Как за этот год изменились украинские интернет-покупатели? Свою версию десяти самых заметных изменений, произошедших в 2016 году, предложил интернет-магазин F.ua.

image10

1. Думают об энергосбережении

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги продолжали повышаться в 2016 году, и покупатели всерьез заинтересовались классами энергоэффективности товаров. Некогда абстрактная маркировка классов (от A до G) конкретизировалась в цифрах из “платежек”.

Ярче всего этот тренд виден по лампам. Энергосберегающие лампы заняли на F.ua первое место по продажам за весь 2016 год (+170%, по сравнению с 2015 годом).

image00

Такой ажиотаж был не только у нас: в GoogleTrends поисковый запрос «лампа» достиг в декабре исторического максимума.

image01

2. Играют

Игровые мыши, клавиатуры, наушники попали в двадцатку самых продаваемых благодаря притоку молодых геймеров. Это еще не “поколение Z”, родившееся в 2000-ных “со смартфоном в руках”, а “поколение Y” – те, кто постарше, то есть 20-25 летние.

Чтобы заинтересовать эту аудиторию, недостаточно просто выставить карточку товара. Нужны оригинальные обзоры, поэтому интернет-магазины запускают собственные видеоканалы, где гики-ведущие показывают товар в действии.

Ведущие youtube-канала F.ua - "О девайсах понятным языком"

Ведущие youtube-канала F.ua – “О девайсах понятным языком”

На F.ua каждый 10-й посетитель приходит с YouTube-канала. Больше всего зрителей собирают обзоры комплектующих и товаров для геймеров.

Место Название Кол-во видео Кол-во просмотров
1 Комплектующие 142 651898
2 Всё для геймеров 315 3693035
3 Компьютеры и периферия 68 1837537
4 Телефония 115 153925
5 Советы по уходу за техникой 37 114663

У других видеообзоров, посвященных лайфхакам, рецептам и спорту, в десятки раз меньше просмотров. Это лишний раз подтверждает, что видеообзор для продажи девайсов – это must-have. Вокруг девайсов формируются сообщества по интересам, и видеоблогер является одновременно и частью такого сообщества, и коммуникатором с ним.

3. Покупают и смартфоны, и телефоны

В мире количество смартфонов растет на 200-300 миллионов в год, по данным американского портала Statista. За 2016 год количество купленных в мире смартфонов выросло на 13% – до 2,1 миллиарда.

Украинскому локальному магазину далеко до таких громадных цифр, но в тренд он вписывается. На F.ua продажи смартфонов выросли в 1,5 раза, в сравнении с прошлым годом, а  раздел телефонии остается самым популярным.

Свои покупатели есть как у недорогих моделей за 1500-3500 грн; так и у iPhone или Samsung за 20 000-27 000 грн.

Ценовой диапазон Доля в общем объеме продаж телефонов и смартфонов
Смартфоны за 10 000 -27 000 грн 3%
Смартфоны за 5000-10 000 грн 10,8%
Смартфоны и телефоны за 1000-5000 грн 44,4%
Смартфоны и телефоны дешевле 1000 грн 41,8%

Телефоны за 400-500 грн часто берут для пожилых людей или для детей. Не потому, что экономят на стариках и детях, а потому что обычно у таких моделей крупные символы, и они очень просты в управлении. Модели с неубиваемо прочным корпусом выбирают экстремалы.

4. Экономят на быте

Украинцы не спешат выбрасывать технику, а предпочитают отремонтировать ее, заменив детали. Об этом говорит двукратный рост продаж комплектующих и аксессуаров.

Покупатель стал экономнее. Показателен пример холодильников: в прошлом году половину продаж сделали «середняки» за 8000-15 000 грн, а в этом – “бюджетные” модели за 3000-7000 грн. Кроме того, бытовая техника уходит из топов предпочтений покупателей:

image07

Кухонная техника – уже не торт. Мультиварки, блендеры и пароварки покупали реже, чем год назад (-32-53%). Из общей картины выбиваются только вафельницы. Бельгийские вафли и другие блюда, которые можно в них готовить, еще не приелись, поэтому продажи многофункциональных вафельниц увеличились в 1,5 раза.

