К образу Нидерландов в голове нашего брата намертво приклеились легальные проституция и легкие наркотики, тюльпаны, каналы и мельницы. Но эта страна не менее интересна своей технологичностью, которой она задает фору всей Европе и соревнуется с другими передовыми государствами мира. О некоторых аспектах использования технологий на благо граждан и пойдет речь в этом тексте.
1. Поезда и общественный транспорт
Голландские поезда были высокотехнологичными уже в тот момент, когда в Украине проводники в плацкартах кроили гроши на постельном белье. Возможность добраться за 15 минут до центра Амстердама на электричке из пригорода, находящегося в 30-40 километрах, давно стала нормой жизни голландцев. Довольно быстро к этой норме добавился бесплатный Wi-Fi на всем пути следования, а не как в Украине – только в двух типах поездов и только до первого леса, где сеть “Интертелекома” обрывается, так как кроме парочки поездов “Интерсити” в день она больше никому не нужна.
В Нидерландах (как и в прочей Западной Европе) поезда – удобный и быстрый вид транспорта. Дорогой, но покрывающий значительную часть населенных пунктов страны и отправляющийся со станций с перерывом в 5-10 минут. В стране действует система единых билетов (и программа лояльности, но это уже из другой оперы) не только на Нидерланды или БеНиЛюкс – один билет хоть с десятком пересадок можно купить на путешествие через весь Евросоюз хоть в интернете, хоть в кассе, хоть в автомате на вокзале. Автомат – самый доступный и удобный способ для тех, кто понимает, куда едет. В кассе билет будет стоить немного дороже, зато живому человеку на станции можно будет задать все вопросы о маршруте. Касс на вокзалах осталось не так много, автоматов тоже. Покупка билетов на поезд через интернет или специальные карточки для местных сокращают очереди и издержки на зарплаты кассиров или обслуживание автоматов.
Поскольку железная дорога в Нидерландах очень загружена и отдельные участки периодически ремонтируются, опоздания поездов тут частое явление. Но перевозчики стараются уведомить пассажиров заранее о проблемах на маршруте – даже через мобильное приложение.
Поезда бывают разного типа, как и сами билеты – и медленные электрички с кучей остановок, и скоростные поезда из Амстердама в Париж с остановкой по дороге только в Брюсселе и паре других крупных городов по пути. Билет может быть возвратным и невозвратным, Wi-Fi (если он есть в поезде) может входить или не входить в стоимость. Если Wi-Fi в стоимость не входит, его можно оплатить уже в вагоне. С билетом в определенном направлении в назначенный день вы можете сесть на любой состав. Если нравится город – вполне нормально выйти на пару часов погулять и продолжить путешествие на другом поезде.
У каждого типа поездов в Нидерландах есть свои платформы на станции. На платформе скоростных поездов, в частности, следующих из Амстердама в Париж, впечатляет наличие электронного табло, на котором заранее написано, где остановится какой вагон. Это значит, что, например, попав на станцию заранее, вы сможете дожидаться поезда, запивая бургер с лососем прекрасным фрешем, а не носясь по платформе с чемоданами в поисках потенциального места посадки. Подобные системы встречаются и в других европейских странах, куда ходят скоростные поезда. Во Франции, например.
В некоторых поездах, как и в общественном транспорте Нидерландов, действует единая система бесконтактных карт OV chipkaart. Впервые она была реализована в метро Роттердама в 2005 году и со временем распространилась по всей стране и на все виды транспорта.
Поездки в общественном транспорте страны оплачиваются в зависимости от проведенного в дороге времени. Карточку нужно приложить к автомату при входе в транспорт и на выходе. Система сама снимет нужное количество денег и пассажиру не придется ломать голову над тем, сколько он должен. В случае с поездами на OV chipkaart можно загрузить какие-то сезонные проездные, билеты, рассчитанные на определенное время поездок или слой населения. Карты бывают нескольких типов – одноразовые, анонимные и персонализированные. На персонализированные нужно подавать заявку (можно лично или через интернет), но если она будет украдена, средства можно заблокировать и перенести на другую карту).
