От бумаги до e-ticket: как Украина переходила на электронные билеты
Билетный рынок в Украине длительное время был закрытой структурой с системой управления, которая не менялась десятками, а то и сотнями лет. Будучи в первую очередь IT-компанией, Karabas.com начал менять рынок, внедрив современные технологии, которые позволили запустить систему электронного билета и добился признания e-ticket на государственном уровне. Мы в Karabas.com не останавливаемся и поставили новую цель — обучить украинцев. Для этого запускаем на AIN.UA серию статей, в которых расскажем о рынке, билетах, мировых и локальных разработках и поделимся планами на будущее.
Первый материал будет о появлении в Украине электронного билета, сути штрих-кода, и как поменялся рынок за шесть лет существования электронного билетооборота.
Олег Любарец, директор по маркетингу компании Karabas.com.
Украина — один из лидеров на рынке аутсорс-программирования, но развитие электронных систем и интернет-сервисов внутри страны оставляет желать лучшего. Так было и с «тикетингом» — системой по продаже билетов, но в 2011 году прогресс все же добрался до нашей страны.
Как бы парадоксально это не звучало, но до 2011 года все билеты на мероприятия продавались в специализированных кассах в виде бумажек с отрывными корешками. Чтобы попасть на концерт или в театр человеку нужно было идти в кассу или заказывать доставку билетов курьерскими службами.
Для организаторов мероприятий все выглядело еще страшнее — они собирали отрывные корешки и вели их учет. Первый корешок оставался у кассира, второй — у билетера, который запускает людей в зал. По итогам мероприятий все эти корешки мешками свозились организаторами билетным операторам, где потом вручную пересчитывались (представьте эти масштабы для многотысячного концерта), при этом весь билетный учет велся в толстых тетрадях (да-да, тех самых, в клеточку), где отмечалось кто, куда и сколько. И это, на минуточку, в XXI веке.
Но весь этот «бумажный товарооборот» рано или поздно, но должен был уйти в историю, как телеграф, пейджер и дискеты.
2011 год: первый этап билетной революции
Тогда билетный сервис Karabas.com внедрил единую электронную систему FrontManager:Tickets на своем сайте и в билетных кассах.
Эта система позволяет не только отслеживать купленные и забронированные билеты, но и видеть все действия пользователя на сайте в режиме реального времени. Кроме того, FrontManager:Tickets — одна из самых современных систем для «тикетинга», создана с учетом мирового опыта. В ней устранены все слабые места, которые могут встречаться у первых подобных разработок. Таким образом, украинская система является одной из лучших в мире и поддерживает API, что позволило легко интегрировать в нее партнеров, запустить систему электронного билета и подключить мобильное приложение.
Что такое электронный билет
Системы электронных билетов относительно новый тренд в интернет-технологиях, и во многих других странах они появились значительно раньше, чем в Украине. При этом одними из первых систему электронного билета внедрили транспортные компании.
В 2012 году компания Karabas.com выиграла государственный тендер на внедрение системы электронных билетов в Украине. Первыми в нашей стране e-ticket получили, как ни странно, театры. Следом за ними к системе электронного билета были подключены концертные площадки, а после: клубы, выставочные площадки, туристические агентства и т.д.
2012 год: второй этап билетной революции
Цивилизация наконец-то добралась до украинского «тикетинга» и заменила электронным подсчетом возню с отрывными корешками. Но самое главное, что теперь любой украинец может купить билет и получить его на руки, не вставая из-за компьютера. При этом вся процедура занимает всего несколько минут.
Купить электронный билет можно на сайте Karabas.com. Выбираете мероприятие, место в зале, и оплачиваете заказ с помощью банковской карты. После этого электронный билет через несколько секунд будет уже на вашей электронной почте.
В чем преимущества электронного билета:
- его можно купить 24 часа в сутки 365 дней в году с любого гаджета;
- билет можно купить находясь даже за пределами страны;
- он доступен сразу после покупки;
- утерянный билет легко восстановить;
- купить билеты можно сразу, как только они появились в продаже, выбрав лучшие места;
- для прохода на мероприятие достаточно показать только штрих-код билета.
