Украинские медиа взяли привычку называть «стартапом» практически любое открытие бизнеса молодыми предпринимателями. Новая кофейня — стартап, новый бренд одежды — стартап, новый интернет-магазин — дважды стартап, так как связан с онлайн-активностью. На самом деле это понятие подразумевает совсем другие вещи. Какие именно? Об этом рассказывает в своей колонке сооснователь маркетплейса по поиску репетиторов Preply Кирилл Бигай.
Cтартап = Рост
Пол Грэм, создатель венчурного фонда Y Combinator, говорил, что cтартап – это компания, спроектированная для быстрого роста. Все остальное, в том числе технологии или инновации, является производным. Знаменитое эссе Грэма так и называется: ‘Startup = Growth’.
Другой лидер мнений, Стив Бланк — человек, который не только на практике показал, как должен работать стартап, но и рассмотрел этот вид деятельности с научной точки зрения — подошел к вопросу с противоположной стороны. По его словам, стартап — это временная организация, основной задачей которой является поиск повторяемой и масштабируемой бизнес-модели. Именно повторяемая и масштабируемая бизнес-модель приведет стартап к точке, когда появляется возможность ускорить рост.
Ускорять рост стартапам помогают инвесторы: ангелы и микрофонды на ранних стадиях, VC-фонды на стадиях от Series A, на поздних стадиях – фонды Private Equity. Существуют разные стартапы и часть из них прекрасно обходится без инвестиций, но если среда конкурентная, то вовремя привлеченные инвестиции являются существенным преимуществом.
Венчурные связи
Как только дело касается венчурных инвестиций, надо вспомнить об интересе самих инвесторов. Инвесторы не имеют права инвестировать в стартапы с небольшим потенциалом. Причина тому проста — статистика, математика и механика фондов.
Фонд с определенной суммой собирается на 8-10 лет с целью минимум утроить первоначальную сумму. Первые 4-5 лет фонд инвестирует, последующие – продает свои доли. По статистике, треть инвестиций прогорит, еще треть вернет инвестированные средства и треть принесет фонду прибыль.
Рассмотрим фонд на 100 млн долларов, который проинвестирует в 30 стартапов. Такой фонд будет рассчитан на участие в Seed/Series A с первоначальной инвестицией в районе 1 млн долларов за ~20% и возможностью доинвестировать в следующие раунды компании, чтоб удержать свою долю. Как мы ранее уже говорили, по статистике только треть проектов, в данном случае 10, даст фонду прибыль. И задача фонда сводится к максимизации своей доли в этих десяти компаниях.
Итак, мы имеем 10 компаний, в каждой из которых у инвестора доля в размере 20% на момент продажи. Продажа долей во всех этих компаниях должна принести фонду 3×100, то есть $300 млн. $300 млн — это 15% стоимости этих компаний, значит, нам нужно продать 10 компаний на сумму 1,5 миллиарда. Вероятность того, что все 10 успешных компаний будут стоить более $150 миллионов, стремится к нулю. По статистике, должен быть явный лидер, который отобьет большую часть фонда. Это будет компания стоимостью около миллиарда, а остальные 9 компаний помогут фонду дойти до желаемого показателя ROI.
Из вышеизложенных размышлений вывод довольно простой – фонды заинтересованы инвестировать только в компании с миллиардным потенциалом. Любая другая инвестиция уменьшает шанс на успешность фонда.
Большая разница
В Украине часто создается неверное информационное поле вокруг стартапов. Журналисты и редакторы, которые не углубляются в вопрос изучения бизнес-моделей компаний, вредят так называемой экосистеме стартапов.
Во-первых, потенциальный инвестор, из-за некорректного трактования термина прессой, принимает многообещающий стартап за стандартный малый бизнес с большими рисками, а потому вкладывает свои деньги не в развитие экономики внутри страны, а несет их на биржу или кладет в банк. Во-вторых, усложняется процесс привлечения ценных кадров в штат. Опытные профессионалы в своем деле рискуют стать жертвой искаженной прессой реальности, которая ставит стартап в один ряд с той же медленно развивающейся кофейней. Малый бизнес — это тоже хороший способ заработать денег, но его методы и стратегии существенно отличаются.
Только углубившись в изучение матчасти можно понять, что стартапы – это занятие не для всех. Случаются истории, когда человек, уверенный, что он создал стартап, оказывается не готовым к отказам инвесторов или быстрому росту компании. Потому не все, что полезно стартапу, может пригодиться малому бизнесу. Умение правильно определить бизнес-модель поможет не только развитию стартапа, но и экономике страны в целом.
Автор: Кирилл Бигай, сооснователь маркетплейса по поиску репетиторов Preply