2. Первый в мире рейсовый беспилотный автобус
Зимой 2016 года Нидерланды стали первой страной, которая выпустила на свои улицы беспилотный автобус.
WePod – это шестиместный пригородный автобус. Он курсирует в городе Вагенинген на 200-метровом участке дороги. Конечно, таким расстоянием никого не впечатлишь – Сингапур уже через полгода запустил целое беспилотное такси! Но неторопливые европейцы пока наблюдают за проектом и анализируют его безопасность и успешность. Если он зарекомендует себя с лучшей стороны, автобус отправится уже на шестикилометровое расстояние от Вагенингена до Эде.
Сейчас WePod развивает скорость до 8 километров в час, в будущем она может быть увеличена до 25 км/ч. На первых порах он не выходит на маршрут ночью и в плохую погоду. На разработку автобуса ушло три миллиона евро. Он оборудован GPS, радарами и камерами. Предполагается, что когда автобус начнет полноценно эксплуатироваться, за его перемещением можно будет следить через смартфон и бронировать себе места через мобильное приложение.
3. «Умные» дороги для машин и для велосипедистов
В Нидерландах одни из лучших дорог в Европе. С недавних пор страна заинтересовалась не только качественным, но и «умным» покрытием, хотя в данном случае «умный» подразумевает скорее «зеленый». Как и беспилотный автобус, «умные» дороги действуют на маленьком расстоянии и в тестовом режиме. Технологичные решения касаются как автомобильных дорог, так и велосипедных. Для велосипедистов сделали две дороги.
Первая – велодорожка с солнечными панелями в Кроммени. Панели уложены поверх бетонных плит, которые, в свою очередь, покрыты закаленным стеклом. Днем дорожка «собирает» энергию, ночью – отдает ее на нужды города – на освещение и подпитку светофоров. Длина первого экспериментального участка – 70 метров. Целесообразность решения будет оцениваться в течение трех лет. В случае успеха проекта таких дорожек станет больше. Проект реализовала компания SolaRoad.
Вторая – это «умная» велосипедная дорожка в стиле Винсента ван Гога. Собственно, она даже называется Van Gogh-Roosegaarde и визуально отсылает к работе «Звездная ночь». Дорога покрыта люминесцентными камнями и ночью они, если верить фотографиям из интернета и мнению очевидцев, напоминают звезды. Дорожка не только интересно выглядит, но и помогает велосипедистам ориентироваться ночью, не расходуя на это электроэнергию. «Звездная ночь» находится в провинции Брабант. Она создавалась компанией Studio Roosegarde в память о нидерландском художнике, и непонятно, получит ли где-то еще в стране продолжение.
Та же студия создала «умную» автомобильную дорогу. Участок дороги длиной 500 метров размечен люминесцентной краской, которая днем накапливает свет, а вечером отдает. Эта дорога тоже находится в провинции Брабант, возле города Оссо.
В планах компании – сделать такие же знаки дорожного движения. Они будут показывать состояние дороги в зависимости от влажности и погодных условий – гололед, скользко, сухо и комфортно.
В более отдаленной перспективе – установка модулей беспроводной зарядки для электромобилей. Благодаря им те смогут подзаряжаться прямо во время движения. С учетом того, насколько охотно в Нидерландах реализуются подобные инициативы, вероятность получить подобную дорогу действительно высока.
4. Доступ к интернету
93% жителей Нидерландов пользуются интернетом. 62% из них подключаются через скоростную мобильную сеть. По данным OpenSignal, средняя скорость доступа к Сети через мобильную сеть составляет 22,68 Мбит/с (в Украине в пять раз меньше). Это четвертый показатель в Европе после Норвегии, Дании, Венгрии. Покрытие 3G или лучше есть на 92,49% территории. При этом 70% времени смартфоны голландцев подключены к интернету через Wi-Fi – эта страна является самым активным пользователем Wi-Fi в мире.
