Повсеместный доступный скоростной интернет и iPhone изменили наш мир навсегда. Настолько кардинально, насколько это не удавалось ни одной научно-технической революции, стихийному или антропогенному бедствию до него. Люди больше не хотят приобретать квартиры и машины, работать в офисах и покупать то, что советует им реклама. Во всяком случае, не все и не в таких количествах. Человечество жаждет гибкости и мобильности, а она не подразумевает громоздких покупок и фантастических инвестиций в большое глобальное нечто.

Каждый человек с идеей уже сам себе предприниматель, потому что порог вхождения в бизнес снижается – базовые вещи можно быстро и задешево взять напрокат, и благодаря им в сжатые сроки показать рынку свой первый продукт. Трудовые отношения с одной стороны становятся все более зарегулированными, с другой – приобретают новую форму, становятся гибкими. Все это меняет не только мир пользователей, но и перекраивает то, каким образом люди выстраивают отношения с работодателем, бизнес выстраивает процессы внутри компании. О том, к чему привело развитие технологий нас сейчас и куда мы идем в дальнейшем, мы и поговорим в этом тексте.
Материал подготовлен при поддержке бухгалтерского сервиса «Бюро Бумажкин»

1. Продукт как услуга
Идея аренды вместо владения проходит красной нитью через все тренды, о которых пойдет речь дальше. Пожалуй, в основе этого тренда лежит популярность предпринимательства и стартаперства. Маленькие команды не могут себе позволить потратить много денег на большой продукт, который нужен им для работы. В ответ на маленькие запросы маленьких команд бизнес предлагает решения с концепцией «плати за столько, сколько потребляешь». И это уже вполне подъемные бюджеты.

К таким продуктам относятся, например, эти:
1
Облачные хранилища (Dropbox, OneDrive, Google Drive).
Для хранения общих файлов проекта не нужно физическое место или команда для обслуживания, за все это платит компания, предоставляющая сервис. Достаточно купить у нее объем места в облаке.
2
IT-платформы
В них можно арендовать рабочие места и нужное программное обеспечение (Microsoft Azure), и ровно на то время, когда сотрудник его использует.
3
Программное обеспечение или специальные возможности по подписке
(Office 365, «Битрикс24», Google Apps для бизнеса)
4
Дополнительные возможности существующих бесплатных сервисов за деньги по подписке
(Evernote, Todoist)
Тарифы для бизнеса с оплатой за пользователя в месяц начинаются от нескольких долларов – более приемлемо для маленькой начинающей компании без стабильных доходов. Некоторые из таких сервисов дают возможность использовать их бесплатно маленьким командам. Для того, чтобы те смогли вырасти, опериться, получить первый доход и купить у уже знакомых понятных компаний больше возможностей. Win-Win.
2. Совместное потребление – комфорт напрокат
Экономика совместного потребления в ближайшее время может здорово перекроить рынок услуг и отношение пользователей к идее владения чем-то, считают исследователи и основатели компаний из сегмента sharing economy.

У экономики совместного потребления три родителя – развитый интернет, в который включается все больше людей из разных слоев и стран (причем основное направление роста – развивающиеся страны и достаточно бедное население), экономические кризисы и бунт поколений против накопления ненужных объектов и владения ними. Термин родился в 2010 году в одном из выступлений на TED.

В основе экономики совместного потребления лежит идея, что большинством вещей, которыми владеет человек, он не пользуется постоянно, так почему бы не делиться? К таким вещам относится автомобиль (отсюда родом райдшеринговые сервисы вроде BlaBlaCar или Uber), жилье (AirBnB), вещи (OLX) и даже знания (подразумеваются сервисы репетиторства и оказания оказания услуг, но кажется, что это уже притянуто за уши).

