Пару недель тому Apple продала свой миллиардный iPhone, а на днях Тим Кук будет отмечать пятилетие с момента начала своего руководства компанией Apple. 24 августа 2011 года, незадолго до своей смерти, Стив Джобс передал управление корпорацией тогдашнему COO (операционному директору) компании. Успехи Apple под его управлением, с одной стороны, очевидны (выручка выросла вчетверо), с другой – Apple теряет позиции на ключевых рынках вроде Китая, а первое выпущенное при Куке полностью новое устройство – Apple Watch – пока еще не стало суперхитом. The Washington Post взял у CEO Apple масштабное интервью, а мы предлагаем вам самые интересные факты и цитаты CEO компании с самым дорогим брендом в мире.

О том, что поменялось в Apple за эти пять лет

Самое очевидное – у нас больше сотрудников в компании. По доходу с 2010 года компания выросла в четыре раза (по выручке). Мы расширили линейку iPhone. Это было по-настоящему ключевым решением, и мне кажется, удачным. Мы пошли в бизнес Apple Watch… Посмотрим, куда это нас приведет. Много работы проделано над базовыми технологиями.

О нежелании быть традиционным CEO

Традиционного CEO я представляю себе, как человека, “разведенного” с покупателями. Многие CEO потребительских компаний никак не взаимодействуют с пользователями.

455048252_10-1500

Мне также кажется, что традиционный CEO считает, что его работа связана с доходами и убытками, затратами и прибылью, сведением баланса. Это важно, но не думаю, что настолько важно. У СЕO огромная ответственность перед сотрудниками компании, сообществами и странами, где компания работает, перед людьми, которые собирают ее продукты, перед разработчиками, перед целой экосистемой компании. Возможно, в этом смысле у меня нетрадиционный подход к управлению. Меня иногда критикуют за это, признаюсь. Но если вы заботитесь о долгосрочном доходе акционеров, все эти вещи также важны.

О том, что у Apple львиная часть продаж зависит от смартфонов

Это на самом деле привилегия, а не проблема. Подумайте: какие другие продукты вам известны на рынке потребительской электроники, где соотношение количества устройств и пользователей со временем может стать один к одному. Не думаю, что найдется еще хоть один такой.

Мировые продажи ПК каждый год составляют около 275 млн. Это количество уменьшается. Мировой рынок смартфонов составляет 1,4 млрд штук в год. Со временем, я убежден, каждый человек в мире получит смартфон. Это займет время, и не все из них будут “айфонами”. Но с точки зрения потребительской электроники – это крупнейший рынок в мире.

Screenshot_21

Посмотрите на ключевые технологии, на которых построены сегодняшние смартфоны, и на которых будут созданы смартфоны будущего – как искусственный интеллект. ИИ делает каждый продукт еще нужнее для пользователя… Если сейчас вы без смартфона не выходите из дому, в будущем вы, возможно, будете действительно подключены к нему.

Уровень производительности смартфонов дойдет до заоблачных высот. И нет ничего, что могло бы заменить смартфоны в краткосрочной или среднесрочной перспективе.

О том, что лучшие дни Apple – позади

Меня это не беспокоит. Честно – так говорили об Apple в 2001 году. Так говорили в 2005. В 2007 спрашивали, “кто вообще нафантазировал этот дурацкий iPhone”. Потом говорили, что мы достигли пика в 2010 году, затем – в 2011. Наша выручка выросла до $60 млрд, и люди говорили, что дальше расти некуда. Так вот, в прошлом году наша выручка составила $230 млрд. Да, в этом году мы немного упали, потому что нельзя расти каждый год.

Screenshot_1

Как последние пять лет выглядели для инвесторов Apple

Я все это уже слышал ранее. Но я не согласен с традиционным мышлением, которое полагает, что нельзя вырасти, если ты уже большой.

О том, на чем будет основан рост компании в будущем

Сегодня среди продуктов у нас есть сервисы (iCloud, App Store, Apple Pay и другие), которые за последний год выросли с $4 млрд до $23 млрд по выручке.

Что еще? iPad. iPad Pro. В последнем квартале мы увидели, что многие из покупателей iPad используют его на работе. У нас невероятные возможности в корпоративном сегменте, в прошлом году мы на нем заработали $25 млрд.

И, конечно, рынки. Мы неплохо справляемся в Китае. Индия хорошо растет, но у нас там маленькая база. Один из сдерживающих факторов: инфраструктура мобильной связи. Два основных оператора много вкладывают в запуск 4G. Представьте, если бы у вас не было 4G. Это – радикальная перемена. В Индии нет кабельного соединения в домах, это – мобильное общество…

Рынки? Корпоративный – огромен. Географии? Индия – одна из них, но есть и другие. Продукты? Мы не говорим о продуктах, но вы можете себе представить. Что делает Apple великой компанией? Это – единственная компания, которая создает девайсы, софт и сервисы и интегрирует их в поразительный опыт для пользователя. Можно перенести это на те рынки, где нас пока нет.

О том, каково это – возглавлять компанию после Джобса

Для меня Стива нельзя заменить никем. Он был единственным представителем своего вида. Никогда не думал, что моя роль – заменить его. Думать так было бы предательством. Когда я вступил в должность CEO, я на самом деле думал, что Стив будет рядом еще многие годы. Он должен был оставаться председателем, немного меньше работать, после лечения. Так что я начал работу с одной мыслью, и всего шесть недель спустя…

Все случилось очень быстро. День, когда его не стало, стал самым худшим днем. Возможно, это прозвучит дико, но я на самом деле убедил себя, что он как-то справится, ведь он всегда справлялся.

О своих ошибках

Карты были ошибкой. Но сегодня у нас продукт, которым мы гордимся. Мы были честными с собой и признали, что это – не лучшее наше решение. Это важно, ведь это единственный способ для компании обучаться. Классическая ошибка большой компании – не признавать своих ошибок. Это обходится им вдвое дороже. Их гордость или эго настолько велики, что они просто не могут признать ошибку… Если быть честным с собой, сообщество даст тебе время на раздумья, но если засунуть голову в песок и продолжать работать как ни в чем ни бывало, то компания потеряет и клиентов, и сотрудников.