5. Сеть для «интернета вещей» для целой страны – впервые в мире
В 2016 году Нидерланды стали первой страной в мире, полностью покрытой сетью для «интернета вещей». В стране используется стандарт LoRa (long range). Он предназначен для передачи маленького объема данных на большие расстояния с минимальными энергозатратами, не подразумевает использования SIM-карты. Сеть работает на проприетарном стандарте LPWANs компании Sigfox. Ее развернула телекоммуникационная компания KPN. Вслед за Нидерландами аналогичную сеть внедрил Сингапур. Есть проекты по покрытию связью для интернета вещей городов США.
О проекте в интернете есть англоязычные ролики.
В Нидерландах пилотные сети для «интернета вещей» были развернуты в Гааге и Роттердаме и достаточно быстро (не через три года, как это запланировано с дорогами, а всего через несколько месяцев) охватили страну целиком. Оператор сети утверждает, что причиной стали сами жители – которые оказались в ней очень заинтересованы. Состоянием на июль 2016 к сети LoRa подключено порядка 1,5 млн устройств. В том числе амстердамский аэропорт Схипхол, где при помощи технологий пока в экспериментальном режиме занимаются распределением багажа, и железная дорога Нидерландов, где LoRa используется для перевода стрелок на участке возле Утрехта (пока тоже в экспериментальном формате). В порту Роттердама датчики глубины также подключены к глобальной системе LoRa.
Сценариев для использования такой глобальной сети в масштабах страны может быть много, власти не рассказывают подробностей о том, каким образом они уже ее используют (кроме нескольких кейсов выше) и как планируют развивать. Поэтому остается только дофантазировать, как именно голландцы реализуют потенциал сети сейчас и что появится в будущем. В теории к сети могут подключаться датчики, информацию с которых, при поступлении в интернет, можно использовать для программирования других устройств. Например, включать полив на лужайках в определенное время и только в случае, если нет дождя. Регулировать уличное освещение с учетом погоды и времени года. Управлять светофорами и муниципальным транспортом, используя для этого не устаревшую сеть 2G, частоты которой целесообразнее отдать под мобильные сети более современных поколений. Передавать данные о перемещении объекта, подключать банкоматы и беспроводные терминалы, если они поддерживают нужный стандарт, следить за загруженностью транспорта и корректировать его движение в зависимости от получаемых данных. Сценариев использования миллион – надо только, чтобы была сеть и оборудование, которое ее поддерживает.
Есть разные версии относительно того, насколько целесообразно поступила страна, инвестировав деньги в стандарт, который по факту не является стандартом отрасли. Есть версии, что 5G, а не импровизации на тему отдельных стандартом связи с большим диапазоном действия и низким энергопотреблением, станет идеальным способом подружить сети для людей и вещей одновременно. Но с 5G еще нет определенности – разные компании работают над своей версией, у каждой свои особенности. А сеть в Нидерландах есть уже сейчас. Преимущество для страны заключается в том, что в Нидерландах думают наперед в направлении более комфортной жизни. Это и забота о гражданах, и оптимизация расходов на ресурсы. Недостаток – в том, что отсутствие единого стандарта для мира неудобно, и если соседние страны выберут другие, разворачивая сеть для «интернета вещей» позже, стране придется потратить средства на переоборудование, чтобы продолжать быть частью единого европейского пространства.
6. Электронные государственные услуги
В Нидерландах все ветки и органы власти имеют свое представительство в интернете. А первый сайт госуслуг заработал в 1999 году. С тех пор страна регулярно инвестирует средства в электронное правительство, но инвестиции непрерывно позволяют экономить на издержках и дают возможность жителям страны контролировать, куда идут их средства.
По количеству доступных в интернете государственных услуг страна относится к самым продвинутым в мире, и этот эффект усиливает большой уровень проникновения сети. В данный момент более 90% государственных услуг можно получить онлайн.
