У каждого из клиентов «большой тройки» мобильных операторов есть возможность просматривать информацию по своему номеру в личном кабинете – так называемый «интернет-банкинг для SIM-карты».
Такие системы самообслуживания позволяют получать информацию о балансе, изменять свои условия обслуживания на более удобные (подключать или отключать дополнительные услуги, менять тарифы), заказывать детализированные счета с указанием номера звонившего вам человека и многое другое. Из личного кабинета можно пополнить баланс и попытаться решить возникший вопрос в режиме онлайн-чата, не обращаясь в центры обслуживания или службу поддержки в телефонном режиме. Также тут можно заблокировать свою SIM-карту или установить переадресацию звонков и даже SMS на другой номер. Редакция AIN.UA изучила возможности каждого из операторов.
Процесс регистрации в каждой из систем
Vodafone (МТС). Несмотря на ребрендинг, прошедший более чем один год назад, на новом сайте оператора до сих пор нет всех функций старого сайта. Например, здесь отсутствует личный кабинет. Но это не проблема – система самообслуживания доступна на прежнем сайте оператора.
Раньше для регистрации в «Мой МТС» необходимо было указывать не только номер телефона, пароль и email, но и PUK – код, который размещен на стартовом пакете. Вследствие последнего пункта большое количество клиентов должны были или искать свой стартовый пакет, или, скорее всего, обращаться к оператору с целью восстановления этого PUK-кода (такая регистрация еще доступна для абонентов, вот ссылка). Некоторое время назад МТС отказался от данного требования, и теперь для регистрации достаточно указать номер телефона, пароль и email.
Более упрощенная форма регистрации в «Мой МТС»:
Киевстар. Здесь ранее также было нужно проходить определенный процесс регистрации, но с середины прошлого года оператор значительно упростил эту процедуру: нужно просто ввести свой номер телефона и одноразовый пароль, который поступит в SMS.
У клиентов lifecell регистрация не сложнее и для некоторых пользователей даже проще: для входа в систему «Мой lifecell» нужно ввести свой номер телефона и суперпароль. Самый простой способ получить суперпароль – отправить SMS с текстом PAROL на номер 123.
Таким образом, на данный момент у МТС остаётся самый сложный процесс регистрации. Способы регистрации в системах самообслуживания у клиентов Киевстар и lifecell достаточно удобны.
После входа
На главной странице каждый из операторов показывает, как минимум, ваш номер, баланс и тариф. При низком балансе два из трех операторов намекают или прямо указывают на то, что вам нужно пополнить свой счет. Помимо этих данных, к просмотру доступна информация о расходах за текущий период, остаток неиспользованных пакетов услуг и текущие условия тарифа с разбивкой на услуги (главная страница системы «Киевстар» длиннее других за счет предложения двух десятков услуг и акций, она не помещается на экране). Ниже три экрана после успешного входа: МТС, «Киевстар» и lifecell.
Просмотр детальной информации о звонках и SMS
Рассмотрим, насколько подробную информацию по своему номеру можно получить у каждого из операторов.
Помимо простых отчетов вида «Когда было последнее пополнение» и «Сколько я потратил за тот или иной месяц», у операторов доступна еще одна услуга – детализированный счёт. Такой счет показывает не только траты и пополнения, но и номера, на которые вы совершали звонки или с которых совершали звонки вам. Это может быть полезным, например, если телефонный номер потерялся, но вы помните приблизительные дату и время звонка.
У МТС для этого нужно перейти в раздел «Статистика», вкладка «Сформировать детализацию». Стоимость 0 грн, доступный период – 6 последних месяцев. В файле, который на выбор отправляется на email или может быть загружен с сайта, доступны дата и время события с точностью до минуты, тип события (звонок, SMS или интернет-сессия), полный номер абонента, длительность и стоимость.
У «Киевстар» за один раз можно получить информацию только за месяц максимум, вкладка «Расходы и платежи». Всего же можно получить информацию за последние полгода. В загружаемых файлах или прямо на странице услуги доступны дата и время операции с точностью до секунды, полный номер абонента, тип события, длительность, стоимость и остаток основного и дополнительного баланса. Плата за формирование отчета отсутствует, однако есть ограничение в 10 запросов за 10 минут.