5. Готовят красиво

Мешки для замешивания теста, тендерайзеры (альтернатива отбивочному молотку) и ролики-декораторы, хорошо знакомые профессионалам, теперь заинтересовали обывателей.

Мешок для замешивания теста, ролик для теста, тендерайзер

Мешок для замешивания теста, ролик для теста, тендерайзер

Спасибо фуд-блогерам, кулинарным телешоу, «вкусному» дизайну и демократичным ценам от 10 до 250 грн.

6. Интересуются международными распродажами

У украинских покупателей ноябрь стал ассоциироваться со скидками. В 2015 году «Черная пятница» была рекордной: продажи выросли вдвое.

image02

Однако в этот раз эффект от “Черной пятницы” размылся из-за Дня холостяка (празднуется 11 ноября, и его “раскручивает” Alibaba), а также из-за волны антипиара. Накануне распродажи вышла серия публикаций, разоблачающих «липовые» скидки.

7. Покупают на распродажах уже не то

Несколько лет подряд хитами предпраздничных распродаж была кухонная техника и приборы для ухода за телом. А в этом году – наушники, мышки, флешки, посуда для готовки.

image08

Неожиданными для нас были всплески интереса к домашним планетариям и микроскопам на  “черную пятницу”; и к камерам видеонаблюдения на распродажу ко Дню святого Николая (отмечается 19 декабря).

8. Заботятся о безопасности без фанатизма

Вместе с падением градуса агрессии падает спрос на травматическое оружие, аксессуары и патроны (-50%). Возможно, покупатели переместились в офлайн. Но более вероятно, что желающие купить оружие уже сделали это. В пользу этой версии говорит график Google Trends. Последний всплеск интереса к теме был почти два года назад – в феврале 2015 года:

image06

С другой стороны, чаще покупают камеры видеонаблюдения (+26%) – для охраны небольших складов, квартир и подъездов. Выбирают недорогие модели по 1000-3000 грн. Последний всплеск продаж был в середине декабря, совпав по времени с новостями о национализации «ПриватБанка», обыском в одной из киевских IT-компаний и распродажей ко Дню святого Николая.

9. Переходят на украинский язык

Осенью F.ua перешел на украинский язык. Пока только в соцсетях. В планах – перевод сайта магазина, чтобы функционировали обе версии – русская и украинская.

Как и ожидали, во «ВКонтакте» не все одобрили этот шаг, поскольку там много русскоязычной аудитории, — за месяц от страницы магазина отписалось около 10% аудитории. Однако на продажи это вряд ли повлияет, т.к. костяк такой аудитории – живут за пределами Украины, не покупали в Украине, а подписывалась на паблики F.ua для того, чтобы следить за видеообзорами на YouTube-канале магазина.

В то же время в Facebook за тот же месяц у нас был приток подписчиков – на 8%. Количество комментариев на русском и украинском языках разделилось примерно поровну.

10. Стали спокойнее

Еще одно изменение, которое принес уходящий год, – это более спокойное отношение покупателей к новостям.

image09 image03

Год-два назад можно было заметить, как вслед за появлением информации о перебоях с водой или отоплением резко возрастал трафик на страницы с водонагревателями или обогревателями, а боевые сводки сопровождались повышение спроса на оружие.

В 2016 году новости уже не вызывали ажиотажа (даже национализация “ПриватБанка” прошла без потребительских истерик), и снова стали заметны сезонные колебания спроса. А значит, ситуация возвращается в привычное русло.

В целом, год прошел без потрясений. Те изменения, которые произошли, продолжили тренды, наметившиеся 1-3 года назад. Продолжается плавная украинизация, и русский язык постепенно вытесняется из коммуникации. С другой стороны, поведение украинских онлайн-покупателей больше напоминает западных. Примером тому служит внимание к энергосбережению и участие в международных днях распродаж.