В Украине можно создавать не только софт, но и «железо». С хорошей командой программистов и хардверных инженеров становится возможным создание уникального украинского продукта, который еще на стадии прототипирования получает заказы от зарубежных компаний. Вековая истина по-прежнему справедлива – люди хотят качественных зрелищ. Поэтому спрос на решения, способные проводить массовые мероприятия просто и комфортно, растет.

Нащупали нишу

До сих пор весь сервис для потребителя на концертах, фестивалях и выставках заканчивался после покупки билета. Как себя чувствует посетитель во время массового мероприятия, пересекая турникет,  уже никто не знал. И вот тут и обнаружилась огромная незанятая ниша, в которой можно работать и совершенствовать текущее положение дел.

По удачному стечению обстоятельств несколько лет назад к нам обратились ребята с интересным проектом. У них уже был опыт обслуживания крупных мероприятий – они занимались автоматизацией стадионов под “Евро-2012”. Чемпионат прошел, а ребята, вооруженные уникальными прикладными знаниями, остались невостребованы. Они показали нам стартап, связанный с бесконтактными платежами.

Мы всегда стремились к тому, чтобы поддерживать любые инициативы и стартапы, которые связаны с шоу-бизнесом. Проект сразу же очень заинтересовал, мы согласились вложить в него средства. Сейчас уже вложено почти $400 000, из которых треть ушла на hardware, а остальное — на ПО.

Увидели преимущества

В бесконтактных платежах для массовых мероприятий есть три ключевых и очень важных преимущества, без которых невозможно проводить мероприятия в современном мире. Два из них касаются взаимоотношений с потребителем, а третье – с бизнесом.

14274279_1190051894391635_1040054259_o

Браслет для бесконтактного расчета на территории фестиваля Atlas Weekend 2016

Первое – контроль доступа. С помощью автоматизированной системы мы можем полностью контролировать передвижение людей по территории выставки, стадиона или фестиваля. С точки зрения безопасности, это очень важный аспект.

Второе – безопасность потребителя. Когда посетитель зачисляет средства на чип, который встроен в карту или браслет, он может не переживать за свои деньги. Особенно полезно наше решение для проведения мероприятий у воды, браслеты не промокают и из них нельзя украсть деньги.

Третье – выстраивание прозрачных отношений с бизнесом. Система помогает организаторам мероприятия договариваться  с подрядчиками о долевом распределении выручки . Они могут видеть результат о проведенных платежах и потоках людей. С такой системой никто никого не сможет обмануть. Статистика – упрямая вещь.

Мы сразу поняли, что идея стартапа принесет пользу, доход и международное признание. Ведь такой подход к организации фестиваля увеличивает его шансы заработать. Если внутри процессы отлажены, скорость обслуживания растет. От этого выигрывают и предприниматели-подрядчики. Чем больше людей проходит через условный фаст-фуд, тем больше он сможет заработать. А посетитель, не думая о том, что у него украдут кошелек в толпе, спокойно и быстро передвигается по территории мероприятия, и за один день может увидеть больше интересного, получить приятные впечатления.

От софта до «железа»

За это время мы создали целый аппаратно-программный комплекс, сами написали ПО, в киевской лаборатории создали прототип считывающего устройства. Сначала собирались облегчить свою участь и воспользоваться готовыми аппаратами, которыми пользуются во всем мире. Но нас не устраивали характеристики.

Так возникла идея разработать собственное считывающее устройство. И мы настолько увлеклись его созданием, что оно стало просто уникальным – поддерживает все стандарты считывания, способно обеспечить бесперебойную работу в течение 16 часов в температурном диапазоне от -40 С до +50 С.

Сначала собирать устройства хотели как все, в Китае. Но, подсчитав смету по производству и доставке, поняли, что в Киеве выполнять работы будет дешевле. Тем более что мы собрали уникальную команду, включая хардверных инженеров, которые очень редки на украинском рынке труда.

Над производством считывающих устройств трудится пока что небольшая команда из четырех инженеров и пятерых разработчиков. Мы уже собрали 200 устройств и предусмотрели возможность масштабирования до 1000 и больше.

Случайно нашли уникальность

В процессе разработки мобильного устройства придумали еще одну важную опцию, не имеющую аналогов в мире. С бесконтактными платежами на мероприятиях работают две немецкие и голландская компании. Но ни одна из них не поддерживает синхронизацию с данными в режиме офлайн. Часто интернет на мероприятиях не стабилен, проблемы со связью с огромным количеством подключенных устройств – отдельная головная боль организаторов.

Мы придумали систему с высокой отказоустойчивостью. Когда интернета нет, система продолжает работать в офлайне и при восстановлении канала связи мгновенно переходит в онлайн. При этом все данные синхронизируются. Даже Visa и Mastercard не могут себе позволить работать офлайн, для них интернет – критическая необходимость.

Конкуренция

Мы можем конкурировать на иностранных рынках и по ценам. Например, обслуживание двухдневного фестиваля немецкой или голландской компании обойдется в $200-500 000, в то время как наше решение позволяет организаторам экономить и тратить всего $20 000. Тоже касается и считывающего устройства. Себестоимость украинского аппарата $500. А зарубежного аналога в четыре раза выше.

Пока к инвесторам не обращались, потому что хотели сначала создать прототип, апробировать решение, а потом красиво его оформить. Параллельно проходили сертификацию и участвовали в международных профильных выставках. Нас часто спрашивают, что необходимо для выхода на иностранные рынки? Для начала нужно хотя бы сертифицироваться. Появляется хорошая возможность участвовать в международных тендерах.

Ориентир – зарубежные рынки

Система уже отработала на четырех украинских фестивалях: ГОГОЛЬФЕСТ, Atlas Weekend, “Країна Мрій”, “СамолетФест”. Также мы автоматизировали горнолыжный курорт в Тернополе. Но зарабатывать мы планируем на зарубежных рынках, поэтому активно занимаемся продвижением за рубежом.

У стартапа уже есть несколько предложений от иностранцев. Например, от собственников стадиона в Катаре, который примет мировой чемпионат по футболу, от подрядчика международной выставки ЭКСПО-2017 (Казахстан), от организаторов нескольких фестивалей в Англии. Сейчас мы готовы обеспечить успешное проведение мероприятий до 200 000 посетителей и планируем выйти на самоокупаемость до 2018 года.

Автор: Максим Плахтий, основатель и CEO билетного сервиса Karabas.com