Корпорации зла – кто они, что им нужно и почему мы не боремся с ними? Часто в обсуждениях о свободе интернета упоминают Google, который знает о вас все, вплоть до малейшего чиха. Эту информацию он продает рекламодателям – то же самое делает и крупнейшая в мире соцсеть. Однако по мнению программиста Квинси Ларсона, Facebook намного опаснее Google. То, что строит 32-летний Марк Цукерберг, может навсегда уничтожить свободный интернет. Свои соображения на этот счет Ларсон изложил в колонке на Medium.
“С большим могуществом приходит большая ответственность”, – Дядя Бэн (Uncle Ben).
Марк Цукерберг – СЕО Facebook – пожалуй, самый могущественный человек из ныне живущих. Не исключено, что он – самый могущественный в истории.
Традиционно самым могущественным человеком на планете считался президент США. В конце концов, ведь президент Обама контролирует главную военную силу на Земле и может влиять на $18-триллионную экономику Соединенных Штатов. Но его сдерживают такие системы, как Конгресс, Верховный суд, сроки президентства (в январе 2017-го он уйдет в отставку) и Воля американского электората.
А Марка Цукерберга ничего не сдерживает. Его могущество исходит от Facebook – седьмой по величине капитализации корпорации на планете, в которой ему принадлежит 18% акций и 60% голосов. Сейчас ему 32 года, и он может занимать этот пост еще лет 50.
Но финансы – лишь малая часть того, что делает Facebook такой сильной компанией. Она доминирует над человеческим вниманием.
- Более миллиарда человек используют Facebook каждый день. Четверть всего времени, проведенного в интернете, приходится на Facebook.
- Для большинства Facebook – это и есть интернет. Люди приходят в первую очередь сюда, чтобы объявить о помолвке, рождении, смерти и прочих важнейших жизненных событиях.
- Facebook становится единым источником новостей, сюда люди все чаще приходят, чтобы почитать самые разные медиа.
Благодаря своей программе Free Basics Facebook буквально заменил интернет людям из самых бедных и неразвитых стран, которые вынуждены платить деньги за доступ ко всем остальным сайтам, кроме Facebook. Также Facebook использовал свою монополию на человеческое внимание, чтобы контролировать то, какие новости и кому показывать, тем самым скрыто оказывая влияние на общественное мнение.
И Facebook знает о людях – как о конкретных, так и о человечестве в целом – намного больше, чем любая другая компания или правительство на Земле. 500 терабайт наших персональных данных утекает в интернет через Facebook каждый день.
Пока что Цукерберг использовал магию Facebook преимущественно для масштабирования компании. Он купил самых серьезных конкурентов Facebook: Instagram и WhatsApp. Теперь он конкурирует с YouTube за видео и с Twitter – за риалтайм-коммуникации. Он даже создает AI и запускает спутники (правда, первый из них взорвался вместе с ракетой SpaceX).
Но по мере того как Facebook гонится за мировым господством, планы Цукерберга могут измениться. Даже не смотря на то, что он обязался отдать 99% своих акций на благотворительность в течение жизни, он все еще контролирует совет директоров компании. И его сила основана не на миллиардах долларов, а на доступе к нашему вниманию и данным.
Его роль в формировании человечества настолько основополагающая, что даже появилась целая команда университетских профессоров, которые записывают и анализируют буквально каждое слово, которое произносит Цукерберг, в надежде понять, что им движет и какие у него планы.
До конца своих дней Цукерберг будет иметь возможность использовать умопомрачительную силу Facebook для осуществления своих желаний и намерений, какими бы они ни были.
Но насколько он ответственен?
Вот один из последних постов Цукерберга о том, что он делает, чтобы избавиться от фейковых новостей в Facebook. В нем он пишет: “Суть в то, что мы принимаем дезинформацию всерьез”.
И прямо рядом с постом Цукерберга мы видим две рекламы фейковых новостей.
Неправдивые новости могли сыграть немаловажную роль в президентских выборах в США и многих других недавних выборах. Даже лживые заголовки, которые часто используются, чтобы заставить людей кликать на левые продукты, могут причинить вред.
Многие люди вообще не читают дальше заголовка. Поэтому заголовки сами по себе могут оказать влияние на общественное мнение.
И фейковые новости в Facebook – не единственная серьезная проблема на повестке дня. На днях люди в Facebook рассказали New York Times о том, что социальная сеть активно работает над утонченным инструментом цензуры.
Очевидная цель, которую преследует Цукерберг, – перезайти на китайский рынок, где Facebook заблокирован с 2009 года. Как вы думаете, правильно ли со стороны Цукерберга использовать силу и огромные ресурсы своей компании — как финансовые, так и человеческие — на то, чтобы пробить блокаду в самой густонаселенной стране мира? И все ради увеличения своей доли на мировом рынке.