PricewaterhouseCoopers прогнозирует к 2025 году доходы от сервисов совместного потребления на уровне $335 млрд. И это при том, что в нынешнем виде sharing economy – это P2P-история, включающая в себя услуги, которые пользователи предоставляют другим пользователям. И в бизнес-сегменте она практически не развита. Но надо полагать, что распространение услуг для совместного потребления компаниями – тоже не за горами. Из примеров подобных сервисов в бизнес-области можно вспомнить разве что «Подорожники» (теперь – часть BlaBlaCar), которые разрабатывали услугу райдшерига для одной из украинских корпораций.
3. Где я, там и офис
Рабочее место в современной прогрессивной компании больше не подразумевает конкретный стул, стол и компьютер в офисе по конкретному адресу. Конечно, в мире все еще есть огромное количество компаний, которые не хотят переходить на удаленную работу из страха, что не смогут контролировать и мотивировать работников, или из-за специфики бизнеса, который требует присутствия. Например, банки, фабрики, сфера услуг и так далее. У многих из них никогда не появится шансов на «удаленку». Но при правильно организованной работе как минимум руководителю необязательно следить за подопечными с рабочего места.

Кому-то приходят на помощь коворкинги, кому-то – кафе и антикафе, кому-то собственный дом с привычной обстановкой. «Коворкинги набирают и будут продолжать набирать популярность. Это напрямую связано с развитием технологий, которые стирают физические границы и позволяют эффективно взаимодействовать с командой/заказчиками без привязки к офису, городу и даже стране», – считает Данута Писаренко, PR-директор Chasopys Creative Family.
Борис Батуринец
CEO «Бюро Бумажкин»
«Предпринимателям, которые строят бизнес на новых трендах, удобно иметь бухгалтера на аутсорсе, не нужно обеспечивать рабочее место. Если команда разделенная и находится в разных местах, то вся бухгалтерия все равно хранится в одном месте. Мы сами нанимаем команду удаленно, причем пытаемся в регионах, а не в Киеве. Это удобно, весь документооборот у нас в электронном виде, внутри компании так точно, с контрагентами еще по-разному бывает. Бухгалтера «ведут» своих клиентов в электронном виде, и не важно, где находится команда».
4. Объединяй и властвуй
Похоже, что лозунг повелителей нового времени будет именно таким. Бум стартапов – это один из маркеров современности. Но маленьким, голодным и неоперившимся сложно выжить в океане возможностей. Поэтому, как ответ на потребности бизнесов нового времени, появляются места, где они могут объединяться вокруг какой-то общей спасательной шлюпки. Коворкинги – как место, где можно спокойно работать и общаться с себе подобными, не тратя безумных денег на аренду офиса, лаборатории – как место, где можно сообща трудиться над решением проблем из одной области, технологические кластеры – как способ держаться друг за дружку и вместе учиться ходить – быстрее и эффективнее, чем это было бы по одиночке.

Если вторые два явления пока не развиты в Украине, то коворкинги открываются особенно регулярно примерно с 2014 года. Не все живут долго, но те, кто нашел своего клиента, смотрят в будущее с воодушевлением.

«Первые сильные толчки для развития категории дал кризис 2014 года и качественная работа по обучению (как и зачем пользоваться), проведенная первыми киевскими коворкингами. На фоне популярности и стабильности заработка в IT и медленного подъема заработной платы, люди исчерпывают себя в офисной работе и запускают свои проекты. Если ничего не случится резкого с экономикой, то количество людей, которым необходимо место в коворкинге, будет только расти, – рассказывает Евгений Бабич, совладелец сети коворкингов DataHub. – Единственное, во что я не верю – это в успех маленьких одиночных коворкингов. Вложений и ежемесячных затрат там много, а заработка на таких площадях не хватит, чтобы перекрыть все операционные затраты хотя бы в 0. Зимние коммунальные в нашей стране ой какие лютые. В 2014-15 годах каждый месяц было по 2-3 объявления об открытиях новых коворкингов, и половины из них уже нет».

