У меня стартап.
Как выбрать биллинг?
АВТОР: НИНА ГЛУЩЕНКО
Материал подготовлен при поддержке Maxpay
Допустим, в вашей жизни настал момент, когда пришла пора выбрать биллинг для вашего интернет-магазина или сервиса. От того, насколько удачный выбор, будет зависеть комфорт покупателей при совершении платежа (а ведь современный избалованный пользователь так и норовит ускользнуть к конкурентам, если ему неудобно), размеры комиссии, скорость получения денег и то, насколько часто вашим техническим специалистам придется заниматься поддержкой биллинга. Редакция AIN.UA разбирается, на что обратить внимание в этом вопросе и с чего начать.
Кто предоставляет биллинг
Биллинг для приема платежей на сайте может быть двух видов от платежной системы напрямую и от агрегаторов платежных сервисов. Кроме того, собственные биллинги есть у крупных технологических компаний, которые принимают платежи на своих ресурсах: Facebook, Вконтакте, Wargaming и т.д., или у компаний, которые специализируются на отдельных сферах (например, как Xsolla, которая занимается услугами для создателей игр). Но мы поговорим о первых двух.
Платежная система напрямую
Прямое подключение к API платежных систем. Но если в случае с платежными системами вроде WebMoney подключение происходит в буквальном смысле напрямую, то в случае с платежными системами VISA или MasterCard – через банк-эквайер.

Преимущество – в минимальной комиссии или ее отсутствии. Недостаток – в том, что надо потратить много времени на подключение к разным платежным системам, затем техподдержку (а куда ж без нее), в конце месяца – получение средств от разных платежных систем в разных валютах на расчетный счет компании и заполнение отчетностей. Если компания имеет большие обороты и работает, например, на одном рынке – родном (в той же Украине не так много популярных платежных методов по сравнению с более развитыми рынками), возможно, в таком подходе есть смысл.
Агрегатор платежных сервисов
Агрегаторы платежных сервисов берут комиссию за свою работу, но в свою очередь избавляют от головной боли с подключением большого количества сервисов, заключением договоров и переводом средств на счет компании и связанной с этим бухгалтерской документацией. Таким образом, агрегаторы – предпочтительный вариант для компании, которая продает свои услуги в разных странах, а если работает только на одном, то имеет не насколько большой оборот, чтобы экономия на комиссии агрегатора была оправданной. Если с выбором биллинга от платежных систем все более-менее просто – если система популярна в регионе, где работает компания, значит, он нужен, то с биллингом от агрегаторов все сложнее.
На что обратить внимание при выборе биллинг-агрегатора
Казалось бы, самый очевидный критерий – это тарифы. Но есть еще несколько параметров, по которым стоит оценивать потенциального партнера.
Методы оплаты
В мире есть большое количество методов оплаты – от классических вроде карт банков международных систем до мобильных кошельков, банковских переводов, оплаты с помощью SMS, через социальные сети и мессенджеры и т.д.). В каждом регионе есть свои предпочтительные методы оплаты. По словам Артема Тимошенко, СЕО Maxpay, выбор платежного партнера нужно начинать именно с понимания, на каких рынках будет работать компания, какие платежные сервисы на них есть и какие предпочтительные.

Если Европа (с учетом Украины и России), США, Канада, ряд развитых стран Азии предпочитают различные банковские сервисы, и тут они здорово развиты, то Африка смотрит в сторону мобильных и наличных платежей, в Южной Америке процветают всевозможные способы оплаты, кроме самых привычных нам, развивающиеся страны Азии предпочитают мессенджеры или мобильный банкинг. Кроме того, своя специфика есть в каждой стране. Возможно, ради какого-нибудь магазина с особо привлекательными ценами или редкого экзотического товара покупатель задумается о том, чтобы завести себе счет в экзотической для него платежной системе, но в большинстве случаев он будет просто потерян для вас. Один покупатель с одним небольшим чеком – это вроде небольшая потеря, но если вы упускаете что-то действительно важное, то в итоге упущение выльется в большой поток недополученной прибыли.
Популярные платежные сервисы в разных регионах
Посмотреть популярные способы оплаты в разных странах можно, например, на этом сайте.