Чтобы жить, работать и взаимодействовать с государством в Нидерландах, надо иметь национальный ID (Burgerservicenummer) и DigID (то есть цифровой ID). К ним привязываются все данные о человеке – его налоги, прочие платежи, страховки и т.д. DigID получается через интернет – и он необходим для авторизации во всех государственных сервисах в интернете. Частные компании тоже внедряют возможность авторизации через DigID на своих ресурсах или использованию этой системы для идентификации клиента.
Буквально все – от страховки до SIM-карты в этой стране можно заказать в интернете и получить на дом посредством идеально работающей почты. Разве что паспорт или ID никто не станет слать по почте – так как для их получения нужна идентификация человека. Формуляры заявлений, приглашений и т.д. есть на сайте госуслуг – их можно скачать оттуда заранее, заполнить, но подписать надо уже на месте в соответствующем государственном органе.
В Нидерландах очень развито взаимодействие человека и государства через интернет даже в тех областях, которые кажутся нам странными и немыслимыми. Например, если к голландцу по приглашению приезжает гость из-за границы и останавливается у него дома, то зарегистрироваться в полиции гость может через интернет, а не в очереди у черта на куличках. Бумага, подтверждающая регистрацию, через пару дней окажется в почтовом ящике приглашающей стороны.
7. Energy Atlas
Большое внимание к «зеленым» технологиям и бережное отношение к ресурсам – один из признаков высокоразвитого государства. В Нидерландах стремятся при помощи современных технологий оптимизировать потребление природных ресурсов. И один из способов стимулировать граждан и муниципальные власти идти к этому – это наглядная демонстрация. Поэтому в Нидерландах создали интерактивную карту Energy Atlas. На ней отображаются все потребляющие энергию объекты, в зависимости от их энергоэффективности они окрашены в разные цвета. На сайте проекта можно ввести свой адрес или почтовый код и посмотреть, насколько «зеленый» ваш дом.
Такая карта отлично стимулирует экологически сознательного и бережного европейца к повышению энергоэффективности помещения. Особенно, если сосед это уже сделал.
8. Одно из лучших мест в Европе для стартапов
Государство стремится повысить привлекательность страны в глазах создателей технологических проектов. С начала 2015 года Нидерланды ввели стартап-визы. Также на руку стартапам именно тут играет то, что в стране лучшая инфраструктура водного транспорта, развито воздушное и железнодорожное сообщение, государство создает условия для быстрой и понятной регистрации предприятий. В Нидерландах быстрый интернет, доступный практически на всей территории. Отличное образование, для жителей страны идеальное знание английского является нормой. В стране есть несколько известных на весь мир акселераторов, инкубаторов, венчурных фондов: StartupDelta, Startupbootcamp, Rockstart, StartupAmsterdam и другие.
Европейский индекс EDCi (European Digital City Index), созданный для оценки европейских городов по уровню привлекательности для стартапов, поставил Амстердам на второе место из 28 после Лондона. Столица находится на третьем месте в Европе по количеству проектов, которые перешли от состояния стартапа к хорошей действующей бизнес-модели. Амстердам комфортен для жизни, чист и красив, тут регулярно проходят культурные события, городская инфраструктура комфортна. По мнению EDCi, Амстердам – одно из лучших мест в Европе по доступу к капиталу (по объемам инвестиций в стартапы Нидерланды в целом в 2015 году обогнали Великобританию и Германию) и бизнес-окружению, культуре предпринимательства и не-цифровой инфраструктуре.
По данным ресурса Iamsterdam, в столице работает 58 сервисов, 941 компания и есть 168 инвесторов.
Популярные направления деятельности стартапов в Нидерландах – проекты в области программного обеспечения, финансов, здравоохранения, «умной» энергетики, космоса, 3D-технологий. Все сферы потенциально высокодоходные.
Все эти проекты в будущем помогут Нидерландам оставаться страной с высоким уровнем жизни и развития технологий, привлекательной не только для туризма, но и для бизнеса.