Онлайн-кинотеатр Megogo с легальным видеоконтентом отчитался о первых пяти годах своей деятельности. В свете последних событий интересно то, что в 2016 году пользователи начали охотнее платить за контент, а вкусы российских и украинских зрителей разошлись в диаметрально противоположных направлениях. Рынок видеоконтента захватывают новые технологии, в том числе основанные на data-сервисах, телеком-операторы идут на партнерство, а пользователь охотнее платит за привычное телевидение, чем за кино. Об этом, а также о том, как будет развиваться рынок легальных видеосервисов в ближайшее время – читайте дальше.
Сегодня MEGOGO – это крупнейший (по словам компании) ОТТ-сервис в Восточной Европе. Доступен в 12 постсоветских странах и Прибалтике. Его статистика интересна и в контексте того, как люди потребляют видео – с каких устройств и какое именно, и насколько декларации в интернете (“никто из моих знакомых не смотрит телевизор”, например) соответствуют действительности, и как много людей в нашей стране и в соседних действительно готовы платить за видео.
Аудитория Megogo
Аудитория Megogo составляет 40 млн пользователей в месяц на веб-платформе, 8 млн смотрит его с мобильных устройств, 2 млн – со Smart TV. Основные страны: Украина, Россия, Беларусь, Казахстан. Для каждой страны есть контент на ее языке. Большая часть трафика приходит из России, затем – Украина, потом СНГ (надо полагать, что в нашей стране такая большая аудитория не только из-за населения, но и из-за того, что это родина сервиса). Доля прочего трафика составляет 2-5% в зависимости от устройства.
Megogo позиционирует себя как сервис, доступный на всех платформах, поэтому сегодня приложения есть на мобильных устройствах (вплоть до Windows и такой экзотики, как Tizen!), Smart TV, планируются приставки, на настольных устройствах можно смотреть через браузер.
Основной трафик Megogo приходится на подключенные к интернету телевизоры — 70% (против 55% год назад). С мобильных устройств потребляется 11%, на 2% больше, чем годом ранее (кстати, с момента внедрения 3G в Украине и введения «Киевстаром» тарифных планов с бесплатным трафиком на Megogo, по словам компании, потребление их сервиса в этой сети увеличилось в 20 раз). Вспомните, что при этом количество пользователей мобильного приложения в четыре раза больше, чем Smart TV. Через веб проходит 16% трафика, хотя аудитория тут самая большая. То есть телевизоры по-прежнему остаются самым популярным устройством для просмотра видео в доме. Возможно, развитие 3G, дальнейшее партнерство с мобильными операторами и рост проникновения смартфонов поменяет расстановку сил в Украине, но статистика других стран намекает на то, что вряд ли.
Кто платит за контент
Megogo, как и многие сервисы, предоставляющие видео по запросу, использует три модели монетизации контента:
- рекламная (Ad-supported VOD): бесплатные фильмы в библиотеке подразумевают просмотр рекламы;
- подписная (live-TV + SVOD): ежемесячная оплата, есть несколько тарифов;
- поштучная продажа фильмов (TVOD): часть фильмов из библиотеки «Премьеры», самые свежие кинотеатральные новинки, которые можно посмотреть, только оплатив покупку навсегда или аренду.
По словам маркетинг-директора Megogo Ивана Шестакова, легальный сервис, которому необходимо оплачивать лицензии, содержать инфраструктуру и т.д. на одной рекламной модели бы не окупился.
Megogo интереснее всего развивать модель подписки – понятное дело, что регулярно платящий, даже небольшую сумму, абонент принесет компании в итоге больше денег. Рекламная модель присутствует в сервисе с самого его появления, платные продукты появились в 2013 году, но еще в начале 2016 года пользователи предпочитали рекламную модель. Прорыв в платном контенте произошел только в этом году, количество транзакций за год увеличилось в пять раз. Активная платящая аудитория Megogo сейчас – 850 000 человек. По сравнению с многомиллионной армией пользователей немного. Но уже сегодня 40% дохода поступает от платных просмотров (подписка и оплата за фильмы, на которые она не распространяется), 60% – от рекламы. То есть это те люди, которые делают возможным существование легальных видеосервисов на наших просторах.
Украина и Россия – это две страны, где у сервиса силен бренд и собственная платформа. В других государствах преобладает доход от партнерства. Например, в Беларуси Megogo присутствует как видеосервис МТС. Он забрендирован оператором и пользователи в принципе не догадываются о том, откуда берется контент. С учетом того, что во всех странах есть поддержка локального языка и локальный контент, пользователю не так важно, кто предоставляет услугу. Несмотря на то, что аудитория Megogo в России больше, Украина лидирует по количеству пользователей с автопродлением подписки. Впрочем, проблема отсутствия денег на счету на карточке к моменту внесения автоматического платежа очень распространена, отмечает Иван Шестаков. Напомним, что самым популярным действием с банковской картой в Украине является обналичивание средств.
О перспективных технологиях
4К – это уже практически настоящее. Видео в ультравысоком разрешении уже практически вытеснило SD-разрешение и пошатнуло позиции HD.
3D – трехмерное изображение в нынешнем виде показало свою несостоятельность, использовать дополнительное неудобное оборудование для просмотра видео оказалось гиблым делом. Возможно, 3D к нам вернется, но совершенно в другой реализации, без неудобных очков и головной боли.
HDR – технология, которая поначалу звучала как очередная маркетинговая уловка, похоже, получила право на жизнь. Западные контент-сервисы уже представили свои HDR-каналы, на Megogo тоже есть HDR-контент. По мнению Ивана Шестакова, за ним будущее развлекательного видео.
Виртуальная vs. дополненная реальность – обе технологии интересны, но виртуальная реальность вряд ли станет популярной в сфере видео, так как она требует громоздких устройств для просмотра. У дополненной реальности очень радужные перспективы, она должна стать популярной и просмотре видео.
Live – живые трансляции уже популярны, и станут еще популярнее как только в них появится интерактивная составляющая.
Унификация – любые новые сервисы, виды устройств или услуг по мере своего существования на рынке обрастают стандартами и становятся унифицированными. Сферу сервисов видеоконтента это тоже ждет. Унификация стандартов стриминга, лицензий, защиты контента – мир к этому идет. Конечно, для пользователей интереснее всего часть с лицензиями – ведь на заре появления легальных видеосервисов в интернете правообладатели в принципе были не готовы отдавать свой контент через сеть, так как были неясны условия игры, а пользователь был еще совершенно не готов платить.
Потенциал рынка
Видео – самый быстрорастущий сегмент интернета. Конечно, это также и пользовательское видео, которого много на YouTube. Но потребление профессионального видеоконтента в сети растет. По прогнозам компании, к 2025 году мировой объем рынка видео-по-запросу (Video-on-Demand) достигнет 105 млрд долларов в год, объем рынка ТВ – 544 млрд долларов в год.
Как определяется стоимость фильмов
Стоимость видео определяет правообладатель. Чем ближе к премьере фильма (сейчас от окончания проката в кинотеатре до появления в легальных источниках проходит от 2 до 6 месяцев), тем он дороже. Популярные блокбастеры первые пару лет своего существования в интернете могут продаваться только поштучно. По мере устаревания фильм становится доступен по подписке или даже на бесплатной (рекламной) основе.
Кстати, условия лицензий – одна из причин, по которой сценарий окупаемости видео за счет рекламы с отчислениями доходов правообладателям, о котором так мечтали стремившиеся легализоваться пираты, несостоятелен. Правообладатели просто не хотят, чтобы их контент, все еще популярный и способный приносить больше денег, находился в интернете в бесплатном доступе. Вторая причина – это невозможность окупить расходы на содержание сервиса за счет рекламных показов.
Когда появятся в легальном доступе западные сериалы
Как утверждает Megogo, в Украине нет рынка зарубежных сериалов. Количество пользователей, которые их смотрят, мало. Такие сериалы создаются западными кабельными сетями для внутреннего рынка, который приносит операторам огромные доходы, несравнимые с тем, сколько может платить среднестатистический украинец (от 50 до 200 долларов в месяц за подписку). Пока интереса со стороны правообладателей к украинскому рынку нет, и они уж точно не готовы продавать сюда свой контент задешево. Ситуация не изменится, пока или сети не станут готовы предоставлять контент дешевле, или украинский рынок не станет готов к другому порядку цен.
О популярном контенте
В Украине прослеживается четкая тенденция к росту популярности локального и западного контента. В России в то же время – только локального, российского.
Напомним, недавно в Украине закрылись сервисы fs.to и ex.ua, но AIN.UA сделал подборку сайтов, где можно смотреть фильмы легально.