Нелишним будет следить за новинками в области платежей (коих в последнее время появляется много и часто), чтобы не пропустить новый набирающий популярность сервис.
С кем работают
Юридические лица, физические, и те, и другие. Резиденты и не резиденты. Главное, чтобы вашему проекту подходило.
Кастомизация интерфейса
Возможность кастомизации интерфейса полезна минимум по двум причинам: она может улучшить конверсию и сделать дизайн в соответствии с дизайном вашего ресурса – это вопросы не только эстетики, но и морального спокойствия пользователя, которого перенаправление на страницу с решительно отличающимся дизайном может просто спугнуть.
Дополнительные услуги и особенности
Регулярные платежи, массовые платежи, работа с биткоинами или другими экзотическими валютами, юридическое сопровождение и другие дополнительные возможности смогут избавить от головной боли в разных вопросах. В идеале, как минимум регулярные платежи по подписке должны быть.
Защита от мошенничества
Интернет и мошенничество – практически синонимы в наши дни. Поэтому защита от незаконных действий – must have.
Техподдержка
Нет сервисов, которые не ломаются, кто бы что ни говорил. Когда ломается главный инструмент для получения доходов, потери могут быть очень большими. Важно, чтобы всегда было к кому обратиться, независимо от часового пояса и времени суток. И чтобы канал связи был удобным (желательно – не одним).
Стаж и репутация компании на рынке
Долгожительство не всегда будет лучшим критерием выбора, хотя и им лучше не пренебрегать. Но пятна на репутации или большие вопросы со стороны регулятора – уже повод задуматься. Как и хорошие крупные клиенты – плюшка для репутации.
Биллинг в Украине
Специфика украинского рынка заключается в том, что в нашей стране банковские карты VISA и MasterCard являются распространенным платежным инструментом. Эмитентом электронных денег могут быть только банки, и хотя некоторый украинский бизнес готов принимать оплату в Webmoney и других электронных деньгах, это не является распространенным способом оплаты, а больший чек компаниям приносят зачастую привычные карточки. Также в Украине не приняты мобильные кошельки и не работают платежные сервисы технологических гигантов вроде Alipay, PayPal, Skrill, Tencent и так далее. Крупнейший банк страны, Приватбанк, использует для платежей собственную эквайринговую систему Liqpay. А среди альтернативных методов оплаты присутствуют разве что терминалы, где можно внести деньги наличными (iBox, EasyPay, Приватбанк), оплата наличными курьеру или почтовой службе или при получении товара в почтомате через терминалы Приватбанка. Украинский рынок слишком беден и нестабилен для глобальных провайдеров платежных услуг.
В Украине есть 15 локальных компаний, предоставляющих услуги в сфере платежной инфраструктуры (процессинг, эквайринг, клиринг, информационные и технические услуги). В основном они выполняют небольшое количество задач и работают с банковскими решениями. Кроме того, у Приватбанка есть собственная система для биллинга и эквайринга не только карточек этого банка, но и всевозможных платежных инструментов. Система стала международной и пользуется популярностью даже в соседней России. Зачастую размеры комиссии (во всяком случае, на «общих» основаниях) и компаний в разных сервисах сравнимы, но каждый обещает индивидуальные тарифы в зависимости от размеров бизнеса. Для подключения предоставляются API или модуль для CMS, некоторые пошли дальше и разработали решения для мобильных приложений. У большинства поддержка круглосуточная, выплаты обещают ежедневные. Отличия на уровне поддерживаемых методов оплаты, работы с физическими и юридическими лицами, дополнительных услугах. Для примера приводим сравнительную таблицу нескольких популярных в Украине сервисов. На сайте каждого из них можно посмотреть список клиентов.
Стаж и репутация компании на рынке
На глобальном рынке в каждом регионе есть собственные популярные трансграничные поставщики платежных услуг. В Азии лидируют выходцы из Китая, они же уже нацелились на страны Африки, где лидируют мобильные решения. «Компании Поднебесной усиливают свое присутствие на локальном рынке и выходят на глобальную арену. China Unionpay когда-то была локальной платежной системой Китая, но по объему эмиссии она уже обогнала MasterCard. По моим прогнозам, максимум через пять лет это будет доминирующая сила на финансовом рынке. Примечательно, что Китай инвестирует в развитие платежных систем на государственном уровне», – говорит Артем Тимошенко, СЕО Маxpay.

Но в лидерах в Африке пока мобильные решения. В Западной Европе – это Adyen, GlobalCollect, WorldPay и другие (ситуация сильно меняется от страны к стране). В США и Северной Америке любят своих игроков – Amazon Commerce, PayPal, Payfirma, Evalon и т.д. Латинская Америка – разнообразна и любопытна, тут тоже в основном свои компании. Есть и универсальные игроки вроде Maxpay, которые освоили несколько регионов: от Европы и США до Китая и Латинской Америки, и располагают экспертизой о популярных платежных инструментах. Ценность таких провайдеров платежных услуг в том, что благодаря широкой сетке банков-эквайров и юридической и финансовой экспертизе на нескольких рынках они могут предлагать оптимальную для задач компании структуру платежного трафика, что практически на ровном месте приведет к увеличению доходов на несколько десятков процентов (подробнее об этом кейсе можно прочитать тут).

Комбинация нескольких платежных партнеров на разных рынках позволит получить максимум от локального и глобального опыта компаний.
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda