Прошло уже примерно полтора года, с тех пор как три крупных украинских мобильных оператора начали развивать в стране 3G. Скоростной мобильный интернет охватил уже большую часть пользователей по стране, существенно повлияв на отношения украинцев со смартфоном и изменив сценарии потребления контента с мобильного устройства. Быстрый мобильный интернет позволяет не только искать информацию, работать, общаться в движении, но и больше развлекаться. Это не могло не сказаться и на бизнесе. Поэтому редакция AIN.UA обратилась к экспертам рынка с вопросом о том, как развитие скоростного интернета отразилось на их жизни и профессиональной деятельности.

Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и в Украине

ksdxtwqjzeueh2wikse9xppb8lzwyurpqx-upnkhpbk

Для BlaBlaCar запуск 3G в Украине стал глотком свежего воздуха, сервис получил долгожданный мобильный канал коммуникации с пользователем вне сети Wi-Fi. Наличие интерактива (коммуникации водителя и пассажира, бронирования, редактирование поездки и тому подобное) – важная составляющая в потреблении сервиса. В момент запуска мы не заметили явного скачка в мобильном потреблении, но уже через считанные месяцы тенденция себя проявила во всей красе. С момента запуска 3G в июне 15-го по июнь 16-го на BlaBlaCar зарегистрировалось более 1 миллиона человек. Причем, если в июне 2015 было лишь 19% мобильных регистраций, то в 2016 – уже 44%. Количество мобильных пользователей выросло до 65%, причем чуть ли не половина аудитории стала mobile only.

Для меня лично 3G стал незаменимым рабочим инструментом, который экономит время и делает меня более эффективным в Украине. Я много времени провожу вне офиса, но 3G неплохо компенсирует отсутствие рабочего Wi-Fi – теперь офис всегда в моем кармане, а значит, я вовремя читаю и отвечаю на важные письма, вовремя просматриваю презентации, вовремя принимаю нужные решения, созваниваясь с коллегами из Польши, Франции или даже Бразилии. До 70% времени я провожу за границей, где уже давно работает и 3G и LTE. Раньше, по возвращению в Украину, я как будто бы оказывался в информационном вакууме, который исчезал от вайфая к вайфаю, у тебя отбирали уже такую привычную, и даже перешедшую в категорию базовых, потребность быть online. Сегодня я уже почти забыл это ощущение, теперь я сам дозирую свой информационный вакуум, и так мне намного комфортнее.

Дмитрий Покотило, управляющий партнер интернет-магазина F.ua

pokotilo

Пользуюсь 3G уже несколько лет на пакете «Интертелекома». То есть еще до того, как 3G стал массовым. Поэтому не могу сказать, что для меня лично стало таким уж важным событием то, что в феврале 2015 лицензии на 3G получили три крупнейших мобильных оператора.

С тех пор, когда в Украине появилось массовое покрытие 3G, у меня исчезла необходимость следить за регулярным пополнением счета карты «Интертелекома».

Что касается бизнеса, то мы старались максимально облегчить мобильную версию F.ua. Сейчас страница с карточкой товара «весит» около 60-80 килобайт. То есть и в Edge она загружалась не очень медленно. Но в 3G страница грузится в 2-4 раза быстрее, поэтому пользователь тратит меньше времени и успевает посмотреть больше товаров. Естественно, это влияет на продажи.

Денис Довгополый, соучредитель GrowthUP Group

Фото: Ольга Закревская

Фото: Ольга Закревская

Высокоскоростная мобильная связь (будь то 3G или LTE) влияет не только и не столько количественно на интернет-бизнес, сколько качественно. Наши операторы с внедрением 3G это почувствовали.

Комфортная работа в мобильных сетях последние 5-7 лет обеспечила огромную долю мобильного трафика в стандартные сервисы. Но при этом мобильность платформы позволила использовать функции, которые невозможны в десктоп-использовании. Две основные – это сервисы вокруг (LBS) и быстрое планирование.

Я не говорю про то, что бумажные карты были просто выкинуты с рынка. Сервисы, которые позволили получать доступ к решению проблемы «здесь и сейчас» с ростом скорости мобильного интернета стали неким стандартом для пользователя.

Второе, в большинстве юзкейсов, где планирование делалось не ближе к месту реализации планов, а ближе к месту наличия быстрого интернета (например, решение куда идти в другом городе можно принимать на ходу, изучив информацию на месте принятия решения, а не вечером предыдущего дня разрабатывать дерево решений и альтернатив – «если мы устанем, то будем есть в этом ресторане, если нет, то зайдем в магазин»).

Также высокие скорости мобильного интернета оказали сильное влияние на бизнес-процессы. 70% сотрудников оказались отвязанными и от офисов, а многие системы получили возможность получать и обрабатывать информацию в режиме реального времени.

Иван Шестаков, директор по маркетингу онлайн-кинотеатра MEGOGO

is_1aМобильный интернет использую постоянно. С появлением быстрого мобильного интернета практически перестал пользоваться Wi-Fi. Кроме того, все лето я обычно живу на даче и там через 3G у меня подключены все мультимедийные устройства. Даже SmartTV и игровая приставка – смотрю фильмы на MEGOGO и телевидение (благо, в моем пакете от Киевстар трафик на мультимедийные ресурсы вроде MEGOGO и Яндекс.Музыки не тарифицируется), качаю игры по несколько десятков гигабайт – все через мобильный интернет. Так что сложно переоценить значимость 3G конкретно в моем случае.

О влиянии на бизнес. Трафик на мобильные устройства в сентябре составил 10% от общего объема потребления видео на MEGOGO. Причем доля мобильного трафика среди пользователей MEGOGO, которые используют мобильные устройства для просмотра видео, растет на протяжении всего года. За 9 месяцев доля 3G-трафика среди мобильных пользователей выросла в 5 раз и в сентябре составила уже 9%.

Максим Плахтий, учредитель билетного агентства Karabas.com

89В бизнесе важны скорость и качество принимаемых решений, и 3G в данном контексте, конечно, очень помогает. Что касается меня персонально, то у меня часто бывают международные переговоры по конференц-связи в WhatsApp или Skype, раньше приходилось быть привязанным к офису, а сейчас такой привязки нет. Если говорить про наш бизнес, то 3G позволило без проблем открывать мобильные кассы и организовывать контрольно-пропускные пункты в полях.