа студии визуальных эффектов. Чтобы проще было работать с локациями, команда создает их 3D-модели. Этому помогают октокоптеры – маленькие дроны, которые фотографируют местность в деталях.