В книгах Дж. Р. Р. Толкина палантирами назывались камни, с помощью которых можно было увидеть, что происходит в другом месте — в прошлом или в настоящем времени. Неудивительно, что основатели Palantir назвали компанию именно так — по сути, она делает то же самое, только в сферах защиты от терроризма и финансовых преступлений. Редакция AIN.UA разобралась в истории одной из самых закрытых компаний США.

Питер Тиль

Питер Тиль

В 2004 году основатель PayPal Питер Тиль, бывший стажер PayPal Джон Лонсдэйл и старшекурсник Стэнфордского университета Стивен Коэн основали компанию Palantir. Она сразу привлекла внимание СМИ и общественности, так как одним из первых инвесторов Palantir стала венчурная компания In-Q-Tel, основанная Центральным разведывательным управлением США. Первый раунд инвестиций составил $32 млн: $2 млн от In-Q-Tel и $30 млн от фонда Питера Тиля Founders Fund.

Первым продуктом компании стал сервис, концепция которого была разработана еще в PayPal. В 2000-х годах платежной системе нужно было как-то бороться с мошенническими операциями, которые в основном были связаны с российскими преступными группировками. Поэтому в PayPal начали разрабатывать систему искусственного интеллекта Igor, которая находила такие операции.

Генеральным директором Palantir был назначен бывший сокурсник Питера Тиля Алекс Карп. Профессиональная биография Карпа не слишком длинна — до Palantir он основал консалтинговую компанию Caedmon Group. По словам пользователей Quora, Карп знает немецкий и французский язык, а его лидерские навыки поражают: «Его интеллект и умение мотивировать сотрудников не имеют равных — просто спросите любого, кто с ним работал».

Генеральный директор Palantir Алекс Карп

Генеральный директор Palantir Алекс Карп

На ранних этапах компания существовала на деньги фонда Тиля, однако уже к 2005 году Palantir получила первый контракт от ЦРУ. Через год компания открыла офис в Фэрфаксе — небольшом городе штата Виргиния, где находится головной офис ЦРУ.

Первым коммерческим продуктом, представленным Palantir, стала платформа Palantir Gotham. По словам бывшего инженера компании Дэйтана Бэннетта, платформа структурирует объекты исследования и находит связи между ними.

Gotham используется для нахождения и описания связей между объектами. Платформа поддерживает геопространственный анализ — то есть, вы можете помещать в систему целые участки карт и, например, смотреть, как и почему они меняются со временем.

По мнению аналитика Американского союза защиты гражданских свобод Джея Стэнли, технологии Palantir могут привести к «настоящему тоталитарному ужасу, где правительство сможет контролировать любую деятельность своих граждан». Это усугубляется и тем, что основатель и мажоритарный акционер Palantir Питер Тиль выступает против демократии и считает, что этот политический строй не справляется со своей задачей. «В мире, который пережил множество терактов, Palantir должен стать тем, что защищает нас от террористических атак», — говорил Тиль.

Вторая крупная разработка компании — Palantir Metropolis — это платформа для информационного менеджмента и анализа финансовой информации. Metropolis объединяет коммерческую, проприетарную и публичную информацию в «стеллажи» и анализирует тренды, взаимосвязи и аномалии.

Офис компании в Тель-Авиве

Офис компании в Тель-Авиве

Финансовый аналитик Алекс Гуд, работавший с Palantir Metropolis, описывает систему следующим образом:

Metropolis используют крупнейшие хедж-фонды и финансовые корпорации. В финансовом анализе платформа показывает большую картину, из которой умелые аналитики могут вычленять важную информацию.

«Например, новый управляющий инвестиционного фонда хочет узнать все значения тикеров центрального банка на данный момент. Это не так просто сделать с помощью других аналитических систем. Однако в Metropolis достаточно найти метрику “GetCBRatediff” и ответ отобразится через пять секунд», — говорит Гуд.

По мнению Гуда, от других подобных платформ Metropolis отличается выборкой данных: «Пользователи уже видят, что Palantir внедряет новые метрики анализа. Например, поведение сотрудников, просрочки по выплатам с кредитных карт, процентные ставки по кредитам. Это делает ее на голову сильнее остальных платформ».

Сотрудники Palantir на конференции

Сотрудники Palantir представляют свой стенд на конференции

Наиболее ценным активом для Palantir является не финансирование и даже не созданные компанией платформы. По мнению инвестора и основателя сервиса Ostrovok Кирилла Махаринского, основная ценность Palantir — это люди. По сути, компания является аутсорсером гениальных инженеров, которые помогают клиентам решить их проблемы.

