Основанный в Москве в 2010 году сервис аренды жилья The Locals, который работает в российской столице и Санкт-Петербурге, впервые запустится за рубежом — в Киеве. Проект позволяет пользователям искать квартиры для аренды без участия риелтора по модерируемой представителями компании базе объявлений. Он полностью переведен на украинский язык и первые полгода-год будет бесплатен.
Над украинской версией продукта работает российская команда, состоящая из девяти постоянных сотрудников (технические разработчики и колл-центр) и пяти фрилансеров. Однако на некоторых направлениях будут задействованы исключительно украинские специалисты – например, модераторы, которые должны разбираться в местной специфике, городе, требованиях и вкусах аудитории.
Для пользователей алгоритм работы сервиса выглядит так. Арендодатель заполняет онлайн-форму, описывая квартиру и обязательно загружает фотографии. После, в течение нескольких часов с ним связывается модератор для проверки информации. Если квартира отвечает всем требованиям сервиса, объявление тут же публикуется на сайте.
Арендатор может просматривать базу объявлений и фильтровать ее по различным параметрам. Если он выбрал квартиру, то он может связаться с собственником по контактам на сайте. После звонка The Locals никак не контролирует сделку, но предоставляет шаблон договора, который позволит узаконить соглашение.
Изначально проект представлял собой блог об эстетике московских квартир на базе издания Look At Me. Сооснователь сервиса Евгений Лучинин тогда занимал должность арт-директора медиахолдинга Look At Media. Когда стало поступать все больше заявок от аудитории с просьбой разместить объявления о сдаче жилья в аренду, блог трансформировался в отдельный сайт. Сейчас ежемесячная аудитория сервиса составляет более 120 000 пользователей.
За время работы проект не привлекал внешнего финансирования – сперва он существовал на деньги трех партнеров-сооснователей. “Последние два года сервис живет и развивается за счет средств, вырученных от продажи подписок. Оборот последнего года около 20 млн рублей (около $315 000 – ред.), все средства идут на развитие сервиса и на зарплаты команде. Мы прибыльные, но постоянно инвестируем в новые направления, выход на рынок Украины – одно из таких направлений”, – рассказал AIN.UA Евгений Лучинин.
После тестирования сервиса в Москве, основатели пришли к выводу, что The Locals не будет сотрудничать с риелторами. Поэтому главная задача модерации объявлений – предотвращение публикации заявок от риелторов и мошенников. Деталей процесса модерации сооснователь раскрывать не стал, но добавил, что если сотрудник The Locals сомневается в том, собственник перед ним или риелтор, он запросит документы на квартиру. Модераторы не только обзванивают объявления, проверяя их актуальность, но и совершают отбор квартир с учетом эстетического фактора. Поэтому предложения аренды “койкомест” на сервисе не будет.
“Проблема с риелторами – они не делают никакой полезной работы, но хотят существенное вознаграждение за посредничество. Наша главная миссия – дать возможность взаимодействовать собственникам и арендаторам напрямую”, – рассказывает Лучинин.
Монетизация проекта происходит за счет платной подписки для арендаторов, которые получают доступ к базе объявлений. Однако полгода-год киевский The Locals будет полностью бесплатен для пользователей. При этом основатели обещают полноценную работу модераторов и базу квартир, качественно не уступающую московской.
Среди конкурентов сервиса на рынке аренды жилья в украинской столице Лучинин называет ЛУН.ua и OLX. “Но они не отвечают за актуальность объявлений и, на сколько я знаю, аренда – это одно из направлений их деятельности, что не дает нужной ФОКУСировки на сервисе”, – добавляет он.
По планам, украинский The Locals выйдет на самоокупаемость через полтора года. До этого целью проекта в Киеве является знакомство с аудиторией и улучшение сервиса для ее нужд.
В дальнейших планах у команды проекта выход на западноевропейские рынки – первой, вероятно, станет Польша. Помимо масштабирования бизнеса, основатели также планируют запустить мобильное приложение для Android (для iOS уже доступно) и собственную платежную систему на сайте.
Напомним, что основанный украинцами сервис аренды жилья в Калифорнии Rentberry привлек $320 000 от представителей компаний Google, WP Global Partners и Boston Venture Fund.