По данным сети DataHub и коворкинга «Часопис», их услугами пользуются и фрилансеры, и стартаперы, и небольшие компании. Одни ищут тишину и рабочую обстановку за небольшие деньги. Другие – оптимальные под их команду помещения, хорошее расположение при минимальных затратах на офис и отсутствие головной боли с уборкой, оплатой коммуналки и ресепшеном. Компаниям из 10-30 человек, которые постоянно растут, проще платить за каждого сотрудника и не менять офис всякий раз, когда команда разрастается или сокращается.
По словам Евгения Бабича, среди клиентов DataHub есть и компании или корпорации, которые экспериментируют с новыми направлениями бизнеса. Они создают временные проектные команды, размещают их в коворкинге, и в случае успеха перемещают в главный офис или снимают им отдельный, а в случае неудачи – расформировывают.

У «Часописа», старого и известного пространства в Киеве, есть своя специфика – разные зоны для «поработать» и «просто провести время». Креативное пространство на первом этаже, место оживленное, с музыкой и большой текучкой посетителей.

«Здесь гости чаще меняются, но есть и основное ядро посетителей, которые приходят работать регулярно, практически каждый день много месяцев подряд (команда Imperious Group, команда PublicFast, продюсер Kyiv MakerFaire и др.), – рассказывает Данута Писаренко. – 10% гостей – это иностранцы, которые приезжают в Киев в командировки или на проекты. Коворкинг (на четвертом этаже) с его этикетом тишины и структурой, приближенной к офисному open space, привлекает как независимых экспертов, так и целые команды для работы на постоянной основе. Здесь почти с самого открытия коворкинга обосновался бизнес-акселератор GrowthUP, развивались многие стартап-команды (Wishround, «Метнись кабанчиком», Preply, Printl и другие). Также среди наших коворкеров есть экономисты, HR-специалисты, даже есть девушка-филолог из Японии. Заполненность коворкинга обычно 95-100%, текучка составляет до 20% в год, за счет иностранных гостей, а также команд, которые выросли до отдельного офиса».

Если подытожить, то коворкинги – это пространство для работы, которое позволяет маленькому и среднему бизнесу с небольшим бюджетом и подвижным составом получать современный комфортный офис за приемлемые деньги, и это точно тот формат работы, который будет в дальнейшем набирать популярность.
5. Все на аутсорс: новые формы рабочих отношений
Украина – один из ведущих IT-аутсорсеров мира, и слово «аутсорс» у нас чаще ассоциируют именно с разработкой. Бухгалтерия, логистика, рекрутинг, услуги юриста или контакт-центра, PR – это те вещи, на которых также можно экономить, отдавая на аутсорс. В мире это тоже тренд, более развитый в одних сферах и только просыпающийся в других. Аутсорс отдельных видов деятельности компании позволяет, экономя на штате, получать квалифицированных сотрудников на стороне, которые к тому же имеют разносторонний опыт в решении клиентских задач и по идее, более креативны и ответственны, чем, например, бухгалтер на четверть ставки или юрист на два договора в год.

«В компании со штатом менее 50 сотрудников бухгалтер не будет до конца загружен работой. Ему невыгодно будет работать с одной маленькой компанией, так как она не «закрывает» все зарплатные ожидания. Бизнесу проще отдавать бухгалтерию на аутсорс. Если компания растет, то можно заказать больше услуг, если уменьшается – меньше. Если что-то не так с бухгалтером (не нашли общий язык, например), его меняют на другого сотрудника. Кроме того, в аутсорсинге квалификация бухгалтеров выше. Их поле деятельности шире, опыта больше, он не варятся в своих двух-трех бумажках, а видят многие сферы. Компания, предоставляющая услуги аутсорсинга, может дать гарантию возврата денег или компенсацию ущерба за некачественно выполненную работу бухгалтера, – рассказывает Борис Батуринец. – Если сравнивать такой формат взаимодействия с бухгалтером с самостоятельным ведением бухгалтерии, то тут плюс в том, что не приходится заниматься работой, которая вообще-то занимает много времени. Вы экономите свое время, занимаетесь тем, что умеете и любите, а рутину бухгалтерии делегируете. Кстати, любопытный факт: во Львове почти не используют бухгалтеров на аутсорс, в других регионах Украины это тоже слабо развито».
Небольшому интернет-магазину с нестабильной загрузкой на протяжении года содержать большой штат курьеров и операторов контакт-центра – невыгодно, так как в мертвый сезон этих людей будет просто нечем занять. Маленький штат грозит потерей звонков, срывом сроков доставки, а значит – потерей репутации и клиентов.

