Не так давно в медиа появились публикации о том, что налоговая служба активизировала проверки компаний, которые работают с физлицами-предпринимателями – это схема, достаточно распространенная в IT-отрасли. Несмотря на то, что она предусмотрена законодательством, в разное время такую схему называли “серой”, “оптимизаторской” и так далее. Редакция AIN.UA обратилась к отраслевой ассоциации «ИТ Украины» за комментарием о том, как часто сейчас проводятся проверки компаний по таким схемам работы, и как правильно оформить договор с ФЛП.
По словам директора «ИТ Украины» Виктора Валеева, у ассоциации нет данных об особенных всплесках внимания налоговой к работе с ФЛП в последние месяцы. Из компаний, входящих в ассоциацию, никто в последнее время по такому вопросу за помощью не обращался. Более того, ассоциация планирует подписать меморандум с налоговой службой о взаимодействии и сотрудничестве.
“По моему мнению, это правильная модель отношений в новой экономике, где человек сам является носителем умений и навыков, а единственное средство производства, нужное ему для работы – компьютер. Разработчик сам является «микропредприятием», а IT-компания, нанимая его, выступает как своего рода агентство, которое продает его услуги. Наш Трудовой кодекс очень морально устарел в этих вопросах, по его положениям человек до сих пор должен неудобным путем встраиваться в структуру предприятия, чтобы реализовывать свои навыки и таланты”, – отметил он.
Развернутый юридический комментарий по работе с ФЛП дал Дмитрий Овчаренко, CEO SBT Systems Ukraine, вице-президент ассоциации «ИТ Украины» по правовым вопросам:
“Если смотреть на схемы работы компаний с разработчиками, есть много вариантов: можно нанять человека в штат, можно заключить гражданско-правовой договор и работать с ним как с ЧП, можно платить в конвертах, нарушая закон. Все эти варианты предполагают различную налоговую нагрузку – от максимальной до нуля.
Если компания хочет, чтобы у налоговой не было к ней претензий по схеме работы с ФЛП, она должна оформлять эти отношения так, чтобы ФЛП выступал как подрядчик.
Нельзя, составляя договор об оказании услуг в сфере информатизации с ФЛП, прописывать в нем:
- штатное расписание, человек приходит в 9, уходит в 18 часов, и так пять дней в неделю;
- должность;
- функциональные обязанности;
- возможность отпуска и больничных.
Договор должен быть составлен по схеме: ФЛП получает задание, выполняет, отдает результат и получает деньги. В чем-то можно провести параллель с этой схемой, если вспомнить о том, как вы нанимаете мастеров делать ремонт в квартире: выполнили задачу – получили деньги.
В договоре стоит указать:
- перечень работ и услуг, которые заказываются у ФОП;
- сроки выполнения;
- вознаграждение за работу (не штатный оклад, а к примеру почасовая оплата);
- к договору может прилагаться ТЗ.
(У ассоциации на сайте есть модельный договор взаимодействия с ФЛП, который можно использовать для примера – ред.).
Ситуация несколько усложняется тем, что нигде в законодательстве не прописано четко, что вот эти условия – штатные, а эти – “СПДшные”. Если налоговая увидит в договоре с ФЛП, к примеру, рабочий график с 9 до 18, точно насторожится. Но решение, как правило, там принимают по совокупности факторов, о которых я говорил выше.
Здесь есть еще один нюанс. Налоговая может установить подобное нарушение в сфере трудового законодательства, только если договоры с ФЛП физически попадут в службу, к примеру, во время проверки служба обнаружит, что у компании есть 100 договоров с ФЛП-подрядчиками, и захочет их проверить.
Но договор с ФЛП может заключаться и в устной форме, в этом случае документами, подтверждающими его, будет счет на оказанные услуги, оплата, подписанный акт выполненных работ. Но нужно учитывать, что хоть это и законная схема, есть устоявшаяся практика налоговой и банков: они ожидают увидеть бумажный договор.
Есть еще одна форма работы с ЧП, не распространенная среди IT-компаний: когда сотрудник оформлен, не как ФОП, а как физическое лицо, предоставляющее услуги. Но эта форма не очень распространена, поскольку компания в этом случае выступает налоговым агентом и все налоги вычитает из вознаграждения”.
Напомним, ранее мы писали об инициативе Минфина по отмене налога на прибыль для компаний с оборотом до 3 млн грн.