Мир меняется в сторону экологичности и энергонезависимости. Такого мнения придерживается директор и владелец компании “Электромобили” Александр Туз. Чтобы популяризировать эту идею, его команда создала электротрайк весом всего 63 кг, который на одном заряде преодолевает 200 км. Но главная фишка транспортного средства – независимая подвеска, которая превращает трайк в невероятно проходимый вездеход.
ООО “Электромобили” основано на базе завода “Титан” в Киеве. Основная статья дохода компании – импорт электромобилей. Также компания занимается переоборудованием бензинового транспорта на электротягу. А еще есть проектное подразделение, которое занимается разработкой электродвигателей и систем накопления энергии.
Что касается трайка – это pet-проект Александра Туза, который призван рекламировать энергозависимый образ жизни. “Мы хотим показать, что маленькая батарейка позволяет проезжать без подзаряда расстояния, которые ранее были недоступны. Показать новую концепцию жизни человека за счет новых технологий. Например, на таком трайке можно поехать в поход, подключить от него в лесу музыку, холодильник, свет – и устроить вечеринку”, – рассказал Туз.
Двигатели для электротрайков пока доставляют из Китая – это дешевле и проще, чем делать свой. Питает его батарейка, которую используют в европейских системах накопления энергии (похожие используют в Tesla). Рама трайка изготовлена из авиационного алюминия. Благодаря такой конструкции трайк очень легкий и выносливый – при весе в 63 кг его пробег достигает 200 км без перезарядки.
И это не предел – можно увеличить пробег в два-три раза – до 400-600 км. Учитывая, что на сегодня электровелосипеды едут максимум 30-40 км без подзаряда, результат впечатляет. К слову, трайк приравнивается к велосипеду (мощность силовой установки меньше 3 КВт), поэтому для езды на нем не нужно никаких разрешительных документов.
Транспортное средство может развивать максимальную скорость в 80 км/ч – мало для мотоцикла, но достаточно для электровелосипеда. Ведь соль в том, что электротрайк по сути вездеход, способный без труда и на большой скорости преодолевать любое бездорожье, взбираться под гору, переезжать бордюры и преодолевать самые крутые повороты. Все это – благодаря уникальной панельно-хребтовой раме с “лапами”.
“Лапа держит колесо и от него передает усилие на конструкцию. Получается абсолютно независимая подвеска, очень устойчивая для плохих дорог и любых поворотов. Мы сами не ожидали, что получится такая проходимость”, – говорит Александр.
Такую конструкцию рамы придумал ныне покойный Парафенко Николай Иванович, руководитель Института по легким конструкциям. “Это был великий ученый и изобретатель, который сильно опередил свое время. Был номером 4 в списке топ-100 изобретателей NASA. Я думаю, его идеи будут в ближайшие 30-40 лет реализованы в автомобилестроении”, – говорит Александр. В металле все варианты конструкции трайка реализовал и испытал Александр Кутлыяров.
Дорогой аттракцион
Трайки можно использовать для прогулок, патрулирования, но это скорее аттракцион: возможность получить те же ощущения, что получают гонщики, при этом практически без рисков. Проект не массовый еще и потому, что позволить себе такой трайк могут только состоятельные люди – его цена $4800. “Батарейка составляет 66% цены, рама алюминиевая, очень сложная. Сами элементы, из которых делается трайк, очень качественные, поэтому дорогие. Соответственно и стоимость высокая”, – говорит Александр.
За год команда собрала, опробовала и продала три трайка. К августу планируют собрать еще семь. “Мы пока не рекламируем их, кто хочет, может в личку обратиться и оформить заказ”, – говорит Александр.
В будущем Александр хочет улучшить конструкцию. “Если сделать раму из карбона, можно снизить вес с 63 до 18 кг, тем самым значительно улучшив тактикотехнические характеристики. “Минус один килограмм на колесе – это все-равно что минус 60 кг в машине. Чем тяжелее транспортное средство, тем больше расход топлива, сложнее в управлении. У нас сейчас два задних моторчика по 6,5 кг – если вместо них поставить моторчики по 193 г, то трайк станет невероятно скоростной и экономный”, – рассказывает Александр. Впрочем, все это сделает трайк еще дороже, поэтому коллеги относятся к этой идее скептически.
Также вместо китайских электродвигателей Туз хочет поставить двигатели Siemens. По его словам, компания уже высказала готовность сотрудничать.
С Siemens у ООО “Электроавтомобили” давно налажены партнерские отношения.Три года назад украинцы делали крупный проект совместно с компанией Siemens – создали двигатель для самолета-гибрида, который значительно улучшил бы экологическую ситуацию вокруг аэропотров.
“При взлете самолет сжигает 1,5 тонн керосина, а отходы ложатся на голову жителей региона. Помните, три года назад были большие снега в марте? Я тогда проезжал мимо аэропорт Борисполь, где в десятки раз меньше самолетов, чем в Европе. Так там, где самолеты идут на взлет, снега не было совсем – там все было черное. Представляете, сколько гари падает на клубнику в “экологически чистом” Проциве?”, – говорит Александр.
Гибридный самолет мог бы взлетать и садиться на электродвигателе, тем самым устраняя эту проблему. Обычные двигатели использовались бы только в полете на большой высоте. Более того, керосин недешевый, поэтому на этом можно экономить сумасшедшие деньги, утверждает Туз.
Задача была сделать двигатель как можно легче и чтоб он потреблял как можно меньше энергии. Совместно с Siemens и был создал такой двигатель, однако взлетел он лишь три года спустя. “На самом деле под прикрытием экологической составляющей Airbus просто хотели перекроить небо. Если бы Европарламент принял гибридные самолеты за стандарт, Airbus бы вышел с готовым решением и выдавил с рынка Boeing, который просто не успел быстро скопировать технологию. Но вопрос даже не вышел на рассмотрение и голосование”, – рассказал Туз.
Сейчас Siemens запустил электрический легковой моторный самолет для своих летательных курсов. Он полностью электрический, поэтому идеально слушается управления. “Команды на двигатель передаются с шагом 1/114 секунды – это позволяет управлять двигателем гораздо более точно и синхронно, чем двигателем внутреннего сгорания”, – пояснил Александр. Однако этот проект на сегодня также выполняет скорее маркетинговую функцию.
И все же, по мнению Александра, за экологичным транспортом и энергонезависимостью будущее. Для этого он и создает такие интересные вещи, как электротрайк, хотя бизнес на этом и не сделаешь.Также команда Александра построила экодом на территории киевского МВЦ, где такие идеи можно прийти и опробовать.
“Это скорее реклама, способ показать людям, что мир меняется. Глупо, имея такие технологии и обладая таким количеством электроэнергии, ездить дальше на углеводородах и отдавать по 400 млрд в год. Только на том электричестве, которое мы ночью не используем, может ездить 212 млн легковых авто. У нас в Украине их всего 8 млн. А электрических пол процента хорошо если есть”.