«Palantir нанимает умнейших инженеров и затем помещает их в компании, чтобы те решали их проблемы. Причина, по которой эти компании работают с Palantir, а не нанимают таких же инженеров, — они просто не могут этого сделать. Работа в финансовых и государственных организациях гениям неинтересна», — считает Махаринский.

В корпоративном блоге инженер Palantir Кевин Симлер объясняет, почему их компания интересна инженерам и чем она занимается.

В Palantir мы занимаемся анализом. Да, это чрезвычайно абстрактно и я постараюсь объяснить подробнее.

Симлер говорит, что идеальная аналитическая платформа должна иметь четыре основных признака, которые есть в Palantir:

  1. Анализ должен быть контролируемым.
  2. Платформа должна уметь объединять огромные массивы информации.
  3. Платформа должна наглядно визуализировать данные и объяснять их клиентам.
  4. Сотрудники должны уметь быстро переключаться между задачами и уметь сотрудничать. «Когда тебе нужно обработать терабайт информации, это задача не для одного человека», — пишет Симлер.

Многие считают, что шумиха вокруг Palantir раздута. Анонимный пользователь Quora, который стажировался в Palantir и Google (и выбрал последнюю) пишет, что в компании довольно средние зарплаты и работая там, можно забыть о балансе между работой и личной жизнью.

Он также пишет, что Palantir — идеальная компания для тех, кто хочет работать с «умными, мотивированными людьми и кто хочет стать максимально успешным». «Palantir известен далеко не всем, но среди тех, кто о ней знает, работать там очень престижно», — пишет пользователь Quora.

life-at-palantir

В апреле 2010 года Palantir объединилась с корпорацией Thomson Reuters. Они решили совместно продвигать платформу Metropolis и платформу Reuters для финансовых компаний. К этому времени годовая выручка компании составляла уже $250 млн.

В 2013 году в издание TechCrunch попал документ, в котором были указаны последние клиенты Palantir. Среди них было, как минимум, 12 государственных организаций, включая ЦРУ, ФБР, Военно-морские силы США, Военная академия США (Уэст-Поинт) и другие. Согласно этому документу, задачей Palantir было объединить базы данных разных департаментов. До этого базы данных, например, ЦРУ и ФБР были разрозненны и пользователям нужно было искать информацию в каждой из них по отдельности. «Теперь все объединено благодаря Palantir», — написали TechCrunch.

Сотрудничество с государственными структурами является основным доводом критиков Palantir. По этой причине, генеральный директор Алекс Карп сказал, что компания не будет выходить на публичные торги. «Из-за этого управление такой компанией станет чересчур сложным», — сказал Карп. Однако многие считают, что настоящей причиной является то, что Palantir придется раскрыть все свои источники финансирования и финансовые показатели.

В декабре 2013 года Palantir привлекла еще $450 млн инвестиций от частных инвесторов. Через год — еще $400 млн, на следующий год еще $880 млн. Сейчас компания оценивается в $20 млрд, а ее основным акционером по-прежнему является Питер Тиль. Несмотря на столь высокую оценку, в мае 2016 года издание Buzzfeed опубликовало внутренние документы Palantir, из которых следует, что в 2015 году компания Питера Тиля получила убыток $80 млн при выручке $420 млн и что ее доходы растут быстрее, чем расходы. Это породило волну спекуляций о будущем Palantir.

При этом Palantir время от времени совершает крупные покупки. В феврале 2016 года компания приобрела стартап Kimono Labs, который упрощает сбор информации с публичных веб-сайтов.

Салар аль Хафаджи

Салар аль Хафаджи

В августе Palantir приобрела компанию Silk, основанную в 2010 году Саларом аль Хафаджи. Silk занимается визуализацией данных в облаке и своей основной аудиторией называет журналистов, активистов, негосударственные организации и бизнес. «Silk останется бесплатной платформой и продолжит функционировать как и раньше», — прокомментировал сделку аль Хафаджи.

Palantir — это хороший пример того, как государство начинает зависеть от разработок IT-компаний. Компания ставит своей целью перевернуть индустрию аналитики и, судя по всему, у них получится. «Когда я не был известным, у меня было $40 тысяч на счету в банке и я мог делать все, что я хочу. Теперь анонимность осталось в прошлом», — сетует Алекс Карп в интервью изданию Forbes. К сожалению, есть вероятность того, что с инструментами, которые предоставляет Palantir, анонимность может стать пережитком прошлого не только для него, но и для всех остальных.