Совершенно естественно, что, как и любая инновация, электронный билет получил свою порцию скепсиса и негатива. Где-то оборудование поначалу работало не так как надо, люди не всегда понимали, что билет нужно распечатать или распечатывали его так, что сканер не мог считать штрих-код. Ну и конечно же, не обошлось без бабушек-билетерш… Но, по состоянию на 2016 год практически все массовые мероприятия не обходятся без электронных билетов. По данным на август этого года порядка 70% проданных билетов по всей стране приходится на e-ticket.
2015 год: третий этап билетной революции
Министерство культуры Украины изменило билетную инструкцию, приравняв электронный билет к бумажному. Такое решение дало возможность проходить на мероприятия, показывая билет прямо с экрана гаджета. Если ранее организаторы могли отказать в пропуске посетителю без бумажной копии билета, то теперь закон обязывает их принимать e-ticket в электронной версии. Таким образом, купив билет вам больше не нужно его распечатывать и ехать с бумажкой на мероприятие — показали при входе на экране своего гаджета штрих-код и все.
Примечательно, что те, кто сегодня уже пользуется e-ticket, покупают более дорогие билеты — при средней стоимости билета на концерт в 580 грн, «средний чек» электронного билета — 650 грн. Что касается самых популярных мероприятий, то e-ticket чаще выбирают слушатели рок-концертов и посетители музыкальных фестивалей. То есть, молодые и продвинутые интернет-пользователи, хотя и старшее поколение постепенно осваивает электронный билет. Поэтому сегодня даже билетеры провинциальных театров знают, что такое e-ticket, и нет никаких проблем с проходом на мероприятие.
Так что же сделал Karabas.com для украинцев? Первое — в корне изменил отношение людей к покупке билета — теперь это сделать также легко, как и загрузить фото на Facebook. Второе — никаких перекупщиков, очередей у касс, покупок билетов перед входом на мероприятие (а по закону подлости они как раз перед вами и закончатся). Третье — внедрил электронный билет на государственном уровне и добился изменения в билетную инструкцию, что позволит полностью отказаться от бумажных билетов уже в ближайшие несколько лет. И последнее, самое главное, — теперь билеты на все мероприятия по Украине (театры, концерты, спорт, выставки, семинары, квесты, и т.д.) доступны вам в любой момент, где бы вы не находились. Заходите на Karabas.com и выбирайте, куда пойдете сегодня вечером.
Команда AIN.UA спільно з фондом Group 35 збирає 608 800 грн на мобільний діджитал-штаб для підрозділу 148 ОБР ДШВ. Штаб інтегрує системи роботизованої аеророзвідки та передає стріми на відеостіну. Це дозволяє командуванню ефективніше планувати операції, зберігаючи життя захисників та захисниць, і збільшуючи шанси місій на успіх. Більше деталей у Facebook AIN.UA.
Комментарии | 7
Чомусь у автора квитки — це тільки на концерт, хоча для більшості це квитки на потяг, автобус, літак, трамвай.
Не знал что это именно вашими молитвами запустилось на госуровне.
Молодцы, спасибо.
Рассказали бы лучше как кидают людей, не возвращая деньги за е-тикеты свои
Так расскажите всем, а то таите. Всем же интересно
у меня был случай, не пустили на мероприятие по е-билету в 2013. Написал в поддержку — ответили что е-билеты возврату не подлежат по их правилам и нужно печатать. Публично о требовании печатать нигде не было написано. Дальнейшую переписку вести со мной отказались. Е-билеты покупаю, но на других сайтах.
Не знаю как сейчас, в 2013 году «софт мирового уровня» ваш был очень кривой.
Лень читать?
Смотри видео-интервью с Максимом Плахтием, основателем Karabas
https://busarena.com/maxim-plakhtiy-karabas-com/
е-билеты завоевали рынок благодаря мобильным гаджетам
вам повезло — первыми запрыгнули