Сегодня одна из самых популярных в бывшем СССР социальных сетей “ВКонтакте” окончательно перешла на новый дизайн, который компания впервые показала 1 апреля этого года. Тогда же можно было перейти на новую версию в рамках тестирования. Пользователи подметили, что во многом дизайн “ВКонтакте” напоминает Facebook, и это были далеко не все замечания к дизайну. Однако больше всего перетензий поступило сегодня от основателя сайта – Павла Дурова. Он предъявил дизайнерам “ВКонтакте” сразу семь претензий, сдобрив их картинками.
Итог, который подвел Дуров, неутешителен. “Старый дизайн “ВКонтакте”, не менявшийся несколько лет, безусловно, нуждался в ряде доработок и эстетическом переосмыслении в рамках новых стилей. Однако проведенный редизайн не только не соответствует стандартам 15-16 года (таким, как Material), но и снижает юзабельность ресурса”. Далее он изложил свои претензии по пунктам:
«1. Главный раздел сайта – Новости – стали уже. Парадоксально, что необходимость редизайна обосновывалась стремлением более эффективно использовать экран. По факту, если сравнить ширину записей в старой и новой версии, новости лишь сузились на 28px.
2. Новости – как и все остальные разделы – стали ниже на 42px. Из-за фиксированной шапки вертикальное пространство сайта стало меньше, нужно больше проматывать. Это серьезное изменение к худшему: именно вертикальный скролл представляет собой дефицит на большинстве дисплеев.
3. При просмотре главного раздела сайта – Новостей – утрачивается ФОКУС на контенте. В новой версии возник визуальный мусор в виде редко используемой фиксированной правой колонки. С учетом фиксированной шапки и узкой ширины, просмотр новостей стал вдвойне захламлен.
4. При просмотре фотографий утрачен фокус на самой картинке. Фотографии смещены влево, а яркое пятно белой колонки комментариев, появившейся справа, перетягивает на себя фокус внимания. Это решение было скопировано c Facebook, который в свое время ввел правую колонку для размещения дополнительных рекламных блоков.
5. Статичная левая колонка при просмотре старых записей личных страниц не только не дает нужной информации, но и сужает горизонтальное пространство для просмотра записей по сравнению со старой версией. Аналогичная ситуация – при просмотре записей в группах и пабликах.
6. Замена белого цвета фона на серый не только уменьшила ощущение чистоты и минимализма, но и в целом сделала сайт более грустным и пасмурным. Появившиеся сизые иконки на сером меню слева на всех страницах избыточны и представляют собой визуальный мусор.
7. Старый логотип “ВКонтакте” в силу композиции лучше вписывался в горизонтальную шапку, чем новый логотип “VK”.
Я нарисовал оба логотипа достаточно давно (первый около 10 лет назад, второй – около 5), но в русскоязычной версии не заменял старый логотип международным именно в силу этого – достаточно очевидного – обстоятельства.
Все перечисленные элементы нового дизайна были вслепую скопированы с Фейсбука образца 2012. Фейсбук в эти годы был вынужден наращивать прибыльность в рамках IPO, поэтому в проектировании дизайна жертвовал интересами пользователей ради добавления новых рекламных блоков.
Отсюда появилась и правая колонка в Новостях и Фотографиях, и снижение фокуса на контенте ради рекламы.
Сегодня, когда монетизация ВКонтакте переносится в “умную” ленту и мобильные клиенты, подобные шаги не обоснованы. В 2016-м году Facebook должен был копировать наработки “ВКонтакте”, а не наоборот», – заключил основатель и бывший СЕО социальной сети.
Пост Павла (в прочем как любой другой его пост) сразу разлетелся по социальной сети, набрав за 40 минут почти 6000 лайков и более тысячи шеров. В комментариях пользователи все еще надеются, что Дуров вернется и даже вернет стену:
UPD: Спустя два дня операционный директор “ВКонтакте” Андрей Рогозов ответил на критику экс-гендиректору. Он озаглавил свою запись как “7 ключевых улучшений в новом дизайне веб-версии ВКонтакте” и снабдил все пункты слайдами с иллюстрацией роста, которого удалось добиться благодаря новому дизайну. Так, по данным Рогозова, благодаря новому интерфейсу количество отправляемых сообщений выросло на 6%, просмотры записей – на 5%, а количество лайков – на 10%.
Андрей Рогозов вошел в должность операционного директора после смены руководства “ВКонтакте” в 2014 году, после того, как ушел Дуров. До этого он с 2007 года руководил отделом разработки.