Как компания по продаже вина обманула клиентов на $45 миллионов

5984
1

В начале 2016 года американская компания по продаже коллекционного вина Premier Cru подала документы о банкротстве. В этом же году основателя компании Джона Фокса приговорили к выплате $45 млн обманутым клиентам — в таком случае срок его тюремного заключения не будет превышать шесть лет. Редакция AIN.UA рассказывает, как американский предприниматель смог построить компанию, которая обманывала клиентов несколько десятков лет.

Джон Фокс перерезает ленту на открытии нового офиса Premier Cru

Джон Фокс перерезает ленту на открытии нового офиса Premier Cru

В 2011 году китайский финансист Лоренс Хуэй просматривал сайт wine-searcher.com, чтобы найти хорошего продавца редкого вина. Там он наткнулся на магазин Premier Cru, который был расположен в Калифорнии. В переписке Хуэй объяснил, что живет в Гонг-Конге и хочет заказать несколько бутылок бордо 2009 года. На сайте было сказано, что вина нет на складе, но оно придет в скором времени.

Это обычная ситуация для винных магазинов. Заказывая вино небольшими партиями, магазинам не приходится хранить бутылки у себя на складе. Несмотря на это, Хуэю нужно было оплатить заказ заранее. Он колебался, однако когда увидел, что цены Premier Cru на 20% ниже, чем на других сайтах, то оплатил заказ.

Хуэй заказал 642 бутылки вина на общую сумму $420 000. Затем он заказал еще 949 бутылок, а общая сумма заказа составила уже $981 000.

Прошло три года и в обмен на практически $1 млн Хуэй получил всего одну бутылку из своего заказа. Летом 2015 года китайский финансист подал судебный иск против компании.

Основателю компании Premier Cru Джону Фоксу сейчас 66 лет. Во время судебного процесса выяснилось, что Хуэй далеко не единственный клиент, которого обманула компания. За 20 лет, которые существует компания, Premier Cru задолжала клиентам продукции на сумму $45 млн.

103253664-premier-cru.1910x1000

Premier Cru была основана в 1980 году. Перед тем, как податься в винную индустрию, Фокс несколько лет проработал официантом в винном ресторане. В 90-х и 2000-х годах репутация компании была на высоком уровне. Бизнес Фокса был низкомаржинальным, но за счет высоких объемов компании удавалось зарабатывать.

По словам бывших сотрудников Фокса, предприниматель работал шесть дней в неделю, приходил на работу в семь утра и редко уходил раньше шести вечера. Однажды он отправился в отпуск на Таити, однако уехал через несколько дней, так как там был плохой интернет и он не мог работать.

«Он был очень хорошим начальником», — говорит бывший сотрудник Premier Cru. Компания предоставляла всем сотрудникам полную медицинскую страховку. По пятницам Фокс открывал для подчиненных редкое вино из запасов компании и оставался на вечеринки с ними.

Однако сотрудники знали, что в компании не все хорошо. Фокс задерживал выплаты поставщикам и иногда внезапно обрывал с ними любой контакт. Со временем сотрудники стали советовать поставщикам приходить за выплатами в офис — в таком случае Фокс нередко выписывал чек.

Сложно было не заметить роскошный образ жизни предпринимателя. Он часто приезжал на работу на Ferrari, Maserati или Corvette. Нередко и на винтажных масл-карах.

В 2008 году грянул финансовый кризис. Продажи коллекционного вина упали и Premier Cru столкнулась с финансовыми проблемами. Компания все медленнее доставляла вино своим покупателям. Иногда ожидание затягивалось вплоть до года. В 2012 году на форуме Wineberserkers.com появилась тема «Почему Premier Cru так долго доставляет вино?», которая впоследствии разрослась до тысяч возмущенных сообщений.

Но внешне компания все еще выглядела хорошо. Фокс купил новый офис, за который заплатил $4,1 млн. Еще $500 000 за свои услуги получил архитектор Дэвид Трахтенберг. Вместе с женой предприниматель приобрел дом в Окленде за $2,3 млн.

Premier-Cru1-1.jpg2_1-e1362635337490-800x0-1-720x449

В мае 2015 года один из крупнейших винных сайтов Wine-Searcher.com исключил Premier Cru из своего списка, так как жалоб на магазин стало слишком много. В этом же месяце на компанию подал в суд хиропрактик из США, который приобрел несколько бутылок вина на сумму $230 000 двенадцать лет назад.

В октябре 2015 года скандал вокруг Premier Cru начал набирать обороты. В сторону компании посыпались судебные иски от обманутых клиентов. Выяснилось, что компания также должна штату налогов на сумму $500 000.

Еще несколько месяцев Фокс пытался сохранить репутацию компании. Он рассылал электронные письма с новыми поступлениями, однако даже сотрудники Premier Cru советовали клиентам «побыстрее забирать свои заказы со склада».

В начале 2016 года компания подала документы на банкротство, оценив свои активы в $7 млн, а обязательства в $70 млн. Список лиц, которым должна компания, поражал — в нем было более 9000 имен. Некоторые были поставщиками, однако многие — клиентами, которым компания была должна шестизначные суммы.

Джон Фокс дает показания

Джон Фокс дает показания

11 августа Фокс признал себя виновным. Несколько лет он управлял компанией по схеме Понци — доставлял вино старым заказчикам за счет денежных поступлений от новых. В ходе судебного процесса предприниматель раскрыл свои траты. Большие суммы он тратил на покупку автомобилей, недвижимости и развлечения. К примеру, он потратил $900 000 через PayPal на женщину, с которой познакомился в интернете.

Суд обязал его выплатить $45 млн обманутым клиентам и тогда длительность тюремного заключения не будет превышать шесть с половиной лет.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск