Дорогие друзья! Во-первых, хочу вас всех поздравить с нашей маленькой победой: сегодня АПИТУ приняло решение отозвать свою инициативу об уменьшении порога товаров из Министерства финансов Украины. Но мой пост сегодня не об этом, а о том, какие выводы стоит сделать каждой из сторон процесса.
Я за два дня пообщался с несколькими уважаемыми мной бизнесменами, которые искренне верили, что делают правое дело для отрасли, экономики, государства. Попытаюсь описать тут без эмоций их основные аргументы, чтобы мы, снизив накал, смогли понять оппонентов.
Кросс-бордер торговля
Сегодня это действительно очень сильный тренд в Украине – мы заходим на сайты на украинском языке, с украинским доменом и спокойно выбираем понравившийся товар. В примечании к заказу говорится, что доставка займет 7-10 дней, и товар действительно приезжает за это время. Только обычно из Польши, Италии или другой страны. Причем для нас, как для потребителей, сервис присутствует: если не понравилось – можно вернуть, опять же курьером, возврат денег осуществляется оперативно и т.п.
Понятное дело, что для украинского ритейла это огромнейшая угроза, поскольку если товар стоит в закупке у поставщика 100 евро, то к тому моменту, когда он попадает на склад украинскому ритейлеру, его стоимость уже составляет 130 евро (НДС + пошлина). Соответственно, продавать его можно, например, с наценкой 20% – уже за 156 евро.
Ну, а польский поставщик, покупая (причем он чаще всего покупает товар не заранее, а только когда уже получил деньги от потребителя, минус складские затраты и заморозка средств в обороте) за 100 евро и отправляя в Украину, по сути еще претендует и на возврат НДС, поскольку товар пошел на экспорт. Фактически, он готов продавать уже по 110 евро с той же 20% наценкой.
Как итог, потребитель получает все то же, но по цене на 46 евро дешевле. Налоги уплачены в стране, откуда происходит закупка, а украинский ритейл оказывается неконкурентоспособным.
С одной стороны, проблема понятна и она не нова для Украины, такая же проблема существует в других странах – это последствия глобализации. Как с этим борется ЕС? Действительно, ЕС заставляет платить НДС за товары, пришедшие из-за границы со стоимостью от 22 евро (самый либеральный порог) до 150 евро, а далее еще и пошлину.
В этом и была суть предложения АПИТУ, обязать зарубежных поставщиков уплачивать НДС, чтобы сделать правила игры более равными.
Казалось бы, логика есть и скорее всего при правильной коммуникации большинство граждан Украины могли бы задуматься над тем, чтобы поддерживать украинский бизнес, но тут есть несколько больших НО, которые совершенно не учли авторы инициативы.
1. Размер экономики
Европейский Союз сам по себе является объединением 21 стран и третьей экономикой мира. Внутри нет никаких ограничений по перемещению грузов. С большой вероятностью житель ЕС может найти тот товар, который ему по душе, прямо тут же, не думая о дополнительных налогах и сборах. В Украине же, с кризисом и войной, закрылись многие ритейловые сети, существенно сократился ассортимент предлагаемых товаров, валютные ограничения и девальвация гривны сделала рынок страны не привлекательным для многих ведущих международных игроков отрасли.
Именно поэтому мы и наблюдаем небывалый рост количества заказов через интернет. Очень много товаров, которые заказывают люди, физически невозможно купить в Украине.
2. Коррупция в ГФС
Только самый ленивый не знает о коррупции в таможенных органах Украины. Я прекрасно помню, как премьер-реформатор Арсений Яценюк гордо объявил, что британское агентство Crown Agents будет экспериментально управлять таможней в Закарпатье, а затем этот пилот будет распространен на всю страну. Затем Юлия Марушевская пыталась побороть коррупцию на таможне в Одессе, в итоге побороли Марушевскую. В стране сотни сервисов, готовых завезти любой понравившийся вам товар стоимостью свыше 150 евро без растаможки, за небольшую плату. Очень оперативно и через аэропорт «Борисполь».