Крупные компании, которым нужно активно присутствовать в информационном пространстве, уже давным-давно прибегают к услугам коммуникационных агентств со своим штатом ассистентов, менеджеров и специалистов разного уровня, оплачивая при этом не фиксированную ставку определенному количеству людей в месяц, а нужное количество часов работы в месяц.

Для небольшой компании (коих в наш век стартапов становится все больше и больше) содержать своего юриста и бухгалтера – тоже дорогое удовольствие. А человека с неполной загрузкой в месяц не всегда легко контролировать. Поэтому услуги таких специалистов также можно заказывать на аутсорсе.

Помимо аутсорса в мире набирает популярность аутстаффинг. Он подразумевает, что сотрудники выполняют работу непосредственно на компанию и в компании, но договор заключают с посредником, он же выплачивает им зарплату и выполняет перед ними обязательства в соответствии с трудовым законодательством страны.

Аутстаффинг позволяет закрывать работодателю вакансии, при этом экономя на социальных выплатах, что особенно актуально в странах, где работник максимально защищен перед законом и его сокращение после окончания проекта несет за собой большие финансовые расходы. А так аутстаффинг-компания сможет подыскать человеку сразу новый проект или выплатить ему компенсацию в соответствии с законодательством той страны, к которой принадлежит компания. «Мы сейчас тоже рассматриваем вариант выделенных команд, чтобы удовлетворять потребности клиента. Бухгалтер будет работать только с задачами одного клиента, но стандарты качества и сервиса будет гарантировать мы, и мы будем его обучать, предоставлять необходимые инструменты для работы», – рассказывает Борис Батуринец.
6. Технологические решения без разработки
С одной стороны, современный бизнес сложно представить без привязки к технологиям – даже букет цветов уже предпочтительнее заказать в интернете. С другой – разработка под такие мелкие задачи стала уже настолько рутинной, что в большинстве случаев для внедрения простого технологического продукта не нужны специфические знания. Боты в Telegram, лендинги, красиво сверстанные в Tilda, простейшие сайты, сделанные в дружественных для простых смертных CMS – все это могут создавать для себя люди без технического образования. Технологии становятся ближе к обывателям. И чем удачнее происходит процесс, тем больше технологий проникает в повседневную жизнь. И тем больше подобных сервисов появляется. Сегодня можно говорить о зарождении нового направления в индустрии.
7. Свобода как способ удержать
Хотя мы еще не пришли к тому уровню технического прогресса, когда людей с рабочих мест повсеместно вытесняют роботы, потребности в ненормированном рабочем дне у современного человека в приличной компании и приличной стране нет. Наоборот, ради привлечения хорошего специалиста работодатели идут на невероятные для наших предков ухищрения. Так, например, Google выделяет своим сотрудникам один день в неделю на работу над своим проектом. Мотивация Google как работодателя в этом случае очевидна – они удерживают талантливых сотрудников, позволяют им развиваться и еще и увидеть очередной перспективный проект на этапе зарождения. Отдельные компании в разных странах не ограничивают работников в количестве дней отпуска.

Другие – сокращают рабочий день на несколько часов в рамках эксперимента. Швеция, прославившаяся не только отказом от наличных денег, но и невероятно щедрой социальной политикой, поощряет длинные отпуска по уходу за ребенком, которые могут брать оба родителя. В год мать и отец получают больше дней оплачиваемого отпуска по сравнению с бездетными коллегами. Все потому, что счастливый работник, которому хватает времени и на себя, и на труд, гораздо продуктивнее несчастного измучанного и выгоревшего коллеги.
© 1999—2016 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda