В прошлом году на улицу украинских компаний и фрилансеров, которые работают с зарубежными заказчиками, пришел праздник. Появился закон, отменяющий обязательный ворох бумаг для получения денег от зарубежных клиентов. Раньше чтобы подтвердить банку происхождение валюты на счету, нужно было доставать акты выполненных работ, договоры с мокрыми печатями. Сейчас экспортеры могут показывать банку договор, заключенный в переписке в email или счет за услуги – инвойс.
Эта норма должна была упростить жизнь тем айтишникам, которые работают с иностранными заказчиками. Закон вступил в силу еще в прошлом году, НБУ выпустил постановление №419, указывая банкам, как с ним работать. Но не все банки пока готовы выполнять его нормы.
“Мокрая печать” от Apple
Предприниматель Дмитрий Бондарь в январе получил письмо от Apple: его образовательное приложение ZNOua за год заработало в App Store около $160 и компания выслала деньги разработчику, на его данные, то есть на СПД “Бондарь Д.В.”. Пока получатель валютной выручки не докажет банку, откуда деньги, они остаются на так называемом транзитном счете. Поэтому предприниматель подготовил и подписал инвойс на Apple, и отправил в “Райффайзен Банк Аваль” своего бухгалтера.
“Бухгалтер звонит из банка и рассказывает, что там требуют договор, мокрую печать, подпись. Мы начинаем прикалываться: вам нужна мокрая печать Apple, подпись Тима Кука, или как? Но, шутки в сторону, в банке инвойс не принимают, а сотрудница даже грозит позвонить в налоговую, если не принесем документы через три дня. Какая налоговая, это же валютное регулирование!” – рассказывает предприниматель.
По словам Дмитрия, приложение заработало только в 2016 году, так что, получая с него выручку, заодно решили попробовать действовать в соответствии с новым законом. “После скандалов менеджеры банка вроде согласились принять инвойс, правда, не могут сойтись в том, копия им нужна или оригинал”, – рассказывает он.
В пресс-службе банка сообщили, что механизм получения валюты от иностранных заказчиков регулируется Постановлением НБУ №419 от 30.12.2016. “Предусмотрена возможность использования копий документов, в том числе счета (инвойса), в электронной форме для целей валютного контроля за экспортно-импортными операциями резидентов. Для этого резидент должен отсканировать оригинал документа на бумажном носителе и засвидетельствовать его электронной подписью (в случае юрлица – подписью уполномоченного лица)”, – сообщили в банке.
В самом банке признают проблему и обещают скоро запустить для экспортеров возможность получать валюту на счет без кучи бумажек: “На сегодня у банка отсутствует техническая возможность принимать документы в электронном виде. Но банк проводит активные работы по внедрению этой возможности для клиентов в ближайшее время”.
Еще немного грустных историй
Это – не единичный случай, клиенты различных банков рассказывали редакции о том, что при оформлении зарубежной выручкой им приходилось сталкиваться с бумажной волокитой, несмотря на закон.
“Недавно консультировался в “Креди Агриколе”, как мне вести ВЭД с их помощью, как получать валюту. Мокрых печатей не требовали – ФОП их иметь не обязан. А вот договоры с оригинальными подписями – вынь да положь! Сначала можно и “цифровые копии”, но в конце месяца все равно нужно нести все в бумаге, с подписями. Если нет своего бухгалтера, который сможет часто туда мотаться, лучше даже не начинать. Это какой-то “совок”, хоть сами банки – европейские”, – рассказывает киевский веб-разработчик Александр Цыбулько.
Похожий случай в общении с другим банком описывает PR-специалист Дарья Ставерская, которая работает с украинскими стартапами. По ее словам, она попыталась напомнить банку, что договоры с мокрыми печатями больше не нужны. Но сотрудники банка ей ответили, что хоть и слышали о законе, но не получали указаний от начальства. “Попросили принести дополнительный договор из-за несоответствия сумм в $5 долларов, тоже с мокрой печатью. Я сделала и это, но мне сообщили, что дополнение к договору оформлено неправильно”, – рассказывает она.
Юрлицам приходится не проще. “Обращались в банк, с которым работаем, нам ответили, что их ПО не позволяет этого делать сейчас, но они работают над этим. Договоры публичной оферты нам удалось предоставить банку в качестве подтверждающего документа, но для этого мы обращались в техподдержку платформы, с которой работаем (Upwork – ред.), и они предоставляли нам договоры с факсимильной подписью. То есть, просто текст с сайта у нас пока что не воспринимают, как документ”, – рассказывает бухгалтер компании Sombra Ирина Довганюк.
Хотя есть и компании-разработчики, которые не сталкивались с подобными проблемами. “У нас три компании, счета в “ПриватБанке” и “УкрСиббанке”, лишних бумажек никогда не требовали – сейчас вместо актов оформляем инвойсы”, – рассказывает Любомир Остапив, финансовый директор Coppertino.
Юристы советуют
Не паниковать и немного подождать, пока банки настроят технические возможности для обработки таких документов. “Закон вступил в силу в конце прошлого года. НБУ внес изменения в свою нормативку только 30 декабря 2016. Украинские банки с иностранным капиталом крайне консервативные и не станут упрощать порядок до того, как им об этом недвусмысленно скажет НБУ. Так что я бы не паниковал раньше времени. Давайте дадим банкам время технически реализовать этот rocket science – прием сканов документов”, – говорит партнер Axon Partners Дмитрий Гадомский.
Отметим, цель данного материала – не раскритиковать одни банки и похвалить другие, а привлечь внимание к проблеме в целом. Если вы сталкивались с подобными трудностями в указанных или других банках – поделитесь опытом в комментариях. Если история окажется иллюстративной, мы дополним ею материал.
К слову, в прошлом году в парламенте поддержали проект, который мокрые печати для бизнеса вообще отменяет. Осталось дождаться второго чтения.