У lifecell из меню «Платежи и расходы – Детализированный счет» такой счет загрузить можно максимум за 90 последних дней, стоимость – 0,50 грн. за один день. В детализированном отчете отображаются полные номера телефонов, дата и время с точностью до секунды, тип и детальная информацию о событии (если это интернет – то было это использование интернета в соцсетях, или же в мессенджерах, или же другой браузинг), длительность/объем и стоимость.
В принципе, по детализации все три отчета достаточно информативны. Единственный недостаток (и этот недостаток существенный) – стоимость отчетов у lifecell: 0,50 грн. за один день и максимум 90 дней против бесплатных отчетов «Киевстар» и МТС за последние полгода.
Интересные возможности
При входе в «Мой МТС», после введения логина и пароля, необходимо ввести код из SMS, который приходит на телефон. Также, в целях безопасности, приходят SMS-сообщения с указанием IP-адреса, с которого вход происходил. В системе можно дополнительно настроить отправку SMS при введении трех раз неправильного пароля, а в архиве доступна информация об успешных и неуспешных попытках входа и IP-адресах.
В «Мой Киевстар» можно удаленно включить переадресацию не только звонков (это доступно у всех трех операторов), но и SMS. Правда, SMS могут быть переадресованы только на абонентские номера внутри этой сети. Также клиентам, которые используют номер «Киевстар» как логин в интернет-банкинг украинских банков, может быть полезна услуга «Блокировка удаленной замены SIM-карты» – после активации услуги утерянную SIM-карту придется восстанавливать только при личном присутствии в магазине оператора. Еще прямо из личного кабинета, можно отправлять SMS. Стоимость сообщений в соответствии с вашим тарифом, получателю они будут доставлены с вашего номера. Каких-либо ограничений не указывается, но из двух отправленных SMS доставлено было только одно – на номер «Киевстара».
В системе «Мой lifecell» для тех, у кого закончились средства на счету, помимо простой возможности пополнения, существует возможность отправить просьбу о переводе баланса – на указанный номер другого абонента lifecell от вашего имени будет отправлено SMS с просьбой о переводе баланса (не более трех запросов в день). Странная функция, как для тех, кто сидит в интернете, но всякое может быть. Есть у lifecell и уникальная настройка «Управление рекламными сообщениями» – позволяет отключить определенные или сразу все рекламные активности (SMS и автоматические звонки) в вашу сторону со стороны оператора.
Мобильное приложение
Для тех, кто хочет управлять своим тарифом здесь и сейчас – на ходу – предназначены мобильные приложения. Рассмотрим кратко версии на примере Android.
У МТС было мобильное приложение «SMART Helper MTS» для своих клиентов, но оно было малофункциональным и нестабильно работало на телефонах с двумя SIM-картами, вследствие чего получало низкие оценки в магазине Google Play Market. Сейчас его убрали вообще из поиска, и скачать его можно только если вы ранее его уже устанавливали (ссылка). На данный момент это единственный оператор, который не предлагает своим клиентам мобильное управление счетом.
Приложение оператора «Киевстар» по большей части дублирует функции, доступные из WEB-версии «Мой Киевстар», однако, не смотря на возросшую в последнее время оценку пользователей в Google Play Market в 4.0, по-прежнему работает нестабильно. Так, заметно, что приложение работает в виде оболочки над WEB-версией, а не как «родное» полноценное приложение для смартфонов. В приложении есть виджеты для рабочего стола.
Приложение lifecell работает стабильнее, чем аналогичное приложение от «Киевстара», и имеет более широкие функции по настройке виджетов. Так, оно умеет обновлять баланс не только по времени, но и по событию (после звонка и отправки SMS). Куда более интересная функция «встраивания» приложения: в телефонную книгу вашего устройства добавляются кнопки «Перезвони мне», «Перевод баланса» и «Пополнить баланс». Таким образом, для совершения этих действий нет необходимости открывать приложение оператора, можно использовать привычный телефонный справочник.
Среди мобильных приложений «Мой lifecell» работает более плавно, чем «Мой Киевстар», у МТС же приложение для управление услугами отсутствует.
Подведение итогов
В принципе, на этом отличия заканчиваются, и дальше личное дело каждого. Однако, учитывая свежую новость о MNP (перенос номеров при смене оператора), для некоторой части абонентов наличие определенных функций и удобство «интернет-банкинга для SIM-карты» может сыграть решающую роль в выборе оператора. Конечно, после хороших тарифов на связь.