Читатели AIN.UA наверняка слышали про пестрые украинские носки Sammy Icon, а у некоторых они прямо сейчас выглядывают из-под штанин. Впрочем, бренд, который начинался в 2013 году с кампании на Kickstarter, удивляет не только ассортиментом и смелыми дизайнами, но и весьма примечательными кейсами по маркетингу и продажам. В середине декабря в ТЦ “Глобус” у центрального входа появился вендинговый автомат по продаже… носков. В тот же день по Facebook пронеслась волна удивления и восторга, которая сразу привлекла внимание СМИ. Но как “носкомат” показал себя “в поле”? Об этом нам рассказал один из создателей бренда Sammy Icon Филипп Литвинов.

Носки Sammy Icon продаются через два основных канала: онлайн-продажи с сайта и опт. Бренд работает с небольшими магазинами, например, “Штуки”, торговыми сетями, такими как Intertop. Также недавно у Sammy Icon появился небольшой шоу-рум в ЦУМе.

Продажи идут не только в Украине, но и в других странах. В 2016 году у бренда появились дистрибьюторы в Германии и Нидерландах. “Недавно мы ездили на выставку Modefabriek в Берлине и познакомились со многими новыми дистрибьюторами, которые также хотят продавать наши носки. Сейчас наша главная стратегическая цель – расширение продаж в странах ЕС”, – говорит Филипп.

Идея создать носкомат возникла спонтанно. В мире уже давно существуют автоматы, которые продают футболки или очки, так почему бы с тем же успехом не продавать носки? “Мы подумали, почему нет? С одной стороны, это было инновационным решением, которое бы соответствовало нашему бренду по духу – яркое решение для бренда ярких носков. С другой – возможность для нас создать что-то вроде своего бутика, островка продаж в торговом центре”, – пояснил Литвинов.

Открыть собственный магазин носков в нынешней экономической ситуации в Украине сложно и дорого, а посему нецелесообразно. Вместе с тем квадратный метр в виде носкомата – идеальный вариант. “Это и новый способ продажи продукта, и эдакое мини-представительство Sammy Icon, которое можно установить практически везде, где есть электричество”, – отмечает Филипп.

На воплощение идеи в жизнь компании понадобился месяц. До этого еще около двух месяцев готовились – придумывали, как запаковать носки, чтобы они правильно выпадали из носкомата, как он будет выглядеть и т.д. Начали с поиска компании, которая предлагала в Украине услуги аренды вендинговых автоматов, но нашли только с продажей.

В Украине есть несколько компаний, которые продают вендинговые автоматы. Находятся они за Киевом, так что команда Sammy Icon поехала к ним на склад смотреть варианты.

“Перед этим я им, конечно же, звонил – думал, они придут в недоумение, когда услышат, что нам нужно. Но они даже не удивились. “Продавать носки? Можно и носки”.

Я спросил, есть ли у них решение под носки. Они ответили – нет. Но есть стандартные снэковые автоматы с пружинами, которые, в принципе, подойдут. “Носки и бутерброды по форме похожи – можно сделать подобную упаковку и использовать такой автомат”, – пояснил Литвинов. Автомат обклеили брендингом, запрограммировали, а внутри немного подшаманили систему расположения пружин под наборы с носками. И получился носкомат Sammy Icon.

К выбору места для установки в компании предъявляли два основных требования: это должен быть центр города с постоянным потоком людей, чтобы носкомат все время был на виду. “Мы хотели привлекать не только тех, кто уже наш клиент и покупает регулярно, но и тех, кто, возможно, о нас еще не знает. Захватить новую аудиторию”, – пояснил Филипп. Торговый Центр “Глобус” для таких целей подошел идеально.

Договориться с администрацией ТЦ не составило труда. Торговые центры в Украине уже привыкли работать с вендинговыми машинами, нынче их выставляют многие: продажа воды, кофе, бутербродов… Sammy Icon, так же, как и все остальные, арендует один квадратный метр в ТЦ под свой носкомат.

“Стоимость аренды я раскрыть не могу, но могу примерно описать, во что обходится содержание носкомата. Во-первых, это телефонная линия, на которую люди могут звонить в случае каких-то проблем или неисправностей, соответственно, нужно нанять человека, который будет принимать эти звонки и передавать информацию дальше – на склад или в техподдержку. Еще нужен человек, который ездит загружать автомат продукцией. Остальное – это товарный запас и возможно, какая-то мелкая поломка, когда надо вызывать мастера или перепрограммировать что-то. Но пока это нечасто случается”, – комментирует Литвинов.

По его словам, за все время было всего два случая, когда носкомат не сработал корректно: носки цеплялись за пружину, которую не очень аккуратно приплавили. Но эту проблему быстро устранили.

С юзабилити также не было проблем – люди быстро понимали, как все устроено. Нужно лишь засунуть деньги и выбрать номер, соответствующий нужному набору носков (состоит из двух пар) из “носочного меню” автомата.

К слову, в носкомате носки Sammy Icon стоят дешевле, чем в магазине. “Обычно одна пара стоит у нас 75 грн, но в носкомате мы сделали промо-предложение – 100 грн за две пары. Чтобы дать людям дополнительный повод купить носки в автомате”, – пояснил бренд-менеджер компании. Пока рассчитаться можно только наличкой – карты автомат не принимает, но Литвинов не исключает, что в будущем эту возможность реализуют.

Вместительность автомата на сегодня составляет 240 пар. Вскоре ее планируют расширить, чтобы пополнить ассортимент. “У наших фанов есть любимые дизайны, и после установки носкомата были случаи, когда люди звонили и спрашивали: “Где модель такая-то? Когда вы загрузите ее?””, – рассказывает Литвинов.

Также клиенты часто пишут в Facebook, когда автомат становится пустым. А перед Новым годом это происходило довольно часто – курьерам Sammy Icon приходилось загружать его каждый день, а 30-31 декабря даже по два раза. “Наверное, потому что люди в последний момент брали носки на подарки.

Некоторые за раз покупали по 10-20 пар. Я сам видел, когда ездил туда перед Новым годом”, – делится Филипп.

По его словам, носкомат привел фанов Sammy Icon в восторг. Люди высылали фото и видео того, как они покупают носки в носкомате, были даже Instagram-истории “Как я нашел носкомат Sammy Icon в “Глобусе”.

Вообще в социальных сетях носкомат зашел хорошо. “Мы объявили у себя в паблике про запуск носкомата и не успели даже разослать релизы в СМИ, а о нас уже только благодаря репостам написали около 50 изданий”, – утверждает Филипп.

По словам Литвинова, носкомат для Sammy Icon – больше маркетинговый проект и возможность привлечь новую аудиторию. Он буквально как продающий бигборд. “Так уж сложилось, что большая часть нашей аудитории знает о нас через Facebook, но мы гораздо меньше охватываем тех, кто не бывает в Facebook.

Носкомат – это способ заявить о бренде не на бигбордах, а новым и интересным продуктом и даже способом продажи носков”, – говорит Литвинов.

Пока носкомат не окупился, месяц – слишком короткий срок для этого, говорят в компании. По расчетам Литвинова, на окупаемость уйдет примерно 3-4 месяца.

Одним носкоматом в компании не ограничатся – уже в феврале в Киеве может появится второй. Как раз сейчас Sammy Icon ведет переговоры с несколькими торговыми центрами в столице. Также бренду уже поступило несколько предложений о франшизе из других городов Украины, и одно – из Голландии.