На строительном рынке сегодня поголовно все возят стройматериалы из Польши, говоря, что существуют хорошие «перевозчики», которые все привозят быстро и без таможенных платежей. Все это говорит о том, что граница дырявая, как и прежде. При этом всем понятно, что большинство этих «сервисов» действуют от лица руководства ГФС.
Пока не будет доверия к таможенным органам у населения – поддержки таких инициатив не ждите.
3. Сложность администрирования
У меня был личный случай, когда я заказал проектор на AliExpress. Он стоил 400 долларов, и я готов был сверху заплатить еще 30% пошлины и НДС. Разместив заказ, я стал ждать его доставки. В итоге, мне позвонил курьер DHL и сообщил, что товар пришел, но подлежит растаможке. Предложил воспользоваться их брокером-партнером, я согласился. В итоге, таможня уперлась и начала требовать какие-то сертификаты, потом экспертизу от СБУ, затем еще какие-то бумаги. В итоге я отказался от товара и он был отправлен обратно.
Уверен, у каждого потребителя, сталкивавшегося с нашей таможней, есть свой набор негатива – снижение порога означает, что кто-то должен быть налоговым агентом и начать взимать НДС с посылок стоимостью от 22 евро до 150 евро (пошлина взимается только свыше 150 евро). Если этим агентом будут логистические операторы, это означает, что их необходимо оснастить платежными терминалами, обучить, модифицировать софт и т.п. – это неизбежно повлечет за собой увеличение стоимости их услуг. Кроме того, изменения в системе наверняка потребуют увеличения штата чиновников ГФС, а это последнее, чего хочет потребитель – кормить еще одну армию дармоедов.
4. Спорный экономический эффект
Один из аргументов инициаторов – способность существенно увеличить поступления в бюджет за счет дополнительных сборов. Но и тут они путаются в цифрах, поскольку мало кто владеет достоверной информацией о том, сколько и каких посылок на самом деле приходит людям. Тут нам в помощь приходит Беларусь, которые уже «успешно» снизили порог до 22 евро. До этого у них было 200 евро.
Давайте обратим внимание на результат:
Вот комментарий их эксперта: «По плану, снизив норму провоза посылок до 22 евро в месяц, мечталось увеличить объем посылок вдвое, пополнить казну и вообще – зажить, наконец, на зависть люксембургам с сингапурами.
В реальности – официальный, облагаемый налогами поток, идущий через таможню и “белых” операторов (включая «БелПочту»), упал вдвое (начиная с апреля – на графике видите точку падения), себестоимость таможенных операций выросла в три раза (не считая облав, охот и карательных экспедиций за теми нелегальными белорусскими партизанами, которые продолжают везти посылки в Беларусь тоннами).
Что в действительности? Объемы, понятно, никуда не делись. Они растут, как им и предписано его величеством Планом – в два раза. Только кормят они не будущую сингапурско-люксембуржскую социалку, а нескольких оборотистых людей, связанных с нашей таможней».
Так, что практика ЕС – это хорошо, но наша реальность гораздо ближе к белорусской.
5. Моральный аспект
В стране идет война, количество обедневших людей исчисляется миллионами, сотни тысяч человек выехали за границу искать счастья там, в страну идут миллионы посылок от родственников, пытающихся поддержать своих – и тут им всем создается внезапное препятствие.
Тарифы выросли в несколько раз, уровень покупательской способности падает – нельзя в такое время выжимать последние соки с людей. Именно это и есть причина такой резкой негативной реакции на инициативу. Уважаемые импортеры, учим пирамиду Маслоу: когда у людей плохо с реализацией базовых потребностей – призывать «потерпеть неудобства во имя…» не стоит.
Ну и наконец, главный аспект.
Можно бороться с недобросовестной конкуренцией, с коррумпированным государством, но любые войны с потребителями заведомо обречены на провал.
В завершение, хочу сказать поблагодарить за конструктивный диалог представителей АПИТУ, многих адекватных политиков, международных экспертов, блогеров, волонтеров и десятки тысяч украинцев, оперативно вмешавшихся в этот процесс. Уверен, что сконцентрировавшись на борьбе с коррупцией, все мы получим значительно больший экономический эффект для страны, бизнеса и простых людей.
Автор: Давид Браун, CEO TemplateMonster