Это мое первое публичное высказывание по этой теме. Со времен прошлой статьи (сентябрь 2015) я руками запустил около 15 компаний и участвовал в запуске еще более 30 со всего мира. При этом проваленных (не топ-3 или менее 1000 голосов) у меня всего три. Сейчас, если задать вопрос в Facebook о запуске на Product Hunt, то дорожка неизменно приведет ко мне. Не говоря уже о простых вопросах. Да-да, чуть-чуть бахвальства, но оно никогда никому не мешало.
Последнее время я все реже соглашался на эту авантюру. Хоть и есть мнение, что это вселенский фан, trust me – весело это только в первые пять раз. И этой статьей я объявляю бойкот сам себе и больше не делаю того, что делал раньше. На это есть ряд как объективных причин, так и весьма субъективных. Хотя кому я вру. Все причины – личное мнение и ощущения. Итак, по порядку.
1. Это стало занимать слишком много времени
Если раньше можно было запуститься за два-три дня и все проходило как по маслу, то сейчас это просто невозможно. Сейчас качественный запуск занимает в лучшем случае две недели. Почему? Читайте ниже.
Побочная же причина – это стало приносить слишком мало денег. Раньше это были очень и очень сладкие деньги из воздуха. Сейчас же давать старый прайс невыгодно, а новый – стыдно, так как на этой площадке нет сакральных знаний и запуск на ней намного легче, чем на HackerNews, к примеру. То есть, даже студент справится.
2. Быстрые способы собрать голоса уже не работают
Кто есть у меня в друзьях, тот видел, как происходит запуск. Это чудовищное количество постов в Facebook и личных сообщений там же. Так нельзя. Это перестало работать, а кроме этого…
3. Старые связи изжили себя
Запуск во многом строится на личных связях. С хантером. С лидерами мнений. С огромным количеством людей. Все это – партнеры. Нельзя эксплуатировать партнеров вдоль и поперек. Как на выступлениях часто говорит Денис Жаданов, надо строить отношения. И строить их надо задолго до того, как начинаешь строить продукт. И не дергать их лишний раз, поскольку это наносит вред. Я потерял два контакта с хорошими хантерами. После N-ного раза они просто перестали мне отвечать. Так неправильно и так нельзя.
4. PH не приносит того же эффекта, как полгода назад
Не без моей вины (хотя мне приятнее пенять на индусов, заполнивших эту площадку), значение попадания в топ сильно просело. Если раньше можно было ждать интервью и инвесторов после попадания в топ, то сейчас это нереально. Все всё поняли и больше не ведутся на эту удочку. Трафик в качестве сильно просел. Да, его много. Но покупок или хорошего удержания оттуда ждать не приходится (в большом объеме).
5. На погружение в специфику бизнеса и поиск нужных контактов тратится много ресурсов
Кому как не основателю знать все и всех в своей нише? И когда сталкиваешься с тем, что проект платит денег за PH и ждет магии – становится грустно и печально. По сути, эти связи – это и есть 99% успеха кампании.
Ну а теперь то, ради чего вы начали читать этот опус – что же дальше и как быть?
Алгоритм выхода изменился, но не стал никакой магией. У вас есть всего два с половиной варианта получать трафик.
Первый. Мы же помним, что чем активнее участник сообщества – тем больше весит его голос. Следовательно, надо эти голоса где-то брать. А где? В самом сообществе. В Slack-группе Maker Hunt, в профильных сообществах на Facebook, в Twitter и у западных лидеров мнений. И не просто лидеров, а активных пользователей этого самого ресурса. Это часть, которая заберет много времени. ВЫ НЕ ПРОДАЕТЕ СВОЙ ГРЕБАННЫЙ ПРОДУКТ ИМ, вы пытаетесь создать такой продукт, за который не стыдно голосовать. К примеру, я готовлю к запуску свой пет-проект и в моем pipeline примерно 2500 человек, с которыми я поддерживаю связь. Нет, ни за какие деньги я не продам эти контакты и не позволю их использовать. Вы же не продаете свою вторую половинку за деньги, да? Так же и с партнерами.
Второй. Количественный трафик. Ваша жена, мама, собака, друзья, клиенты, комьюнити. Спам, в конец-то концов, будь он неладен. Вы составляете список ВСЕХ, кто может за вас проголосовать, и методично его отрабатываете. Это то, что было описано в прошлой статье. Напомню, у меня до запуска формируются такие списки:
- Стартаперы/IT-шники;
- Друзья;
- Группы в Slack/FB (хотя лучше бы вы постарались отнести их в первую группу и строить свою репутацию там);
- Email-рассылка клиентам;
- Локальные лидеры мнений;
- Прочее (рассылки фондов/инкубаторов и типа того).
Последний. Реклама и PR. Статьи в профильных изданиях и продвижение постов в Facebook (да и реклама в Twitter) – это то, что может дать вам еще немного вожделенных голосов. Когда попадаете в топ-3 – начинаете продвигать посты «Ура-ура! У нас хренолион лайков!» и питчить медиа.
Пошаговый план выглядит как-то так:
- Разобраться с качественными источниками трафика.
- Найти хантера и запитчить его.
- Подготовить весь материал (видео, фото, гифки, тэглайны и все остальное).
- Отправить их хантеру и ТОЧНО И ЧЕТКО обозначить дату и время запуска. Со всеми GMT +1000.
- Когда вас запостят – опубликовать первый комментарий от фаундера.
- Попросить друзей нагнать немного голосов (30-50), чтобы попасть в топ.
- Поменять подложки в личных соцсетях и сделать посты там же.
- Когда наберете какое-то внятное количество голосов – сделать то же самое со страницами бизнеса в соцсетях.
- Включайте спам-машину.
- Включайте качество.
- Включайте рекламу.
Важно: не сыпьте все в первый час, а распределите равномерно в течение дня и не допускайте больших хайпов в один отрезок времени.
Важно[2]: в прошлый раз я советовал выбрать вторник-среду для поста. Сейчас я отказался от этого в пользу понедельника. Меньше конкуренция, больше времени журналистам написать статью, а вам продолжать нормально активничать до выходных.
Важно[3]: пятница и выходные – мертвое время.
Но все это ерунда и, как справедливо заметили в комментариях к анонсу этого поста, все ставят себе за цель выйти на Product Hunt. Я знаю, что это сейчас не сработает и в вашем сознании ничего не пошевелится, но я должен это сказать…
Product Hunt — не самодостаточный источник вашего неудержимого роста, миллиардов в кармане, крутой тачки и девочек.
Это всего лишь один из шагов. Знаю, что всем хочется волшебной кнопки «Сделать за**ись». Получите, распишитесь, но если не сработает – не нойте.
- Формируете комьюнити руками. Да-да, по одному человеку. Да, руками. Нет, без рекламы. Нет, не будет 100/1000/10000 человек за день. Но Грэм же говорил, что делать хреново масштабируемые вещи в начале – это ок. Вот и займитесь этим, в самом-то деле. Кастомер девелопмент, личные контакты, питчи, общения в сообществах – все это приведет к вам первых пользователей. Почти бесплатно, да.
- Подключаете масштабируемые источники. Реклама в email-рассылках, гостевые посты в блогах, работа с лидерами мнений. Можете даже поиграться с рекламой в Facebook/Google. Скорее всего проиграете, но хотя бы получите какие-то бенчмарки. А если вставите пиксель ФБ и соберете аудиторию для ремаркетинга и lookalike – то вы просто волшебный маркетолог.
- Выходите на Betalist.
- Выходите на PH.
- Выходите на Reddit.
- Выходите на Quora.
- Продолжаем гест-постить и общаться с лидерами мнений.
- Пытаетесь прорваться через презрение и недоверие прессы.
- Включаете рефералку.
- Начинаете пытаться нащупать что-то масштабируемое (а это долго-нудно и говорят, что возле океана на этом целые миллионы поднимают).
Ну и не забывайте общаться со своим вейтинг-листом, иначе будет печаль-беда.
Вот такой вот сжатый каминаут. С наступившим вас и дерзайте. Вы сможете. А если не вы, то кто?
Удачи вам, юннаты, прости-хоспаде, стартапов. Стройте продукт в первую очередь, елки-палки.
Конечно, рад буду ответить на все вопросы тут или в Facebook.
UPD: По итогам обсуждения в Facebook, хотел бы внести ясность по ряду моментов:
- Мой способ вывода отличается, в первую очередь от тех, которые используют в рамках одной компании. Обусловлено это объемом проектов за единицу времени.
- PH стоит использовать как первую ступеньку для рекламы. Он дает еще достаточно выхлопа, чтобы брать его в расчет.
- Не стоит пользоваться платными услугами по выводу на PH. Моими или еще кого-то. Это ваша работа. Работа, которую потянет даже команда из двух человек.
- Срок в две недели взят из объективной реальности, когда у продукта совершенно нет пользователей и связей с нужными людьми. Конечно же, если до этого вы все делали правильно, это займет 1-2 дня.
Автор: Руслан Назаренко, экс-CMO Pibox, основатель Amoly (сервис для автоматизации и оптимизации маркетинга)