Facebook повсюду
Facebook уже воцарился на наших компьютерах и телефонах, заваливая нас уведомлениями.
Например, Facebook Messenger моментально оказывается в центре вашего внимания поверх всего независимо от того, что вы делаете в конкретный момент времени, стоит кому-то прислать вам сообщение.
Если вы захотите отключить уведомления в Facebook Messenger, вот что вы можете сделать:
Вот именно – единственный способ выключить эти раздражающие уведомления более чем на сутки – пройти весь путь и выключить их на уровне операционной системы.
И на этом Цукерберг не остановится. Он хочет, чтобы Facebook заменил вам жизнь.
Вот демо Facebook Social VR, построенной на Oculus, которую компания купила в 2014 году:
Удивительно, насколько обыденно все это выглядит. Вы можете отправиться куда угодно и делать что угодно, но вместо этого вы идете в гостиную и делаете селфи со своей собакой. Но я отвлекся.
Цукерберг дал ясно понять, что именно он строит (а потом монетизирует) – искусственный дефицит.
Он предвидит будущее, в котором вы заплатите дополнительные деньги за возможность выбрать место на виртуальном стадионе во время виртуального матча. Технически количество мест в центральном ряду в виртуальной реальности ничем не ограничено. Границы виртуальной реальности не зависят от пространства и времени, как в реальном мире. Но вы должны будете заплатить за то, чтобы все эти виртуальные головы не заслоняли вам игру.
Прибавьте к этому тот факт, что в виртуальной реальности реклама может быть буквально повсюду. И с трекингом глаз вы не сможете от нее отвернуться. А учитывая растущие закрома данных о вас в Facebook – и его капиталистические обязательства перед акционерами максимизировать стоимость активов – эта реклама будет все навязчивее и навязчивее.
Facebook – это угроза для свободного интернета
Нечто вроде Facebook никогда бы не возникло внутри Facebook. Ему необходима свободная сеть, на которой можно паразитировать. Несмотря на это Facebook, продолжает пытаться уничтожить открытую сеть. Компания уничтожает среду, которая сделала возможным существование ее самой.
Сооснователь Google Сергей Брин осудил Facebook и подчеркнул, что сам Google не смог бы состояться в “огороженном саду”, который строит Facebook: “Вы должны играть по их правилам, которые очень ограничивают. Среда, в которой мы создали Google, причина, по которой мы смогли построить поисковую систему, в том, что интернет был таким открытым. Если в нем будет слишком много правил, это задушит инновации”.
Замыкая сеть на себе, Facebook не только высасывает из людей все больше и больше часов их жизни, он отравляет ее. Организации, которые неизбежно возникнут, чтобы бороться с доминированием Facebook, не смогут найти плодородной почвы, на которой можно было бы укорениться.
Что мы можем с этим сделать?
Инстинктивная реакция большинства людей – удалиться из Facebook и постараться его игнорировать. К сожалению, это не поможет. Это лишь приведет к еще большему превалированию безответственных людей на Facebook. Нравится вам это или нет, но большинство людей, которым нужно объяснять, что правильно, а что нет – они там, на Facebook. Это ваши дальние родственники. Ваши одноклассники. И они погрязли в пафосе и дезинформации, которые днями вываливают на их головы. Они должны видеть ваше взвешенное мнение и вдумчивые ответы на их часто бездумные вопросы.
Лично я не планирую удалять свой Facebook-аккаунт. Я останусь и буду бороться против дезинформации умом и аргументами. И я надеюсь, вы тоже.
Есть несколько способов, как вы можете сделать Facebook более здоровым местом для себя.
- Топы преисполнены рекламой и фейками, но вы можете их блокировать, как и все, что вам не нравится в Facebook. Для этого достаточно установить расширение Facebook Purity.
- Отклоняйте регулярные запросы Facebook на доступ к вашим данным. Не давайте ему доступ к своему номеру телефона или Gmail-контактам. И не используйте аутентификацию Facebook для регистрации в приложениях и на сторонних веб-сайтах.
- Думайте дважды, прежде чем делиться своей личной информацией. Нет ничего плохого в публикации фотографий детей и котиков, но я уж точно не стал бы публиковать гневные тирады или стримить минуты счастья. Обращение к Facebook в такие моменты слабости может только навредить вам в дальнейшем.
Наконец, самообразовывайтесь, изучайте то, как работает интернет и почему так важно, чтобы он был свободным. Прочитайте книгу «Взлет и падение информационных империй» – о сетевой нейтральности и битве за интернет.